Диссертация (Динамика эстетического вкуса в культуре повседневности ХХ века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика эстетического вкуса в культуре повседневности ХХ века". PDF-файл из архива "Динамика эстетического вкуса в культуре повседневности ХХ века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБАРКОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРИЕВНАДИНАМИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В КУЛЬТУРЕПОВСЕДНЕВНОСТИ XX ВЕКАСпециальность 09.00.04 – эстетикаДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук,профессор Устюгова Е.Н.Санкт-Петербург20142ОглавлениеВведение.......................................................................................................................
3Глава 1. Проблема вкуса в истории эстетики...................................................... 11§ 1. Проблема вкуса в классической эстетике ................................................ 11§ 2. Проблема вкуса в эстетике первой половины XX века........................... 21§ 3. Проблема эстетического вкуса в современной эстетике и культурепостмодернизма .........................................................................................................
29§ 4. Эстетический вкус в системе рыночных отношений .............................. 44Глава 2. Функции вкуса в культуре повседневности ......................................... 58§ 1. Эстетические факторы культуры повседневности .................................. 58§ 2. Место эстетического вкуса в культуре повседневности.
Историческийочерк ........................................................................................................................... 68§ 3. Роль эстетического вкуса в формировании и функционированиипредметной среды ...................................................................................................... 98§ 4.
Вкус и мода (на примере костюма) ........................................................ 120Глава 3. Эволюция вкусовых тенденций в повседневной культуре XX века(на примере предметной среды и моды) ............................................................. 134§ 1. Эстетический вкус между элитарной и массовой культурой в периодначала XX века .........................................................................................................
134§ 2. Вкус и эстетическое переживание повседневности в середине XX века................................................................................................................................... 140§ 3. Эстетическийвкусвпространствеповседневностикультурыпостмодернизма (вторая половина XX века).......................................................... 147Заключение ............................................................................................................. 172Список литературы ...............................................................................................
1773ВведениеАктуальность проблемы исследования динамики эстетического вкуса вкультуре повседневности XX века обусловлена тем, что в настоящее время вкультуре происходит расширение области эстетического и, как следствие, наблюдается эстетизация повседневного бытия. В то же время ментальные изменения,обусловленные глобальными цивилизационными процессами, новыми промышленными и информационными технологиями, приводят к стиранию различийприродного и искусственного, виртуального и реального, что делает необходимым осмысление эстетического вкуса как формы свободной самореализации личности и одного из оснований гармоничного бытия человека в созданном им повседневном жизненном мире.Интерес к эстетическому вкусу в структурах повседневности обусловлентакже прикладным характером современной эстетики.
Классическая эстетикатрактовала эстетический вкус как способность субъекта к свободному, рационально и утилитарно не предустановленному выбору, как оценивающую и избирательную активность субъекта, которая не управляется принципами истины ипользы. Вместе с тем, вкус проявляет себя как индивидуальное внутреннее чувство удовольствия или неудовольствия по отношению к тому, что наиболее полносоответствует идеалам, традициям, привычкам человека.В настоящее время осмысление эстетического вкуса отталкивается от мираповседневного как «привычного и близкого», который непосредственно переживается индивидуальностью. Особенно остро проблема вкуса звучит в культурепостмодернизма в контексте актуальных задач формирования личного самоощущения и самоутверждения человека.
В ситуации характерной для постмодернизмаразмытости ценностной структуры, утраты критериев социальной и духовнойориентации усиливается потребность в формировании особой чувствительности кжизненному и культурному разнообразию.Анализ исторической эволюции функционирования эстетического вкуса вкультуре повседневности дает основание считать его механизмом, способствую-4щим активизации в процессе жизнедеятельности всей аксиосферы человека, стимулирующий его чувственную способность к эстетической оценке окружающегомира, определяющий эстетические позиции и ценностные ориентиры личности иоказывающий влияние на организацию жизненного мира человека.
Таким образом, выявляется актуальная значимость проблемы эстетического вкуса не толькокак категории теоретической эстетики и искусствознания, но и как социальнокультурного феномена и категории прикладной эстетики. Следовательно, теоретическое изучение вкуса должно стать предметом междисциплинарных исследований гуманитарных, социальных, психологических наук. Эстетический вкустакже включается в поле проблем проектной деятельности таких предметных областей, как эстетическая медицина, современный промышленный дизайн, мода,системы маркетинговых коммуникаций, экологическая эстетика и др.Исследование функционирования эстетического вкуса в структурах повседневности видится перспективным в связи с возникновением новых ценностныхприоритетов, норм, моделей жизни. Особую значимость приобретает здесь осознание новых стратегий конструирования жизненного мира как личностного пространства человека.Цель исследования: рассмотреть исторические аспекты и особенностифункционирования эстетического вкуса в повседневности на материале предметной среды и моды в одежде, проследить эволюцию вкусовых тенденций в повседневной культуре XX века, дать аналитическое обоснование тенденций функционирования эстетического вкуса в XXI веке.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:1.
Рассмотреть понятие вкуса и проанализировать историю становления иразвития вкуса как эстетической категории в контексте ее взаимосвязи с культурой повседневности.2. Рассмотреть функции вкуса в культуре повседневности.3. Проанализировать эстетические факторы культуры повседневности, обуславливающие функционирование в ней эстетического вкуса.54.
Рассмотреть место эстетического вкуса в культуре повседневности в различные исторические периоды.5. Проследить роль эстетического вкуса в процессе формирования и функционирования предметной среды.6. Выявить специфику взаимодействия эстетического вкуса с феноменоммоды на примере костюма.7. Проследить эволюционирование вкусовых тенденций в повседневнойкультуре XX века и наметить основные тенденции его динамики в современнойкультуре.Объект исследования — эстетический вкус в пространстве культуры повседневности.Предмет исследования — динамика эволюционирования вкусовых тенденций в структурах повседневности культуры XX века.Степень разработанности проблемы: Эстетический вкус является однойиз самых значимых проблем классической эстетики и одной из наиболее актуальных проблем неклассической эстетики.
Однако исследование эстетического вкусав современной культуре повседневности пока еще не стало предметом специального исследования. Вместе с тем различные ракурсы проблемы эстетическоговкуса прослеживаются в теоретических исследованиях эстетических основанийпредметного творчества, эстетики костюма, экологической эстетики, дизайнапредметной среды.Особое значение эстетическому вкусу в повседневности применительно кмоде и эстетике костюма уделяют следующие авторы: О.Б.Вайнштейн,Л.М.Горбачева, Ш.Зеллинг, Ю.Кавамура, Н.М.Каминская, М.И.Килошенко,Р.Кирсанова, М.С.Коськов, Т.В.Кузнецова, М.Н.Мерцалова, Л.Свендсен и др.Различные аспекты, связанные с функционированием эстетического вкуса всфере дизайна предметной среды рассматривались следующими авторами:Л.Бхаскаран,И.Добрицина,Л.В.Землянухина,И.Иттен,В.Д.Лелеко,В.И.Казаринова, М.А.Коськов, Г.Н.Лола, В.Ю.Медведев, Н.Н.Суворов, Ch.L.Fiell,P.M.Fiell и др.6Связь эстетического вкуса и нравственного чувства по отношению к эстетическому в природе, а также в повседневности с позиций экологической эстетикипрослеживается в работах В.Е.Борейко, Э.Гомбриха, Н.Б.Маньковской, И.Канта,Д.С.Лихачева, Д.Х.Хацкевича, М.Eväsoja и др.Функционирование эстетического вкуса в ментальных структурах повседневности рассматривается в трудах по истории культуры Л.М.Баткина,Ф.Броделя, Я.Буркхарда, О.Б.Вайнштейн, Ж.Ле Гоффа, М.С.Кагана, Г.С.Кнабе,А.Мартен-Фюжье, Л.М.Пинского, В.Силюнаса, У.Эко и др.Проблемы, включающие в себя функционирование эстетического вкуса вповседневности, как особой сферы жизнедеятельности человека и общества, егосоциальные аспекты во взаимосвязи с политико-экономическими сферами социального бытия прослеживаются в трудах Л.А.Антоновой, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье,Ж.А.Вартановой,А.Дайкселя,Ю.Кавамуры,А.Линч,А.П.Маркова,А.С.Молчановой, А.Моля, Е.Н.Шанинской, В.В.Лисенкової, Т.О.Серебряної и др.Особое внимание эстетическому вкусу в структуре жизненного мира уделяется в работах Г.-Г.Гадамера, Р.Барта, Р.Ингардена, И.Канта, М.Хайдеггера,А.Щюца, Т.Лукмана, Ж.А.Вартановой, Н.І.Гітун, Я.М.Кунденко и др.Эстетический вкус как форма коммуникации между миром человеческогосуществования и миром искусства рассматривается в работах по философии культуры следующих авторов: А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, В.Беньямина, Ю.Б.Борева,В.В.Бычкова,О.Б.Вайнштейна,Ю.С.Ершовой,М.А.Коськова,Н.Б.Маньковской,В.Д.Лелеко,М.С.Кагана,Ж.-Ф.Лиотара,Г.С.Кнабе,Б.В.Маркова,В.В.Прозерского, Н.Н.Суворова, Е.Н.Устюговой, О.Шпенглера, У.Эко и др.Теоретико-методологической основой диссертационного исследованияпослужили принципы системного анализа функционирования эстетического вкусаи метод исторического и предметного сравнительного анализа.
В качестве теоретической основы исследования используются разработки философии культуры,философской эстетики, герменевтики, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по социологии, истории, истории эстетики, истории7костюма, истории искусства, теории предметного творчества и дизайна предметной среды.Специфика предмета исследования требует комплексного подхода, которыйпредполагает рассмотрение истории взаимодействия эстетического вкуса как философско-эстетической категории и вкуса как феномена эстетической культуры вструктуре культуры повседневности. Философская методология позволяет расширить и углубить представления о значимости культурно-мировоззренческихтрадиций в философии, философской эстетике и теоретических основах дизайна,их связи с современным ценностно-эстетическим осмыслением культуры повседневности и практическими аспектами взаимодействия в коммуникативном пространстве в предметном творчестве, моде, дизайне.Научная новизна исследования состоит в осуществлении философскогоанализа функционирования эстетического вкуса в структурах повседневности современной культуры.Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:1.