Диссертация (Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры средневековья (XIII век))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры средневековья (XIII век)". PDF-файл из архива "Францисканская литература периода «начал» в контексте культуры средневековья (XIII век)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиСАМАРИНА Марина СергеевнаФРАНЦИСКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «НАЧАЛ» В КОНТЕКСТЕКУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XIII ВЕК).Специальность 10.01.03. — Литература народов стран зарубежья(литература народов Европы, Америки, Австралии)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора филологических наукСанкт-Петербург20142ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4§ 1. Общая характеристика работы…………………………………………………..4§ 2. Францисканская литература как предмет медиевистических исследований..17§ 3. Франциск Ассизский в российских исследованиях……………………………32ГЛАВА I. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ И ЕГО ЭПОХА……………………………52§ 1.Культурно-историческое содержание эпохи Франциска Ассизского: события,персонажи, идеи……………………………………………………………………….52§ 2.
Франциск Ассизский: слово и дело. Биография Франциска в светесредневековых источников…………………………………………………………...92§ 3. Литературный фон эпохи Дуеченто…………………………………………...108ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО……127§ 1. Понятие фидеистических текстов в религиозном дискурсе и жанрмолитвы………………………………………………………………………………129§ 2. Специфика письменного наследия Франциска Ассизского в современнойфилологической медиевистике……………………………………………………..140§ 3. Поэтическое наследие Франциска Ассизского: традиции, проблемы,жанры…………………………………………………………………………………160§ 4.
Вопросы анализа прозаического наследия Франциска Ассизского…………196ГЛАВАIII.РАЗВИТИЕФРАНЦИСКАНСКОЙЛИТЕРАТУРЫВXIIIСТОЛЕТИИ…………………………………………………………………………..2293§ 1. Проблемы изучения агиографии: «легенды» и «цветочная литература»…...232§ 2. Ученые штудии францисканцев: основная проблематика…………………...256§3.Францисканскаяапокалиптика:наследиеТоммазодаЧеланоииоахимизм……………………………………………………………………………267§ 4. Экстремальный экстатизм поэзии Якопоне да Тоди………………………...299§ 5.
Проповедь Антония Падуанского и францисканская традиция……………..316§ 6. Литературное наследие Клары Ассизской и Анжелы да Фолиньо в светесовременной медиевистики…………………………………………………………336§ 7. Современное состояние изучения вопроса «францисканство и ислам»…….369§ 8. Вопрос о доминиканской литературе во францискановедении…………….397§ 9. Францисканские образы в наследии Данте……………………………………411ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………431СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………….439БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………...442ПРИЛОЖЕНИЕ (тексты и переводы)………………………………………………5224§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСредневековье, как известно, является особым типом культуры, неким«затонувшим континентом», «Атлантидой культурных представлений», доступ ккоторой возможен только при решительном расширении круга проблемтрадиционного литературоведения.При изучении средневековой литературы, кроме того, исследовательсталкивается и сбольшим разбросом оценочных составляющих, до сих порбытующих в научной литературе: это«черная легенда» - негативный образ«мрачного средневековья», созданный просветителями и включающий такиеобычные штампы как инквизиция, охота на ведьм, невежество и нетерпимость;или, наоборот, восторженная оценка этой эпохи европейским романтизмом, такжеоснованная на общеизвестных штампах(прекрасные дамы, верные рыцари,таинственный Грааль, мистика монастырей, тайны эзотерическихорденов иготических соборов), это и новое представление об этой эпохе - «иное» или«долгое Средневековье» Школы Анналов.Средневековье - это и особый истинно целостный тип культуры,обладающий единой незыблемой картиной мира, еще не поколебленной нигелиоцентрической системой Коперника, лишившей землю и человечествоцентрального положения во Вселенной, ни теорией относительности Эйнштейна,уничтожившей вместе с традиционными понятиями пространства и временивообще всякое понятие о незыблемости.
Это культура, основанная наединственномсакральномтекстеСвященногоПисания,культура,характеризующаяся не только напряженными духовными поисками, доходящимидо крайней и иногда болезненной мистики, но и особым «вертикальнымменталитетом» и иерархическим сознанием, в особенности период нашегоисследования, XII - XIV столетие - Высокое, или «готическое» Средневековье.В нашей работе мы исследуем один из наиболее любопытных с точкизрения средневекового менталитета пластов религиозной литературы эпохиВысокого Средневековья. Это литература францисканского ордена, возникшего5в Италии в эпоху напряженных духовных исканий Дуеченто (т.е. в первуючетверть XIII столетия) и получившая дальнейшее развитие в самых разныхобластях – в религиозной поэзии, агиографии, проповедях, в эпистолярном жанре,в теологических и естественнонаучных трактатах.
Основатель ордена ФранцискАссизскийсоздалрядпроизведений,предопределившихпутиразвитиялитературы во францисканском ордене. Эта литературная традиция, включающаяв себя самые различные направления и жанры, характеризуется некоей общей«идеологией», особым взглядом на мир и человека, то есть тем, что и носитназвание «францисканство».
Речь идет, прежде всего, о новом для средневековогочеловека положительном взгляде на вселенную, о радостном восприятииприроды, человека и материального мира, ставшем характерном впоследствии дляновой культуры Ренессанса. Именно в этом, как мы стремились показать в работе,францисканская литература сыграла важную роль, а средневековый мистикФранцискАссизскийсталсправедливосчитатьсянепосредственнымпредшественником Возрождения.Именно францисканские идеи явились определяющими практически во всехпроявлениях итальянской литературной традиции XIII столетия, при этом всюразнообразнуюлитературуэтогопериодаобъединяетощущение«францисканской новизны» - вера в то, что с приходом в мир ФранцискаАссизского для всего человечества начинается «новая жизнь».Хронологические рамки нашего исследования – это так называемый период«начал» францисканского движения, то есть от первой четверти XIII века(появление первых францисканских текстов, созданных самим основателемдвижения) до первой четверти XIV столетия, времени, когда в ордене в силуразличных причин стали происходить глубокие изменения и первоначальнаячистотафранцисканстваоказаласьутраченной.исследуемого нами периода – значительныйЛогическоезавершение«францисканский» пластдантовского наследия; Данте обращался к Франциску и францисканским образамна протяжении всего творчества – от ранней небольшой повести «Новая жизнь»до колоссальной «Божественной комедии», одним из самых ярких персонажей6которой является Франциск Ассизский, а также другие деятели францисканскогодвижения.АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется следующим.
Несмотряна то, что в зарубежной критике имеется значительное количество работ,посвященных самым различным вопросам францисканства (это не толькофилологические,ноиисторические,экономические,иискусствоведческиеифилософско-теологические,работы),виотечественномлитературоведении насчитывается довольное скромное количество исследованийв этой области, при этом подавляющее большинство этих работ относится крубежу XIX – XX веков, то есть к Серебряному веку, когда в рамкахпетербургской школы медиевистики имел место настоящий всплеск интереса китальянскому средневековью.
Впоследствии в силу сложившейся социально политической ситуации в стране петербургская школа медиевистики былапрактически уничтожена, а вся религиозная литература оказалась под негласнымзапретом на несколько десятилетий; в советское время из всей массысредневековой литературы мог изучаться только эпос, как имеющий народноепроисхождение, и городская литература, так как она имела определеннуюантиклерикальную и антифеодальную направленность. Интерес к религиознойлитературе возобновился только в конце XX века, когда эпизодически сталипоявляться работы о религиозной литературе (А.В.Топорова, Л.В.Евдокимова).СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ проблемы в отечественной науке, такимобразом, на настоящий момент представляется достаточно скромной. Этим иопределяется актуальность данной работы – прежде всего отсутствием всовременномлитературоведенииобобщающейработыподаннойтеме,необходимость в которой давно назрела, а также актуальностью решения самихнаучных проблем, связанных с новой оценкой феномена средневековой культуры.ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает литература францисканскогоордена за столетний период существования (от первой четверти XIII в.
до первойчетверти XIV в.) на территории Италии в контексте культуры средневековойЕвропы.7ПРЕДМЕТОМИССЛЕДОВАНИЯвыступает комплекслитературныхпамятников данного периода, состоящий из текстов самого ФранцискаАссизского (или приписываемых ему) и его ближайших сподвижников; крометого, мы исследуем и произведения (хроники, трактаты, эпистолярную ипроповедническую литературу) авторов, бывших так или иначе связанными сфранцисканским орденом в указанный период.ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в синхронноми диахронном описании и анализе возникновения и развития францисканскойлитературы в рамках культуры средневековья и, тем самым, в воссоздании и ввосстановлении целостной картины литературного процесса этой эпохи.