Диссертация (Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири и на Дальнем Востоке во второй половине XIX в), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири и на Дальнем Востоке во второй половине XIX в". PDF-файл из архива "Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири и на Дальнем Востоке во второй половине XIX в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Слухи о сказочных пушных богатствах «полуночных стран», где,по рассказам, из туч спадают молодые белки и олени, рано стали привлекать за«Камень» (старинное название Урала) предприимчивых промышленников,которых не пугал «путь до гор тех непроходим пропостьми, снегом и лесом»8. Нетолько перспектива обогащения гнала русских людей так далеко от родных мест,но и «извечное стремление к познанию нового, к открытию неизвестного» 9.Начиная с XVIII в.
уделялось особое внимание присоединению сибирских идальневосточных территорий к России и включению их коренных жителей ворбиту имперского влияния. «Продвижение русских на восток сопровождалосьраспространениемнановыетерриторииобщенациональногополитико-административного, хозяйственного и социокультурного уклада, «втягиванием»,подчас противоречивым, в общенациональную экономическую, политическую исоциокультурную систему этих народов»10.На присоединенных территориях основывались монастыри, скиты, церкви,которые были оплотом колонизации11.
Сибирский храм традиционно являлсяважным центром не только духовной, но и светской общественной жизни.Расширяя зону своего расселения, русские увеличивали и область влияния7Дуйчев И. Ук. соч. С.118Бахрушин С.В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX века / Очерки по истории колонизацииСевера и Сибири. Вып. 2. / Сб. ст., авт. С.Ф. Платонов, С.В. Бахрушин, Г.Ф.
Чиркин. – Петроград: Редакционноиздательский Комитет народного Комиссариата Земледелия, 1922. С. 18.9Чикачев А.Г. Русские на Индигирке: Историко-этнографический очерк. – Новосибирск: «Наука» Сибирскоеотделение, 1990. С. 20.10Сибирь в составе Российской Империи / Сост. Дамешек Л.М., Ремнев А.В. – М.: Новое литературное обозрение,2007.
С. 204.11См. Карнаух В.К., Новожилова Е.О. Особенность российской колонизации // Человек, природа, общество.Актуальные проблемы: материалы 11-й международной конференции молодых ученых 27-30 декабря 2000 г.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 491 – 495.815Православия, в чем, пожалуй, и заключалась одна из основных модификаций,внесенных Россией в имперское мировосприятие и имперскую стратегию12.Учреждение новых сибирских епархий также являлось частью колонизацииСибири и Дальнего Востока.
Важнейшим этапом распространения христианствана восток от Урала стало создание в 1620 – 1621 гг. в Тобольске первой сибирскойепархии, причем сразу в ранге архиепископии. Продвижение на восток вовзаимодействии с широкой народной колонизацией традиционной системыцерковных приходов дают значительный импульс развитию на местной почвеправославной литературы, книжности, живописи, архитектуры, театра13.Количество православных храмов в Сибири постепенно увеличивалось, ноихвсеравнобылонедостаточнодляувеличивающегосясибирскогоправославного населения.
К началу XVIII в. в Сибирской митрополиинасчитывалось всего 160 церквей. В 1727 г. из Тобольской епархии выделиласьобширнейшая Иркутская епархия. В 1830 г. Тобольским архиепископом Евгением(Казанцевым) была открыта Алтайская миссия.
В 1834 г. была открыта Томскаяепархия, в ее составе с 1879 г. существовало Бийское викариатство. В 1898 г.учреждена Камчатская епархия, разделенная в 1898 г. на Благовещенскую иВладивостокскую; создание Енисейской епархии относится к 1861 г., Якутской –1869 г., Забайкальской – 1894 г.14Миссионерская деятельность Русской православной церкви за пределамиРоссии была достаточно сложной.
В начале XX в. историк церкви В. Малаховписал: «Крупные центры на Востоке: Китай, Корея и Япония тоже издавнапривлекали к себе взоры и помыслы русских проповедников Евангелия тем более,что там еще с XVI века действовала миссия римско-католическая. Но теснозамкнутый строй жизни этих государств и интриги инославных миссионеров,12Лурье С. Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV-XVII веков // URL:http://www.strana-oz.ru/2001/1/obshchina-imperiya-pravoslavie-v-russkoy-etnicheskoy-kartine-mira-xv-xvii-vekov13Подробнее см. Покровский Н.Н.
Русская православная церковь в освоении Сибири // Электронный журнал«Сибирская заимка». № 6. 2001 // URL: http://www.zaimka.ru/authors/14Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Ч. II. М., 1913. С. 1395 – 1418. Цит. поПокровский Н.Н. Ук. соч. Электронный ресурс.16особенно в прежнее время, сильно препятствовали осуществлению заветныхмыслей русских благовестников»15.Резюмируя причины неудач миссионерской деятельности можно вывестиосновные: частые случаи преследования новообращенных со стороны их бывшихединоверцев и местных властей; случаи недостойного поведения русских, ихнаветы на православных священников, отталкивающие от принятия православия;противодействие со стороны местных шаманов, лам, мулл и других служителейкульта; плохое материальное финансирование миссий.
Также обращениюместного населения в православную веру препятствовал низкий уровеньобразования священников, незнание ими местных языков.Ситуация изменяется со второй четверти XIX века, когда миссионерскойработой стали заниматься люди с академическим образованием, твердой волей исильным желанием посвятить свою жизнь делу духовного просвещения16.§1. Организация миссионерской работы вовторой половине XIX в.Как было уже отмечено раньше, после крещения Руси (988-989 гг.)миссионерская деятельность Русской православной церкви была тесно связана сразвитием русской государственности и освоением новых земель. Еще В.О.15Малахов В. Русская Православная миссия в ее прошлом и настоящем.
– Почаев: тип. Почаево-Успен. лавры,1907. С.4.16Подробнее см. «Я здесь совершенно один русский…» (Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) изЯпонии) / Публикация и комментарии Р.К. Цуркана. – СПб.: Издательский дом «Коло», 2002.
С. 158-169.17Ключевский определял Россию как страну, которая на протяжении всей своейистории колонизуется17. Область колонизации расширялась в ней вместе сгосударственной территорией. «В том, что наши заселяемые окраины составляли исоставляют с коренной Россией одно нераздельное территориальное целое»»историк советского периода Г.Ф. Чиркин видел существенное отличие русскойколонизации от западноевропейской и преимущество первой над второй18.
Вхристианизации народов, принимавших российское подданство, правительствовидело надежный путь закрепления новых территорий. По мере освоения новыхтерриторий русская колонизация не оказывала такого разрушительного воздействияна институты аборигенов, как западноевропейская колонизация. Местная знать иправящая верхушка не уничтожалась и не лишалась своих привилегий, авключалась в состав российских господствующих сословий с сохранением своихособых прав, веры суда и права всего местного населения19.В начальный период истории Русской православной церкви проповедьхристианского учения осуществлялась не организованно (особыми миссиями илимиссионерами), а спонтанно (приходскими священниками, монахами).
«Вплоть доXVIII века Россия не знала миссии как целенаправленной государственнойдеятельности... Задачей государства было устанавливать границы Православногоцарства, а обращать туземное население в Православие — дело ПромыслаБожьего. Проповедь туземцам и иноверцам была всецело делом монахов, причемзачастую удалявшихся в «пустыню» вовсе не с целью миссии, а чтобы порватьсвязи с миром, но основывавших в конце концов скиты и монастыри,становившиесяцентрамицерковности.СлужениемонахавРоссиивоспринималось тоже как своего рода государственное служение. Государствознало, что монах, особенно поселившийся на новых землях, является там столпом17Очерки по истории колонизации Севера и Сибири... С.
83.Чиркин Г.Ф. Очерк колонизации Сибири второй половины XIX и начала XX века / Очерки по историиколонизации Севера и Сибири… Сс.83-85.19Карнаух В. К., Новожилова Е. О. Ук. соч. С. 494.1818российской государственности уже самим фактом своего существования, ничегоне делая для этого специально»20.На тот момент времени желавшие проповедовать монахи находились воченьзатруднительномположении.Онибылилишеныкакой-либопредварительной подготовки, заключавшейся в знании языков, образа жизни ирелигиозныхпредставленийместногонаселения.В техслучаях,когдамиссионеры были несколько подготовлены, они добивались поразительныхрезультатов – число крестившихся аборигенов достигало тысяч.
Но это былиисключения, случавшиеся тогда, когда проповедники с самого детства илиюности были знакомы с языком аборигенов и особенностями их образа жизни.Миссионерамтогопериодапрактическиневозможнобылополучитьпредварительную подготовку, даже когда они желали этого, так как в России ещене существовало ни миссионерской организации, ни миссионерских методов21.Что касается проповеднического опыта первых миссионеров, в большинствеслучаев он ограничивался донесением внешней стороны религии, которуюдетское аборигенное мышление воспринимало из их наставлений.
Восприятиехристианства было скорее подражательным, чем по-настоящему осознанным.Глубинные христианские истины и их применение в повседневной жизни вряд лимогли тогда быть до конца поняты, поскольку даже богослужебные книги еще небыли переведены на местные языки, да и сами эти языки еще не были изучены.Миссионеры могли только крестить аборигенов, но после крещения, оставшись всвоем прежнем окружении и обстановке, они продолжали вести «языческий»образ жизни, как и прежде22.Со временем миссионерству начинает оказываться покровительство на самомвысшем уровне.
Безразличное отношение к вере и образу жизни аборигенногонаселения сменяется стремлением его русификации посредством крещения вправославную веру и обрусения. В этом плане примечательна выдержка из статьи20Лурье С. Ук. соч. Электронный ресурс.Smirnoff E. A Short Account of the Historical Development and Present Position of Russian Orthodox Missions.– London: Rivingtons, 1903. Pp.