Диссертация («Уличное искусство» опыт эстетического анализа), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Уличное искусство» опыт эстетического анализа". PDF-файл из архива "«Уличное искусство» опыт эстетического анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
В ситуации некоторой невнимательностипрофессиональных теоретиков к живым процессам современной культуры задачудокументации и осмысления новейших арт-практик взяли на себя сами художники.Единственным стабильным источником информации о российском «уличномискусстве» являются на сегодняшний день интернет ресурсы, созданные,преимущественно, активными членами арт-среды. Речь идет, в первую очередь, осайте«Ультрамарин»,посвященноговыросшемграффити,исайтеизединственного«Партизанинг»,российскогосозданномиздания,московскимхудожником Игорем Поносовым.Цель исследования:Концептуализировать художественную парадигму современного «уличногоискусства».12Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:1.
Описать на историческом и теоретическом уровнях генезис современного«уличного искусства».2. Установить и детализировать связи «уличного искусства» с наследиеммировой художественной культуры.3. Выявить точки взаимовлияния «уличного искусства» и философииевропейского «нео-марксизма».4.Датьэстетическуюхарактеристикустратегий,приемовиформсовременного «уличного искусства».5. Выявить субъективные основания практик «уличных художников».Методология и методы исследованияМетодологияисследованияопределятсядостижениямимировойиотечественной гуманитаристики. При исследовании художественных явленийпродуктивным оказывается комплексный подход, включающий методологическиенаработки эстетики открытого произведения (Эко), феноменологического анализаискусства (Ингарден, Гартман), социологии искусства (Бурдье), иконологии(Панофски), семиотического анализа художественного текста (Лотман). Значимымдля автора в методологическом отношении является опыт актуализации традицииэстетическоймысливсветеаналитикиновейшихявленийкультуры,представленный в работах Т,А,Акиндиновой25, В.В.Прозерского26, Е.Н.Устюговой27,А.Грякалова28,А.Е.Радеева29.Придебютномобращениикновейшимхудожественным явлениям важную роль играет компаративистский метод,позволяющий установить соотнесенность произведения с наследием мировойхудожественной культуры.25Акиндинова Т.А.
Homo aestheticus в поисках новой культурной парадигмы: размышляя о фильмах А.Сокурова. –Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1 (26) С. 26-30.26Прозерский В.В. От эстетики объекта к эстетике среды. – Вестник Ленинградского государственногоуниверситета им. А.С. Пушкина. 2013. №3 С.22.27Устюгова Е.Н. Этические и эстетические проблемы современной урбанистики.
– Studia Culturae. 2014. №22. С.34-42.28Грякалов А.А. Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топос Homo aestheticus.29Радеев А.Е. Кластерный подход к искусству: за и против. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия15. Искусствоведение.
2014. №1. С.117-125.13Научная новизнаФеномен «уличного искусства» впервые в отечественной литературестановится объектом монографического комплексного исследования, выполненногов рамках философского (эстетического) дискурса. До сих пор, в связи сустойчивыми стереотипами, «уличное искусство» рассматривалось теоретиками какявление маргинальное, находящееся на периферии мировой художественнойкультуры.
Новизну нашей работы определяет смена исследовательской оптики:«уличное искусство» рассматривается как утвердившийся и значимый элементхудожественной культуры. Такой взгляд, едва начинающий устанавливаться вмировой и отечественной гуманитаристике, позволяет нам более полно и глубоко,чем это было сделано до сих пор, описать место и роль феномена в историиискусства: установить и детализировать генетические связи и взаимоотношения«уличного искусства» с такими явлениями как «площадная» и «карнавальная»культура, художественный авангард, критическая теория европейского неомарксизма, мексиканский мурализм, и т.д.В диссертации осуществляется эстетическая характеристика и философскаяаналитика художественных произведений до настоящего момента не получившихосвящениявнаучнойлитературе(преимущественноработыроссийскиххудожников, созданные в период с 2000 по 2015гг.).Для объяснения субъектных оснований практик «уличных художников»,процесса становления «уличного искусства» и, в целом, эволюции художественныхформ, предлагается оригинальная концепция трех типов настроенности субъекта поотношению к действительности («классический», «пост-классический», «пост-постклассический»).Теоретическая и практическая значимость работы1.
В ходе работы с новейшим феноменом художественной культурыуточняется понятийный аппарат эстетической теории, в частности вводится четкаядифференциация понятий: «уличное искусство»/«искусство, экспонируемое наулице».142. В ходе эстетической характеристики форм бытования художественногожеста в пространстве современного города обосновывается ряд новых концептов(«реорганизация», «подмена», «подшивка», «симуляция») могущих в будущемпоказать свою применимость при анализе художественных явлений, выходящих зарамки «уличного искусства».3.Водитсяиобосновываетсяпонятие«экстравертивнойэстетики»,необходимое для адекватного описания специфики практик современных «уличныххудожников».4.Результатыработымогутбытьосмысленыврамкахактивноразвивающегося направления современной эстетической мысли – «средовойэстетики»30.5.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы длярасширения и уточнения курсов по эстетике, истории искусства, философиикультуры, культурология, традиционно не рассматривающих «уличное искусство»как значимый и самобытный феномен.Положения выносимые на защиту1. Точкой сборки современного «уличного искусства» стал феномен«граффити-искусства», возникший в результате эстетизации одной из формграффитизации городского пространства – «тэга» (США, 70-80гг.
XXв.). Именновокруг «граффити-искусства» формируется новый художественный синтез (80-90гг.XXв.), включивший в себя ряд элементов до того момента существовавшихнезависимо друг от друга: а) техники взаимодействия художника с городскойсредой, возникшие в рамках программы художественного авангарда; б) формы истратегии граффитизации городского пространства в культуре XX в.; в) формы истратегии граффитизации городского пространства, возникшие в период НьюЙоркского «граффити-бума».30Экологическая эстетика: проблемы и границы. – Коллективная монография / Санкт-Петербургскийгосударственный университет, Институт философии, Санкт-Петербургское философское общество. СанктПетербург, 2014.152.Современное«уличноеискусство»посредствомактуализацииипереосмысления наследует таким культурным феноменам как: а) «площадная» и«карнавальная» культура Средних Веков; б) художественный авангард (дадаизм,конструктивизм, ситуационизм); в) традиция монументальной живописи, вчастности – мексиканский мурализм.3.
Критическая настроенность «уличных художников» по отношению ксовременному городу восходит к критике «капиталистического пространстважизни», данной лидерами европейского нео-марксизма второй половины XXв.,посредством категорий «дегуманизации», «отчуждения», «подавления», «контроля»,«стандартизации», «унификации» (Г.Дебор, А.Лефевр, Г.Маркузе).4. Художественную парадигму «уличного искусства» фундирует намерениехудожниковвывестиутвержденияновыхискусствоформиз автономииактивногои(«резервациинепосредственногомузея»)радивзаимодействияхудожественного жеста с пространством жизни (городской средой) и человеком вжизненном пространстве. Практически данное намерение реализуется посредствомдвухосновныхстратегий:«интервенции»(художественногоучастиявповседневности) и «реорганизации» (художественной трансформации предзаданныхсредовых контекстов и артефактов).5. Субъект «уличного искусства» характеризует специфическая установка(настроенность)поотношениюкдействительности.Действительностьвоспринимается «уличным художником» не как объект созерцания (классика), некак материал формотворчества (авангард), но как поле сопротивления, утверждения,эксперимента, игры, опыта.
Именно «партизанская» установка по отношению кдействительности определяет своеобразие практик, входящих в состав «уличногоискусства».Апробация исследованияМатериалыисследованияобсуждалисьнакафедрекультурологии,философии культуры и эстетики, в ряде публикаций и выступлений натеоретических конференциях, а также в рамках аспирантского семинара той жекафедры.16Структура исследованияРабота состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованнойлитературы на русском и английском языках, а также иллюстраций.17ГЛАВА 1Исторические контексты и предпосылки становления феномена«уличного искусства»До сих пор в теоретических работах под «уличным искусством» понимается,преимущественно, «искусство, экспонируемое на улице».