Диссертация («Уличное искусство» опыт эстетического анализа)

PDF-файл Диссертация («Уличное искусство» опыт эстетического анализа) Философия (46398): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация («Уличное искусство» опыт эстетического анализа) - PDF (46398) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Уличное искусство» опыт эстетического анализа". PDF-файл из архива "«Уличное искусство» опыт эстетического анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

2ОГЛАВЛЕНИЕВведение………………………………………………………………………………………………..3Глава 1. Исторические контексты и предпосылки становления феномена «уличногоискусства»…………………………………………………………………………………………….17§1.Новоевропейскийпроектискусства:«художественное»напутикавтономии……………………………………………………………………………………………...20§2. Формы взаимодействия художника с пространством жизни и человеком в жизненномпространстве в программе европейского авангарда……………………………………………….35Глава2.Феноменграффитикакточкапорождениясовременного«уличногоискусства»………………………......................................................................................................57§1.ФормыграффитизациигородскогопространствависторииЗападнойкультуры……………………………………………………………………………………………….59§2.

«Граффити-искусство»: становление, влияние на художественную ситуациюпоследней трети XX века……………………………..………………………………………………75Глава 3. Опыт взаимодействия «уличного искусства» с пространством жизни и человекомв жизненном пространстве (эстетическаяхарактеристика)……………………….............................................................................................86§1. Диалоговые стратегии в современном «уличном искусстве»: де-монологизациягородского дискурса………………………………………………………………………………….87§2. Критика наружной рекламы в программе современного «уличногоискусства»……………………………………………………………………………………………..96§3. Реорганизация «дискурсивных форм» в практиках современных «уличныххудожников»…………………………………………………………………………………………105§4.«Уличное искусство» - альтернативный городскойдискурс.................................................................................................................................................111§5.

Интерьер города как поле художественного эксперимента………............................118Заключение…………………………….……………………………………………………………124Библиография…………………………….………………………………………………………...128Иллюстрации……………………………………………………………………………………….1353ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследованияАктуальностьискусства»исследовательскогообусловлена,преждевсего,интересакосознаннойфеноменуэстетической«уличногомысльюнеобходимостью ответить на те вызовы, которые ставит перед эстетикойхудожественная ситуация начала XXI века1. Разительное отличие новейшиххудожественные явлений от «классических» образцов, в результате осмыслениякоторых сложился концептуальный аппарат эстетической теории, порождает вопрособ адекватности данного аппарата современному художественному процессу.Действительно, система понятий, посредством которых философия мыслитискусство, очевидно, нуждается в модернизации.

Однако, по нашему мнению,модернизация эстетической теории должна основываться не на спекулятивныхрассуждениях о сущности «искусства» как такового, а на конкретной «работе» сновейшими художественными практиками. В свете вышесказанного представляетсясвоевременным обращение к эстетической аналитике феномена «уличногоискусства», сформировавшегося на Западе не ранее конца 80-ых – начала 90 гг.

XXвека.Как известно, истоком, своего рода точкой порождения современного«уличного искусства», принято считать феномен граффити. Термин «граффити»впервые употребил археолог Рафаэль Гарручи в связи с открытием в XIX векемногочисленных надписей и рисунков на стенах античных Помпей. В широкомсмысле граффити – это надписи и рисунки на городских стенах, а также любойдругой публичной поверхности.

Данный феномен имеет тысячелетнюю историю. ОтАнтичности до наших дней – везде, где мы находим города, мы находим иразнообразные артефакты (надписи, рисунки, знаки), оставленные на поверхностигорода посредством камней, резцов, маркеров, баллончиков с краской, и т.д. Напротяжении многих веков феномен граффити не пересекается с полем искусства.1Эстетика перед вызовами XXI века. Материалы научно-практической конференции в рамках международногонаучно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2015». СПб, Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2015.4Однако в последней трети XX века настенные надписи и рисунки вдруг становятсяобщепризнанной и чрезвычайно модной художественной форой.

Граффитиначинаютинтересоватьсягосударственныемузеи,коллекционеры,пресса,влиятельные кураторы и видные теоретики. За несколько десятилетий граффитипроделывают в сознании обывателей, художников и теоретиков путь отнепристойных надписей, любовных изъяснений и прочих, зачастую низменных ималозначительных, проявлений «коллективного бессознательного» до полноценного«направления в авангарде второй половины XX века»2. Столь радикальный переломв отношении к феномену, воспринимавшемуся вплоть до 60-70 гг. ХХ века какявление маргинальное, не имеющее значительного культурного веса, крайнезнаменателен.

По существу, современнаяновыекритерии«художественного»эстетическая теория, упорно ищущаяи«эстетического»,встаетпереднеобходимостью артикуляции процессов, ведущих к обретению тем или инымявлением (артефактом или практикой) статуса искусства. «Что делает (или чтосделало) граффити – искусством?» – значимый вопрос для современной теории.«Граффити-искусство» представляет интерес не только само по себе, нотакже в связи с тем влиянием, которое данный феномен оказал на художественнуюситуацию последней трети XX- начала XXI вв. Надписи и рисунки, наносимые настены домов, преимущественно городскими маргиналами, актуализировав комплексидей,восходящихкевропейскомуавангарду,спровоцировалиподлиннуюреволюцию в художественном мире: испытав влияние граффити, художники повсему свету совершают массовый исход из традиционных для Нового временихудожественныхпространств,предпочитаяэкспонированиюсобственныхпроизведений в музеях, частных коллекциях и галереях нелегальное вторжение вгородскую среду.

Интенсификация данного процесса в 80-ые гг. XX в. приводит кформированию в западном искусстве даже не нового направления (как частоприходится слышать), а новой художественной парадигмы – «уличного искусства».Не будучи явлением однородным, современное «уличное искусство» представляетсобой художественный синтез. В своих наиболее ярких проявлениях «уличное2Большой энциклопедический словарь. – Большая Российская энциклопедия, 2000.5искусство», сохраняя связь с большой художественной традицией, порывает с рядомпарадигмальных черт, до сих пор считавшихся неотъемлемыми атрибутами«художественного». На место культа автора, известного как «классике», так и«модернизму», приходит анонимность.

На место рамки, фиксирующей формальнуюисемантическуюзавершенностьпроизведения,приходитпринципиальнаяоткрытость художественного жеста, вступающего в активные и непосредственныеотношения с пространством жизни и человеком в жизненном пространстве. Наместо «единичности» (обязательное качество шедевра) приходит повторяемость итираж.

Несмотря на столь значительные парадигмальные сдвиги, не могущие невызывать живой интерес, концептуализация феномена «уличного искусства» нетолько не завершена, но и во многих аспектах даже не начата.Таким образом, актуальность обращения к феномену «уличного искусства»обоснована:1.Необходимостьюконцептуализироватьдляновейшиеэстетическойявления,теориивозникающиевсвоевременнохудожественномпространстве.2.

Потребностью эстетической теории уточнить перед лицом новейших артпрактик собственный понятийный аппарат и методологию.Степень разработанности темы диссертационного исследования.Работы посвященные нашей проблематике можно разделить на две группы:1. Тексты о граффити и «граффити-искусстве».2. Тексты о различных элементах современного «уличного искусства».1. В настоящий момент нам неизвестно ни одной работы, рассматривающейграффити как единый феномен в его тысячелетней истории. Однако отдельныеформы бытования граффити становились объектом исследования в рамках самыхразнообразных дисциплин: археологии, истории, лингвистики, искусствоведения,философии искусства, и т.д.Работы, посвященные надписям и рисункам на стенах античного полисастали появляться с середины XIX века.

Собственно, с того момента как эти надписии рисунки были открыты. Впрочем, большинство исследователей, обращавшихся к6античным и средневековым граффити, интересовал вовсе не сам феномен, а таинформация,которуюудаетсяполучитьпосредствомегопристальногорассмотрения: особенности народного языка, уровень грамотности различных слоевобщества, специфика повседневности и пр. В данной парадигме выделимследующие исследования: «Латинские надписи» (Е.В. Федорова)3, «Киевскиеграффити XI—XVII вв.»4 (С. Высоцкий), «Античные граффити-диалоги в ДомеМаиуса Кастрициуса в Помпеи»» (Ребекка Бенефиел)5.О бытовании граффити в период после Античности вплоть до XX века мызнаемисключительноизкосвенныхисточников.Темудивительнеетотвнушительный корпус текстов, который возник вокруг надписей и рисунков нагородской поверхности в XX-начале XXI вв.

Рост интереса к граффити в XX векеможно объяснить как трансформациями самого феномена, так и значительнойкорректировкой исследовательской оптики. В 1933 году фотограф, теоретикискусства, ближайший друг Пабло Пикассо, Брассай, посвятил парижским граффитистатью, опубликованную в главном печатном органе сюрреализма, журнале«Минотавр»6. Интерес теоретика «нового искусства» к маргинальным надписям ирисункам, указание на мощный эстетический потенциал граффити, прямоеназывание граффити – «искусством» свидетельствует о тектонических сдвигах,происходивших в художественном сознании первой трети XX века.Но, конечно, большинство работ о граффити, появившихся во второйполовине XX–начале XXI вв., описывают процесс становления «граффитиискусства» в период от Нью-Йоркского «граффити-бума» до наших дней.Пионерами в исследовании современных граффити выступили крупнейшиесоциологи: Р.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее