Диссертация (Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея)

PDF-файл Диссертация (Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея) Социология (46188): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея) - PDF (46188) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея". PDF-файл из архива "Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Социологический институт Российской академии наукРоссийская академия наукНа правах рукописиРуденко Николай ИвановичМузейные практики производства культуры: на примере выставочнойдеятельности Российского этнографического музея22.00.06 – «социология культуры и духовной жизни»Диссертация на соискание ученой степеникандидата социологических наукНаучный руководитель –кандидат социологических наукБ. Е ВинерСанкт-Петербург2015Оглавление работыВведение ...................................................................................................................

4Глава 1. Теоретические основания культурной деятельности в музее ............ 131.1. Социологические подходы к исследованию культурной деятельности вмузее ................................................................................................................... 131.1.1 Зарубежная социология музеев .......................................................... 131.1.2. Отечественная социология музеев .................................................... 231.2.

Теоретические основания производства культуры в этнографическоммузее ................................................................................................................... 301.2.1. Подход производства культуры и его критика ................................ 301.2.2. Модель производства культурных объектов в этнографическом музее.........................................................................................................................

36Глава 2. Социальный, политический и институциональный контекстывыставочной деятельности в Российском этнографическом музее. ................ 422.1. Методологические замечания ................................................................... 422.2. Краткая история РЭМ ................................................................................ 432.3.

Культурный, правовой и политический контексты деятельности РЭМ в2000-2010х гг. .................................................................................................... 492.4. РЭМ как организация: формальная структура и основные каналыкоммуникации.................................................................................................... 602.5.

Социальные миры, неформальная коммуникация и ниши в РЭМ ....... 682.6. Здание и пространства в РЭМ ................................................................... 762.7. Вещи в музее: основные траектории движения и практики .................. 822.8. Связь РЭМ с другими социальными группами и институтами ............ 902.9. Основные компоненты активного контекста ..........................................

98Глава 3. Выставочная деятельность как социокультурная технологиярепрезентации и трансляции знания в Российском этнографическом музее 1033.1. Выставка как культурный объект ........................................................... 1033.2. Типичная последовательность создания этнографической выставки в РЭМ........................................................................................................................... 1083.3. Структурные элементы культурного объекта и их трансформация ввыставочной деятельности .............................................................................

11623.4.Внутри выставки: репрезентация и содержание .............................. 1383.4.1.Особенности репрезентации этнографических выставок в РЭМ1383.4.2.Анализ содержания выставок ...................................................... 1413.5.Трансляция выставки в новые контексты ......................................... 1453.5.1.Практики использования выставок РЭМ .................................... 1453.5.2. Выставка за пределами музея: выездные выставки РЭМ и ихособенности .................................................................................................

1523.6.Сравнение выставочной деятельности в РЭМ и других музеях..... 156Заключение .......................................................................................................... 161Список литературы ............................................................................................. 163Приложения .........................................................................................................

174Приложение № 1. Список информантов ....................................................... 174Приложение № 2. Таблицы, схемы и иллюстрации .................................... 175Приложение № 3. Образец транскрипта интервью ..................................... 201Приложение № 4. Образцы дневниковых записей ...................................... 2123ВведениеАктуальность темы исследования. С начала своего появления в конце XIX векаисторические и этнографические музеи были ориентированы на демонстрацию отдаленных отповседневности реальностей: прошлого, традиции, этнических культур.

Демонстрациииспользовались для формирования у посетителей общих колониальных и имперскихидентичностей, гражданского послушного поведения, особого взгляда на окружающиенароды. Многие из существующихдо сих пор музеев занимаются процессом сбора, хранения ирепрезентации других этносов и истории. Музеи сегодня прочно связаны с культурными,политическими и социальными процессами, происходящими в обществе.

В последнее времяих роль как транслятора определенных типов знания и образов значительно возросла.Ежегодно каждый большой федеральный музей делает около 40 выставок, выпускает более100 научных публикаций, занимается культурным оформлением важнейших идеологическихпроектов государства. Поэтому сегодня их исследование видится особенно актуальным сучетом того значения, которое они имеют для дипломатии, культурной и национальнойполитики.В СССР большие федеральные музеи были частью культурно-просветительной иидеологической системы государства; количество посетителей, туристов и лекций зависело отгосударственной поддержки и финансирования.

В 1990-е годы многие музеи остались почтибез финансирования, поток туристов и посетителей сократился, изменилась лекционная иэкскурсионная практика. Музейная сеть внутри страны стала постепенно распадаться, хотянекоторым из них удалось за счет своих коллекций выстроить отношения с зарубежнымиколлегами. В этот период музеям пришлось искать способы привлечения посетителей,разрабатывать новые образовательные программы, создавать нестандартные выставки. В 20002010-е гг. Министерство культуры РФ снова обратило внимание на музеи, увеличилофинансирование, но в то же время повысило требования к формальным музейнымпоказателям: количеству выставок, охвату ими регионов, количеству выставляемыхэкспонатов и др. К настоящему моменту создалась ситуация, когда музеи должны, учитываяполитику Министерства культуры, достигать собственных интересов; реализовать проектысвоих научных сотрудников, параллельно расширяя географию своих выставочных проектов.Особенно это актуально для крупных федеральных музеев, деятельность которых государство4контролирует в большей степени, но одновременно и где выше амбиции как дирекции, так инаучных сотрудников.Создаваемые музеями выставки и экспозиции – это важный ресурс для воспитания,образования,пониманиятрадиционнойкультуры.Однакокнастоящемумоментунедостаточно исследовано, как эта культура транслируется в общество.

В частности, до сихпор мало внимания обращается на изучение музейных выставок, которые представляют собойпересечение самых разных интересов внутри музея и за его пределами: выставки – это ивыражение научных идей музейных сотрудников, и идеологические проекты, и способкоммуникации с посетителями на актуальные темы, и форма выражения музейного знания.Если мы хотим понять современную роль музеев и то, в какие культурные процессы онвписан, а, самое главное, прояснить особенность социокультурной трансляции знания вобщество, нам необходимо уделить музейным выставкам более пристальное внимание.Степень разработанности научной проблемы.

На сегодняшний день существуетзначительный массив научных работ по социологии музеев и по смежным дисциплинам(культурология, музеология, социология культуры, социология и история науки). Среди этихработ можно выделить ряд основных групп:1)общая история музеев: исследования, посвященные становлению, развитию иисторическим особенностям функционирования музеев (Г. Бэйзин, К. Хадсон, Т.

Юренева, Г.Сэйлинг);2)исследование посетителей: работы, связанные с разными аспектами восприятияпосетителями пространств и экспозиций музея, а также коммуникации между посетителем имузеем (П. Бурдье, В. Киршберг, В. Кналст, Д. Димаджио, Дж.

Смит, Б. Лонгхарст). Особенностоит выделить советскую школу в исследованиях посетителей (Е. К. Дмитриева, С. П.Стародубцева, П. Ф. Губичевский, А. К. Ломунова). Среди современных российскихсоциологов следует назвать В. Г. Узунову, В. Н. Козиева, Л. А. Петрунину, Л. А. Кутыеву;3)социологическое изучение отношений музея и общества, исследованиеразнообразных аспектов взаимодействий музея и разных социальных групп: меценатов,среднего класса, рынка искусства, этнических сообществ (Н. Ф. Петрова, А. А. Чернега, О. Е.Беззубова, Б. Гладарев, Е. А. Акулич, Р. Мулен, С.

Уотсон). Отдельно здесь можно выделитьсерию работ, связанных с исследованием соотношений музея и социальных проблем, такихкак неравенство, исключенность, собственность, сегрегация и т.д. (П. Бурдье, Э. Динцман, Р.Сэнделл, А. Уиткомб, С. Лангерквист);54)исследование взаимодействия музейной и туристической индустрий (Б.Киршенблатт-Гимблетт, Дж Москардо, М.

Прэт, Дж. Харрисон);5)изучение влияния музея на идеологию национализма и формированиенациональных и постнациональных идентичностей (Ш. Макдональд, Р. Хэсли, Э. Кумб, О.Тап, С. Амато);6)анализ коллекционирования как феномена в рамках музея и за его пределами (Г.Помиан, С, Пирс, Д. Баранов, С. Кнэлл, Дж. Гуди);7)исследование функций, деятельности и структуры художественных музеев (К.Дункан, В. Золберг, С. Пирс, Д. Бёрен);8)направление, восходящее к М.

Фуко, анализирующее музей как особое местоконструирования и трансляции эпистемических систем (Э. Хупер-Гринхилл, К. Хезерингтон,Т. Беннет, Б. Лорд);9)социология профессии музейного работника, анализирующая его деятельность,компетенцию, экспертное знание (С. Экорд, С. Актобр, Ш. Макдональд, Г. Каванах, Н.Хайник).Представленные выше группы работ анализируют, в основном, эффекты музейнойдеятельности, начиная от контекста человеческой истории, заканчивая туристическимивпечатлениями и проблемами собственности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее