Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 99
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 99 страницы из PDF
Сведения о нем сохранились втрех группах памятниках, во-первых в – синаксарях – самый ранний из которых-Менологий Василия II, относится к концу X века1196. Из других синаксарей следуетупомянуть Берлинский1197, – Иерусалимский1198 и Патмосский1199, которые возможно1195Gelzer Е. Romanus der Melod. Leipzig, 1876. S. 76.Pitra А. Sanctus Romanus veterum melodorum princeps.
Cantica sacra ex codicibus mss. MonasteriiS. Ioannis in insuoa Patmo. Roma. 1888 p..421197Philipps 1622, f 42 r (XIV в.) . Delehaye. S. Romanos le Melode // Analecta Bollandiana. T. 13 1884.P. 441.1198Рукопись X-XI в. Патриаршая Библиотека кодекс № 40, лист 19.1199Сodex patmiacus. 241, 12 saec. f.
30 v.5161196связаны с не дошедшим до нас житием св. Романа. Патмосский кодекс даетследующие сведения: «В тот же день – память св. Романа, творца (ποιητοῦ)кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал дьяконом в Бейруте, всвятой Божией Церкви, так называемой церкви Воскресения (oΑναστάσεως),переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить вхраме пресвятой Богородицы в Кирах (Ναοῦ ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν τοῖς Κύροὐ., вкоторой и приобрел благодать составления кондаков (χάριν της συντάξεως τῶνκοντακίων), когда явилась ему во сне Πресвятая Богородица в вечер (ἑσπέραν)Рождества Христова и свиток пергаменный (τόμον χάρτου) дала и повелела съестьего.
После его поглощения Роман немедленно проснулся и взойдя на амвон началвоглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Πресущественнаго раждает». Стого времени он составил на господские праздники и памяти различных святыхкондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой хранятся вКирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается егопамять (σύναξις)»1200.Менологий Василия прибавляет к этимследующее сообщение:«Вблагоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях (λιτανεύων) набдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».Один из ранних источников, упоминающий св. Романа – житие св.Артемия1201, говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем говорится,что св.
Артемий «от юного возраста, молясь на бдении (παννυχίδι) воспевал стихииже во святых смиренного Романа (τοῦ ἐν τοις ἁγίοις τοῦ ταπεινοῦ Ρωμανοῦ).Следующая группа свидетельств – служба св. Роману. Канон, опубликованныйв Минее, за 1 октября подписанный именем Епифания в богородичнах 1202, дает наммало конкретных биографических сведений. Одно из немногих – то, что он «отюности (ἀποὸ νεότητος) всего себя возложил Христу (песнь 1, 2), в Константинополевел аскетический образ жизни (σαρκοὸς κατεμάρανας ταὸς ὀρέξεις). Кроме того канонговорит о чуде явления Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия120012011202Τομαδάκη Ν.
Βυζαντινηὸ ὑμνογραφία και ὸ ποίησις. Αθῆναι. 1966. Σ. 86.Papadopoulos-Kerameus A. Varia sacra graeca. Petersbourg, 1909. P. 20Mηναῖον τοῦ Ὀκτοβρίου. Ἐν Ῥώμῃ, 1888. Σ. 11-22517Рождшая истинно, твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию типредставшая Приснодева» (песнь 5, тропарь 2). Несколько больше сведений даетканон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В номговорится, что св. Роман был «наилучшим диаконом» (ἄριστος διάκονος – 6 песнь, 1тропарь),отметим,чтоἄριστοςможетвосприниматьсянетольковаксиологическом, но и в социальном смысле, а также – «священнопроповедником»(ἱεροκήρυξ), что, как считает Гродидье де Матон, говорит о служении поэта, какпроповедника, через свои гимны.
Ниже мы увидим, что возможны и иныеинтерпретации.В каноне говорится, что Роман был ὑμνολόγος и ὑμνογράφος (песнь 7, тропарь3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал Писание ипрекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Такжеупоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.В высшей степени интересен фрагмент кондака св. Роману, частичноизданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению донас дошло только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосывторой и третий)bὍλος τούτου ὑπῆρχεν ἔμψυχος βίβλος ὁ βίος,και ὸ πᾶσιν προὸ τοῦ γνωσθῆναι τῷ Κυρίῳ πεφανέρωτο.Γένος μεὶν ἐξ Ἑβραίων, τοὸν νοῦν δεὸ εἰςχεν εδραῖον...Οὐ γέγονεν Φαρισαῖος, αλλαὸ σκεῦος δοκιμώτατον.Житие его было * книгой одушевленнойи, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.Ὕψωσεν ἡ ἀξία τῆς επιγείου στρατείαςτοὸν ὐψηλον τῇ καρδίᾳ...,518ἱδει πτέρυγας ἐσχεν ὑψῶσαι τοῦτον εἰς ὕψος,τοὸ πυραυγες γαὸρ σχῆμα τοῦ ἐρύθρου χιτῶνοςκαι ὸ τοὸ τῆς ῥάβδου εὔθετον βασιλεῦσιν ἐγνώρισεν·ἐυταῦθα μεὸν φόβῳ.
και ὸ τρόμῳ ὑπειτίθετο,τῇ ψυχῇ τῇ αὐτοῦ παραινῶν·Ψυχή μου ἀπόδος ταὸ Καίσαρος τῷ Καίσαρι·ἀκριβῶς δεὸ ταὸ Θεοῦ διεφύλαξεν ταὸ αὐτοῦ ἀποφθέγματα.Вознесло положенье * царского войска земногосердцем высокого мужа.Обладал он крылами * в высоту вознестисяангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.Молниеносный образ * багряного хитонаи жезла правость верную * он царям проповедовал.И там он же он страху * и ужасу подвергся,и к душе * обратился своей.«Душа моя, воздай * ты Кесарево Кесарю».Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления1203.Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца.
Безусловно,это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасностьсубъективной интерпретации, тем не менее им надлежит пользоваться, посколькумы ограничены в информации. Судя по тому, что у св. Романа имеется кондак «Наземлетрясение и на сожжение [базилики св. Софии]». он был современникомземлетрясений 527-529 г. и восстания «Ника» в 532 г., а также – построения новогохрама св.
Софии (537 г.), поскольку в кондаке «На землетрясение» говорится осооружении купола храма. Роман еще застал великие землетрясения 551-554 г1204.1203J. Grosdidier de Matons. Romanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse à Byzance. Paris.1977. p.169 (перевод В.Василика).1204См. выше — пункт «Отражение эпидемий и землетрясений в кондаках Романа Сладкопевца».519Константинополе1205. Следовательно, в 554 году (и немного позже,) св. Роман ещебыл жив.Из этих сообщений, как из других источников попробуем реконструироватьбиографию св.
Романа. Роман Сладкопевец родился в в Эмессе сирийской, веврейской, но, возможно, уже в христианизированной семье, (в службе емуговорится, что он от юности (ἐκ νεότητος)1206 последовал Христу), тем не менее, неисключается и личное крещение Романа. Он пришел в Константинополь еще вовремя императора Анастасия (+518) уже диаконом, но время его смерти следуетотносить к 560 году (не позднее 562 г.), с другой стороны должно было пройтиопределенное (пусть небольшое) время его служения в Бейруте в церквиВоскресения.
Поскольку канонический возраст для посвящения дьякона – не менее25 лет1207, то время рождения св. Романа следует относить не позднее 490 года. Сдругой стороны, 560 год, как предполагаемая дата его смерти, не позволяет намотодвинуть год его рождения за 480 год. Следовательно, св. Роман мог родитьсямежду 480 и 490 годом.Он получил полное классическое образование ( ἐγύκλιος παιδεία), судя поданным его кондаков, в которых упоминаются имена, Арата, Платона, Демосфена,Гомера, Пифагора (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа 1208). Если Маас и Трипаниссчитают, что для Романа эти имена лишь пустой звук, игрой слов 1209, то дляГродидье де Матона это – значимое перечисление: Пифагор представляет триматематические дисциплины квадривиума – математику, геометрию, музыку,астрономия представлена именем Арата. Тривиум подразумевается именами Гомера(поэзия), Демосфена (риторика), Платон (философия) 1210.
Возможно, РоманСладкопевец изучал также медицинское искусство, по крайней мере в его кондаках1205Подробнее см. параграф «Войны, мятежи, катастрофы», пункт «Отражение эпидемий иземлетрясений в кондаках Романа Сладкопевца».1206Μηναῖα Οκτοβρίου. Ἀθῆναι, 1991. Σ. 12.1207Этот возраст - древняя традиция, фиксированная 14 правилом Трулльского собора.1208Sancti Romani Melodi Cantica. ed. by P. Maas-K. Trypanis. Vol.. I, Cantica Genuina. Oxford..
1963N 33. Р. 259-266 (далее – Maas-Trypanis).1209Maas-Trypanis. Р. ХХII.1210Grosdidier de Matons J. Ronanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. Paris.1977. p. 184-185.520мы часто встречаем специфические медицинские термины, например в кондаке наземлетрясение – специфический термин χειρούργημα1211, ἰατρευτής1212, λώβη –проказа (20 гимн – «Исцеление прокаженного»). Мы видим в текстах преп Романатермины общие с Элием Амидским – например прилагательное ἰσόφωτον.