Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 97

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 97 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 97 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 97 страницы из PDF

Это судебноепрение завершается конечным Страшным Судом. Весьма знаменательно, чтовременами в литургических текстах он осмысляется в рамках римских правовыхреалий: вспомним хотя бы завершение просительной ектении «и добраго ответа настрашнем судищи Христове просим» (και ὸ καληὸν ἀπολογίαν τηὸν ἐπι ὸ τοῦ φοβεροῦβήματος τοῦ Χριστοῦ αιτησώμεθα)1166. В буквальном переводе на русский язык этопрошение звучит так: «и прекрасной защитительной речи (апологии)1167 устрашного судебного возвышения Христа просим. Cлово βῆμα cоответствует словуpraesidium – возвышению, на котором восседал римский судья 1168. Если мывсмотримся в литургические тексты на более глубоком уровне, то увидимвзаимнуюcоотносимостьбогословскихи юридическихтерминов:δίκαιος(праведный) сопоставим не только с др.

евр. цадик, но и с латинским justus.Приведем другой пример. Возьмем знаменитое утверждение Ульпиана:«Принцепс свободен от соблюдения закона»1169. В определенном смысле этамаксима сопоставима с Богородичном 4 песни Великого Канона:Бог где хочет,побеждается естества чин1170,ибо творит, что хочет.1166Ектения на литургии после перенесения Святых Даров «Исполним молитву нашу…».Греческий текст – см. Ἱερατικόν. Ἀθῆναι, 1994. Σ. 45.1167Семантику слова ἀπολογία и ряд наиболее важных контекстов см. в Liddel-Scott- Jones.GreekЕnglish Lexicon.

Oxford. 1995. P. 207-208.1168Cм. Liddel-Scott. Greek-English Lexicon... P. 314.1169Princeps legibus solutus est. Digestae. Liber I. Titulus III. 311170Или «порядок природы».507Θεοὸς ὁπου θέλει,νικᾶται φύσεως τάξις,ποιεῖ γαὸρ ὅσα βούλεται1171.Естественно, речь идет не о прямой зависимости св. Андрея Критского отУльпиана, но об общности представлений о власти – власти Божественной и оабсолютной власти императора, о возможности верховного Суверена отменятьосновные законы с целью «человеколюбия» и общего блага. В данном случаеможно говорить об общем поле представлений, связанных с общностью культуры.Соответственно, можно предположить, что в византийской литургическойтрадиции вообще и в церковно-поэтических текстах в частности темы и образысвязанные с римской правовой традиции обладают определенной актуальностью.Это касается прежде всего сюжета, непосредственно относящегося кримскому праву – осуждения и распятия Христа.

В раннехристианскойгомилетической и литургической традиции оно осмыслялось как в терминахбогоубийства, так и «оскорбление величества» (injuria majestatis). В гомилииМелитона Сардского, цитирующей раннехристианские гимнографичесике тексты, ораспятии Христа говорится:Ὁ κρεμάσας τηὸν γῆν κρέμαται. Повесивший землю повешен.Ὁ πήξας τουὸς οὐρανουὸς πέπεκται. Утвердивший небеса пригвожденὉ στηρίξας ταὸ πάντα ἐπι ὸ ξύλου ἐστήρικται. Утвердивший все на древе утвержден,Ὁ δεσπότης παρύβρισται.

Оскорблен был Владыка.Ὁ θεοὸς πεφόνευται. Бог был убит,Ὁ βασιλευὸς τοῦ Ἰσραηὸλ ἀνῄρεται Царь Израиля умервщленὑποὸ δεξιᾶς Ἰσραηλίτιδος. десницей Израильской.Эта традиция продолжается в XV антифоне Великой Пятницы, написанном,вероятно, не позднее конца IV – начала V в.:Σήμερον κρεμᾶται ἐπι ὸ ξύλου Днесь висит на древеὁ ἐν ὕδασι τηὸν γῆν κρεμάσας. землю на водах повесивший.1171Τριῴδιον κατανυκτικοὸν.Ἀθῆναι, 1993.

Σ. 302.508Στέφανον ἐξ ἀκανθων περιτίθεται Венцом от терния облагаетсяὁ τῶν ἀγγέλων Βασιλευὸς. Ангелов Царь.Ψευδῆ πορφύραν περιβάλλεται В ложную багряницу облекаетсяὁ περιβάλλων τοὸν οὐρανοὸν ἐν νεφελαῖς. одевающий небо облаками1172 .В этом антифоне подмечается тонкая деталь, которую зачастую не замечали нетолько исследователи гимнографии, но и исследователи Нового Завета. Слова «вложную багряницу облекается» – Ψευδῆ πορφύραν περιβάλλεται – трудноинтерпретироватьиначе,как«вбагряницу,связаннуюспоказаниямилжесвидетелей»1173. Если мы рассмотрим процесс против Христа в сообщенияхсв.евангелиста Иоанна (Иоанн.18, 29 – 19, 16), то увидим, что у Пилатапрактически не было на руках никаких доказательств против Христа по обвинениюв попытке узурпации и самозванстве, а следовательно – в оскорблении величияРимского народа и сам он в это не верил 1174.

Христа он приказал бить единственно вугоду иудейским начальником и толпе, чтобы cообразно античным представлениямразжалобить ее и отпустить обвиняемого.Примечательно, что Пилат не отдавал приказ о возложении на Христа терновоговенца и переодевании Его в багряницу. И у синоптиков, и у Иоанна ответственностьза это возлагается на воинов. Воины перевыполнили приказ своего начальника иустроили игру в «базиликуса»1175, отчасти чтобы потешиться над беззащитнойжертвой, а возможно – чтобы отработать вероятный заказ иудейских вождей,желавших не только усугубить муки Христа, но и добиться Его осуждения 1176. СамХристос не подавал никаких поводов к тому, чтобы Его считали земным царем 1177,Τριῴδιον.... Σ.

448-449.Нам не удалось найти других примеров, когда одежда или ее часть назывались бы ложной. Это,своего рода семантический гапакс.1174О юридических аспектах суда над Христом и Его отношению к римской власти см. в частностиStauffer Ethelbert. Christ and the Caesars. London, 1955.1175Античная игра в «царька», предусматривавшая облачение жертвы в подобие царской одежды иоказание ей издевательских знаков царских почестей.1176То, что иудейские начальники могли подкупать римских воинов, показывает воскресениеХриста, когда «первосвященники, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольноденег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мыспали».

(Мф. 28, 12-13).1177См. например «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опятьудалился на гору один». (Иоанн, 6, 15). Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от50911721173поэтому, одевая в багряницу и возлагая на Него терновый венец наподобиевосточноймитры1178,Егопредставлялинародусамозванцемизаранееподготавливали к смертной казни, так как возложение на себя пурпурногоимператорского одеяния считалось «оскорблением величества» (injuria majestatis) икаралось смертью.

Для осуждения Христа иудейские начальники желалиизобразить мнимую лояльность римскому императору. Именно поэтому вывод Егов багрянице к народу вызвал заранее подготовленный взрыв криков и обвинение:«всякий, делающий себя царем, враг кесарю». Вероятно, именно это имелось ввыражении «в ложную багряницу облекается1179».В этом же антифоне присутствует реалия связанная с процедурой эманципации:Ράπισμα κατεδέξατο,Заушение приялὁ ἐνἸορδάνῃ ἐλευθρερώσας τοὸν Ἀδαὸμ во Иордане освободивший Адама.В данном тексте имеется в виду известный римский обычай эманципации: во времяотпуска раба на волю ему давалась последняя пощечина, после которой он считалсясвободным.

В качестве примера приведем фрагмент из 81 Новеллы Юстиниана:«Ведь деяние эманципации древле происходило при так называемом legis actionis ипри оскорблениях и пощечинах их освобождали от их уз» 1180. Таким образом,Христос, будучи Царем, принимает рабскую «последнюю пощечину» для того,чтобы освободить раба.Однако, возможно у этого текста есть и другое прочтение: в христианскую эпохуувеличивается количество легальных возможностей отпуска рабов.

Одной извозможностей являлось духовное усыновление: господин мог отпустить раба, ставмира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не былпредан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. (Иоанн. 18, 36).1178Форма тернового венца устанавливается благодаря следам крови, возникшим от уколовтерновых шипов, которые запечатлелись на Туринской плащанице, несущей нерукотворноеизображение Христа. Rodante Sebastiano. The coronation of thorns in the light of Shroud // ShroudSpectrum.

1. 1982. P. 4-24 См. Wilson Ian. The blood and the Shroud. N. Y., 1998. P. 34, 90, 290.1179Если бы речь шла только об издевательстве, то был бы употреблен другой эпитет например –αἰσχραὸ (позорная), или встречающееся в гимнографических текстах выражение «одеждапоругания»1180εἰ γαὸρ ἡ τῆς emancipationος πρᾶξις πάλαι μεὸν ὑποὸ ταὸς καλουμένας legis actionας γινομένη μεθ'ὕβρεων και ὸ ραπισμάτων ἀπ῎λαττεν αὐτουὸς τῶν τοιούτων δεσμῶν. См. Justiniani Novellae.

//Corpus iuris civilis. Vol. 3 / ed.. Schöll R et Kroll W. Berlin: Weidmann, 1895. P. 397.510его восприемником в крещении. Как законодательная норма писаного права, этотспособ отпуска рабов впервые появляется в Эклоге 1181, однако как обычай онсуществовал ранее и опирался на римскую правовую традицию усыновления.Помимо суда над Христом с римским правом соприкасается тема Страшного Суда.Конечно, Страшный Суд является метаисторическим событием и в его созерцаниивизантийские богословы и гимнографы опирались на Откровение, но в изъяснениинебесного Откровения для своих слушателей и читателей они зачастую прибегали кзнакомым им земным формам и образам Римского права, поскольку они былипонятны и приемлемы для общественного сознания. Эти образы выстраиваются попринципу притяжения и отталкивания, соответствия и несоответствия.Вкратце рассмотрим первую и вторую группы образов. Во-первых следуетотметить образы, связанные с письменностью.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее