Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 98

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 98 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 98 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 98 страницы из PDF

Как известно, в суде императорскогоРима большая часть процесса записывалась в особые libelli и в них же находилисьпоказания, собранные до суда.В гимнографии особо акцентируются «книги» (βίβλοι) –Βίβλοι ἀνοίγονται Книги открываютсяΚαι ὸ πράξεις ἐλέγχονται и дела обличаются.1182Во-вторых,римскийпроцессимператорскойэпохи,какподчеркиваютисследователи.

носил «инквизиционный характер», особое внимание уделялосьдопросу обвиняемых и выуживанию у них доказательств1183. В византийскихгимнографических текстах особенно акцентируется день Страшного Суда, как день,или час испытания (ἐξέτασις, или ἕτασις). Ср. например:Τηὸν ὥραν τῆ ἑτάσεως Часа испытанияΔανιηὸλ πεφόβηται Даниил убоялся1184.1181И опять же, раб становится свободным, если господин или госпожа, или их дети с ведома иразрешения родителей принимали раба во время святого и спасительного крещения. Титул 8,параграф 4.

См. Эклога. Византийский законодательный свод VIII в. / Вступ. ст. пер., коммент.Е.Э. Липшиц. М., 1965. С. 85.1182Канон недели сырной. 4 песнь. См.Τριῴδιον κατανυκτικοὸν. Ἀθῆναι, 1993 Σ. 30.1183См. в частности Jones A.H.M. The Later Roman Empire. Oxford, 1964. P. 516-522.1184Канон недели сырной. 4 песнь. См.Τριῴδιον κατανυκτικοὸν.

Σ. 30511Далее, исследователи подчеркивают, что если первоначально характернаказания в римском праве императорского периода строился на принципевозмездии, то в период домината оно преследует цели устрашения 1185. Если мырассмотрим гимнографические тексты, посвященные Страшному Суду, то,разумеется, идея возмездия в нем занимает свое достойное место, однако, в нихгораздо большее место занимает тема страха:Τηὸν φοβεραὸν τῆς κρίσεως Страшный деньΚαι ὸ αρρήτου σου δόξης Суда и неизреченныяἡμέραν ενθυμούμενος φρίττω1186.

славы Твоея помышляя, трепещу.Однако, различия не менее важны, чем сходства. Во-первых Небесный Судия –неумытный, или неподкупный (ἀδέκαστος), не взирает на дары, вернее – ненуждается в них. Между тем в императорский период судьи жили на том, чтопринесутимтяжущиесястороны,посколькунеимелипостоянногогосударственного жалования. Естественно, это приводило к коррупции, кпредпочтению богатых истцов или ответчиков.

Акцентирование неподкупностиНебесного Судии, помимо его богословской составляющей, отчасти отражает тоскупо праведному суду, который трудно найти на земле.Во-вторых, небесный суд для всех один. Цари и нищие, богатый и убогий встанутпред Страшным судом «в равном достоинстве»1187. Между тем, римскаяюридическая теория (как и практика) четко придерживалась сословного принципа идалеко не равным образом разделяла ответственность между знатными инезнатными, бедными и богатыми1188. Достаточно сказать, что если для знатногочеловека существовало лишь 4 вида преступлений, за которое он должен былподвергнуться смертной казни, то для простолюдина число подобных случаевдостигало 311189.1185Cм.

в частности Schulz F. Geschichte der roemischen Rechtswissenschaft. Weimar, 1961. P. 145.Служба недели сырной. Cветилен Τριῴδιον. Σ. 341187Стихира на погребение, составленная св. Иоанном Дамаскиным. Слава. Глас 6.1188См. в частности История государства и права зарубежных стран. Под редакцией проф.Крашенинниковой Н.А. Часть 1. М., 2001 С. 241.1189См. Сodex Justiniani. Liber IX.5121186Ряд византийских гимнографов показывают в своих произведениях теснуюсвязь с римской правовой мыслью.

В особенности это справедливо для св. РоманаСладкопевца (или Мелода), который начинал как диакон в Берите, где находиласьзнаменитая школа правоведения. То, что на св. Романа повлияло пребывание вцентре правоведения – вне сомнения. В его творениях зачастую мы наблюдаемчеткую правовую мысль, не чуждую навыков адвоката и даже следователя.Вот два характерных эпизода из кондака «На Иосифа», первый забота об одежде того, кто продается в рабство:«Исмаилитам отдан* нагой без одеянья.Коль продаешь, одеянье отдай * зовущему1190...». (5, 7)Второй – несостоятельность обвинения Иосифа в попытке изнасилования (тот жекондак):«Коль разум имел он * обману не поддался бы.Судьей став безумным * Иосифа.Свидетель этому – хитон.

* Где находился,исследуй и смотри,* права ли жена,Коль бежала она, * как одежду взяла его?»1191.Римское право и римская правовая практика обогащает образный ряд византийскойгимнографической традиции. Рассмотрим следующий пример: в кондаке 34 РоманаМелода (на отречение Петра) Христос говорит апостолу Петру:ταύτῃ γαὸρ κάλαμον λαβών, ἄρχομαι γράφεινσυγχώρησιν πᾶσι τοῖς ἐκ τοῦ Ἀδάμ·ἡ σάρξ μου, ἣν ὁρᾷς, ὥσπερ χάρτης γίνεταί μοι,και ὶ τοὶ αἷμά μου μέλαν ὅθεν βάπτω και ὶ γράφω,δωρεαὶν νέμων ἀδιάδοχον τοῖς κράζουσι·ἄνευ τοῦ ἱματίου δοθει ςὸ Ἰσμαηλίταις·εἰ πωλεῖς, δοὸς και ὸ τοὸ ἱμάτιον τῷ κράζοντι·Кондак 5, строфа 7.См. Romanos le Mélode.

Hymnes, / ed. J. Grosdidier de Matons vol. 1 // SourcesChrétiennes 99. Paris, 1964. P. 215.1191μάρτυς ὑπάρχει ὁ χιτών· ποῦ οὖν ὑπάρχειἐρεύνησον, και ὸ βλέπε εἰ πιστή ἐστι·εἰ ἔφυγεν αὐτόν, πῶς κατέχει τούτου στολήν;Кондак 5, строфа 14. Ibid. P. 221.5131190Σπεῦσον, σῶσον, ἅγιε, τηὶν ποίμνην σου.Взяв рукою моею трость * я писать начинаювсем от Адама * оставление.Плоть моя, что ты видишь, будет же мне * как пергаменти чернилами – кровь, в них макну, напишуДарование ненаследуемое * зовущим:«Поспеши, спаси, святое* стадо твое»1192.Таким образом, дело искупления осмысляется, как написание дарственной,(donatio), дар которой к тому же не передается по наследству (ἀδιάδοχοs).А драматические события смерти сына вдовы из Сарепты после осмысляются врамках правового процесса и вчинение иска о преступлении (delictum):Μάλα μεὸν ἐκρατεῖτο ὑποὸ χήρας, ὁ κρατήσας νεφῶν τε και ὸ τῶν ὄμβρων,και ὸ συνείχετο ὑποὸ μίας, ὁ τουὸς ἅπαντας συνέχων διαὸ ·βήματος·γυνηὸ δεὸ παναθλία, πάσης ἄμοιρος δυνάμεως,τοὸν λόγῳ και ὸ δυνάμει οὐρανουὸς κρατεῖν νομίζοντα κρατεῖ ὡς κατάδικον,και ὸ συμπλακεῖσα μανικῶς, ὡς φονέα εἰς κριτήριονκαθεῖλκε, κραυγάζουσα· «Δός μοι γόνον ὃν ἔκτεινας·οὐ χρῄζω τοῦ ἀλεύρου σου· μηὸ θρέψῃ με νομίζων <γενέσθαι φιλάνθρωπος.>Ἄρτους ἐν τῇ γαστρί μου κατασπείρας, τοὸν καρποὸν τῆς γαστρός μου και ὸ τοὸν κλάδονἐξερρίζωσας, και ὸ πωλεῖς μοι <> ταὸ δῶρα ταὸ βρώσιμα·ψυχηὸν ἀντι ὸ ἀλεύρου και ὸ ἐλαίου ἐμεθόδευσας·ἐγωὸ δεὸ δυσωπῶ σε ἀνατρέψαι τοὸ συνάλλαγμα, και ὸ δοῦναι ὃ ἔλαβες·И тогда был удержан вдовою, * удержавший дожди с облаками.И был схвачен одною, * за одеянье * кто держал всех собою.Непричастная вовсе силе, * всенемощная женщинасилою и словом * небеса держать хотящего * держит, как обвиняемого.И, вцепившись с безумной силой, * как убийцу на судилищеповлекла, вопиющая: «Дай мне сына, тобой убитого.1192Кондак 34.

Строфа 7. См. Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. 4. / ed. J. Grosdidier de Matons //Sources Chretiennes 128. Paris, 1967. P. 120.514Не нужно твоей муки мне * не корми меня, думая, что стал человеколюбцем ты.Хлебы во чреве моем ты засеял * но плод и ветвь моего чреваты искоренил * и продаешь мне * дары съедобные.И за муку ты душу * за елей хитро продал?Тебя я умоляю * расторгнуть эту сделку * и вернуть, что ты взял»1193.В этой весьма своеобразной трактовке библейских событий можно видеть явноевлияние римского процессуального права. Если в Библии смерть сына осмысляетсякак Божие наказание, а пророк всего лишь его вестник и исполнитель, («пришелвспомянуть мои грехи и уморить сына моего»), то здесь вдова считает пророкаубийцей своего сына, вчиняет против него иск по обвинению в убийстве и самаприводит его на суд сообразно римским правовым понятиям.В процессе судебного разбирательства ставится вопрос о мере пользы и мереущерба, принесенным пророком.

Та польза, которую он принес, несоразмернапринесенному ущербу (ты устроил (забрать) душу за муку и за елей). Более того,поведение пророка осмысляется и как недобросовестная купля-продажа, (тыпродаешь (за душу) съестные дары (в том числе здесь есть и следующая мысль, онпродает то, что надлежит поднести как дар), и как недобросовестное исполнениеарендатором-земледельцем, или наемным рабочим условий договора: Ἄρτους ἐν τῇγαστρί μου κατασπείρας τοὸν καρποὸν τῆς γαστρός μου και ὸ τοὸν κλάδον ἐξερρίζωσας, «Тызасеял хлебы во чреве моем, но плод чрева моего и ветвь искоренил». Этиотношения определяются как συνάλλαγμα или contractum – сделка, и сделканечестная. Требование вдовы можно было бы осмыслить как восстановлениепервоначального положении (de in integrum restitutionibus)1194.Из этих примеров мы видим, насколько римское право повлияло навизантийскую гимнографию как на идейном, так и на художественном уровне.Безусловно, исследование этого влияния в полном объеме потребует значительныхусилий, однако, этот труд окупится с лихвой и окажется весьма полезным как дляистории права, так для истории ментальности.11931194Кондак.7.

Строфа 20. См. Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. 1. P. 330.Digestae. Liber IV. Titulus 1.515§ 2.ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИВведение.Не только повседневная жизнь, но и один из ее стержней – творчество икультура находили свое достойное отражение в византийской гимнографии.Конечно, концепт культуры является новоевропейским. И все же в восточноримскойхристианскойтрадицииприсутствуютизвестныеконцептуальныеаналогии и для понятия культуры, и для творчества, которые мы рассмотрим ниже.Коль скоро именно личности творят историю и культуру, то мы начинаемрассмотрение этой темы с жизни и творчества преп.

Романа сладкопевца, переходязатем от личностного к общему и к пониманию культуры и творчества ввизантийской традиции и в частности в гимнографии.ПУНКТ 1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦАО святом Романе Сладкопевце (конец V- первая половина VI века), один извеличайших гимнографов византийского мира, (Данте новогреков, по словамГельцера1195) оставилось не так много свидетельств.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее