Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 102

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 102 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 102 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 102 страницы из PDF

Роман прибыл в Константинополь диаконом,и повидимому им и остался в церковной памяти.3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города, как одногобольшого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще неопровергает той или иной официальной степени.Темнеменеедляподтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащемусообщения о землетрясениях 551 и 554 г.

(см. выше), в 555-556 г. св. Роман был ещежив. С другой стороны этот кондак надписан ἐγγυὸς ἐσχάτη «почти последняя[песнь]. У св. Романа нет кондака на обновление св. Софии в 562 г., следовательнопо-видимому он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историкиговорят о 560 годе, цифра эта – условная. Зато мы можем назвать день и месяц егосмерти – 1 октября, поскольку это – день его памяти.

Судя по житию св. Артемия(см. выше) св. Роман почитался как святой уже во времена Ираклия и его творенияпелись на бдении.Могила св. Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще вначале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «вцеркви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец»1238.ПУНКТ 2.КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ В В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ.1238Хождение Антония Новгородского. Москва. 1880. C. 105530Проблема культуры в Византийской гимнографии занимает пусть непервенствующее,нодостаточноважноеместо1239,посколькукакраннехристианская, так и византийская религиозная поэзия в той или иной мереставит вопрос о месте человека в этом мире. «Что есть человек?» – это вопрос нетолько Псалмопевца Давида, но и Ефрема Сирина, Григория Богослова, РоманаСладкопевца.

И культура, как определенная жизненная оболочка, способ жизни –τρόπος ὑπάρξεως естественно не могла не отразиться в византийской гимнографии.Достаточно сложно выделить понятие «культура» в византийском греческом.Оно может выражаться через различные лексемы, в частности – через πολιτεῖα, илиπολιτισμοὸς1240. Набор значений πολιτεῖα достаточно богат: это и государственноеустройство1241, и образ жизни – «житие»1242, и то, что можно назвать «культура». Вотличие от латинского понятия cultura, связанного с глаголом coleo – «взращиваю»,«почитаю», и, следовательно имеющего религиозные корни этот термин связан скорнем πόλις – город, государство, и несет в себе социальное значение попреимуществу.В этом пункте мы рассмотрим отношение византийских гимнографов кантичной культуре, а также определенные представления о христианской πολιτεῖα.Восприятие византийских гимнографов античного наследия было сложным инеоднозначным.

С одной стороны, античная культура считалась источникомзаблуждения и зла, жилищем демонов. Подобное восприятие имело своиоснования: именно греческие философы, такие как Крескент, Кельс (II век) илиПорфирий натравливали римские власти и невежественную толпу на христиан, всвоих трактатах (как например Порфирий «Против христиан») высокомерноиздевались над «сектой невежественных галилеян», а император-философ Марк1239Некоторые вопросы, связанные с концептом культуры в византийской гимнографиирассматриваются в общих трудах по истории византийской гимнографии.

Стоит указать, вчастности на работы Τομαδάκης Ν. Βυζαντινηὸ ὑμνογραφία και ὸ ποίησις. o Αθῆναι, 1965. Μιτσάκης Κ.Βυζαντινή μνογραφία. Ἀθῆναι, 1985. Из отечественных исследователей наибольший вклад вкультурологические исследования византийской гимнографии внес С.С. Аверинцев. См.Аверинцев С.С. Поэтика византийской литературы. М., 1977.1240Так, в частности, переводится в новогреческом языке1241См. например Аристотель – Res Publica Atheniensium. 2.2.21242Стандартный агиографический заголовок – βίος και ὸ πολιτεία. Впервые употреблено св.Афанасием Алекснадрийским P.G.

T. 26, Col 835.531Аврелий бросал христианских мучеников львам и осуждал на смерть своегособрата по философии – св. Юстина Философа. Христиан под пытками заставлялиприносить жертвы перед прекраснейшими творениями Фидия и Паррасия, прощеговоря – идолами. Античные мифы с их подчеркнутым аморализмом не могли невызывать законного омерзения у благочестивых христиан.С другой стороны, христиане трезво понимали необходимость определенногососуществования, а следовательно и диалога с Римским государством и обществом,а значит – и с культурой.Подобное понимание присутствует в произведениях многих отцов и учителейЦеркви – св. Юстина Философа, Климента Александрийского, блаженногоАвгустина.

Христианство оказалось открытым для усвоения всего ценного иполезного, что содержалось в античной культуре, хотя не принимало его духа.Подобноепротивостояниеизаимствование,притяжение-отталкиваниепросматривается в целом ряде гимнографических памятников, прежде всего – взнаменитом «Акафисте» -Ὕμνος Ἀκάθιστος. Вопрос о времени происхожденияАкафиста достаточно сложен1243, тем не менее ряд ученых1244 считает, что он могбыть создан св. Романом Сладкопевцем в тридцатые годы VI века.

В 530 году св.император Юстиниан закрывает византийскую академию и, возможно именно сэтим событием связана 18 строфа гимна (9 икос):Ῥήτορας πολυφθόγγους, ὡς ἰχθύας ἀφώνους,ὁρῶμεν ἐπι ὸ σοί, θεοτόκε,ἀποροῦσι γαὸρ λέγειν τοὸ πῶςκαι ὸ παρθένος μένεις και ὸ τεκεῖν ἴσχυσας,ἡμεῖς δεὸ τοὸ μυστήριον θαυμάζοντες πιστῶς βοῶμεν.῞Χαῖρε, σοφίας θεοῦ δοχεῖον,χαῖρε, προνοίας αὐτοῦ ταμεῖον,χαῖρε, φιλοσόφους ἀσόφους δεικνύουσα,1243Историю и литературу вопроса см. Никифорова А.Ю. и др.

Акафист // Православнаяэнциклопедия. Т.1. М., 2000. С.373, 381.1244Среди них – Крипиакевич (см. Krypikiakewicz. A De hymni Acathisti Auctore // ByzantinischeZeitschrift, T. 18. 1909. P. 356-382) Дольгер и другие.532χαῖρε, τεχνολόγους ἀλόγους ἐλέγχουσα.χαῖρε, ὅτι ἐμωράνθησαν οἱ δεινοι ὸ συζητηταί,χαῖρε, ὅτι ἐμαράνθησαν οἱ τῶν μύθων ποιηταί,χαῖρε, τῶν Ἀθηναίων ταὸς πλοκαὸς διασπῶσα,χαῖρε, τῶν ἁλιέων ταὸς σαγήνας πληροῦσα,χαῖρε, βυθοῦ ἀγνοίας ἐξέλκουσα,χαῖρε, πολλουὸς ἐν γνώσει φωτίζουσα,χαῖρε, ὁλκαὸς τῶν θελόντων σωθῆναι,χαῖρε, λιμηὸν τῶν τοῦ βίου πλωτήρων,χαῖρε, νύμφη ἀνύμφευτε.1245Риторов многозвучных, * словно рыбок безгласных1246,мы видим при тебе, Приснодево.Ведь сказать недоумеют, какТы· и Девой пребываешь, и родить Ты смогла.А мы же, сему таинству дивяся, восклицаем верно:Радуйся, Премудрости Бога· приятье,Радуйся, сосуде Его промышленья.Радуйся, любомудрцев безумье являя,Радуйся, хитрословцев скотствó обличая,Радуйся, ибо обезумела * совопросников вся мощь,Радуйся, ибо в увядании * баснотворцев множество.Радуйся, Ты Афинян * сети разрываешь,Радуйся, рыбарей Ты * мрежи исполняешь.Радуйся, из бездн * незнанья извлекающая,Радуйся, познаньем * многих просвещающая,Радуйся, корабль *для хотящих спасенья,Радуйся, пловцам * Ты по жизни – пристань.1245Текст см.

Trypanis C. Fourteen byzantine canticles. – Wien, 1968. P. 29.Поэтический перевод В.В. Василика. К сожалению, в нем невозможно передать всеособенности оригинала – игру слов τῶν Ἀθηναίων -, τῶν ἁλιέων, φιλοσόφους – ἀσόφους и т.д.1246533Радуйся, Невесто неневестная.В этом икосе превосходно выражена сущность античной культуры – этокультура исканий, культура непрестанного задаваемого вопроса – χαῖρε, ὅτιἐμωράνθησαν οἱ δεινοι ὸ συζητηταί· – радуйся, ибо обезумели искусные совопросники(другое значение – спорщики или искатели).

По мнению византийских поэтов,реальность нового человечества, воплощенного в Пресвятой Богородице делаетфилософов-«любомудров» немудрыми, ибо вся их деятельность – непрестанноевопрошание: им нужна не истина, а поиск истины, не результат, а процесс. И еслиперед ними появляется полнота истины, это повергает сих «взыскателей» вподлинное безумие, ибо тогда они ясно ощущают свою ненужность, ибо ониспособны только на вопрос, а не на ответ, на исследование, а не на славословие.Одним из ключевых слов здесь πολύφθογγος – «многозвучный» . Здесь можновспомнить слова Апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими иангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий».

(1Кор.13, 1)Таким образом, античная культура обречена, ибо не имеет любви, этокультура слова, вопроса, а не любящего, животворящего дела.Другое ключевое слово – τεχνόλογος – «искуснословец», или искусныйинтеллектуал. То, что автор Акафиста не чуждался искусной, или изящнойсловесности, показывает высочайший уровень его поэтического мастерства.Очевидно, здесь имеется в виду нечто другое – то, что в современном языкеименуют «технологиями» – «политическими, социальными, интеллектуальными» ит.д. Осуждается взгляд на слово и разум, как на средство манипуляции и игры,создание фикции и мифов. Не случайно, в Акафисте говорится, что «увяли поэты(или создатели) мифов».

Миф, интеллектуальная игра разбивается, сталкиваясь систиной.Ввизантийскойментальностинаместознаниярациональногоидискурсивного приходит ведение сверхрациональное, «превыше ума». Богородицастановится источником ведения, которое носит жизненный, практический и534жизнеутверждающий характер: «радуйся, из бездны незнания извлекающая», это –благодарность за избавление из глубин адовых. Античности была в принципечужда тесная связь жизни и знания, напротив, для христианства она являетсяопределяющей.

«Благодарим Тебя, Отче, за жизнь и ведение (ὑπεὸρ ζωῆς και ὸγνώσεως) которое Ты даровал познать нам через Иисуса, Отрока Твоего» –говорится в раннехристианском памятнике «Учение двенадцати Апостоловнародам»1247 Это знание – надежный корабль человека в его жизненном плавании ионо приводит человека в спасительную гавань.То, что обличение классической культуры никак не является следствиемневежества и что сам св. Роман Сладкопевец получил полное классическоеобразование (ἐγύκλιος παιδεία), показывает его кондак на Пятидесятницу, 17строфа1248..Τί φυσῶσι και ὸ βομβεύουσιν οἱ Ἕλληνες;Τί φαντάζονται προὸς Ἄρατον τοὸν τρισκατάρατον;Τί πλανῶνται προὸς Πλάτωνα;Τί Δημοσθένην στέργουσι τοὸν ἀσθενῆ;Τί μηὸ νοοῦσιν Ὅμηρον ὄνειρον ἀργόν;Τί Πυθαγόραν θρυλλοῦσι τοὸν δικαίως φιμωθέντα;Τί δ μηὸ προστρέχουσι πιστεύοντες οἷς ἐνεφανίσθητοὸ πανάγιον πνεῦμα;Что ж надменно надуваются язычники?Что мечтают они об Арате * – очей катарактеЧем платить за Платона им?Что ж с Демосфеном носятся * астеничным?Что ж не считают Омира * тяжким кумиром?О Пифагоре болтают что Пифону подобен?1247Didache.

IX, 3, 2. Русский перевод – по изданию Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель,1978. С. 20.1248Sancti Romani Melodi Cantica. ed. by P. Maas-K. Trypanis. Vol.. I, Cantica Genuina. Oxford.. 1963N 33. Р. 259-266 (далее – Maas-Trypanis).535Не прибегнут с верою * К Апостолам, * им же явилсяДух всесвященный?Прозаический перевод. «Что же надуваются и гордятся язычники? Что же онифантазируют об Арате трижды проклятом, что же обольщаются Платоном? Почемулюбят немощного Демосфена? Почему же не считают Гомера тяжким сном? ОПифагоре болтают, которому по справедливости заградили уста?….»Итак, в кондаке упоминаются имена Арата, Платона, Демосфена, Гомера,Пифагора.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее