Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 101

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 101 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 101 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 101 страницы из PDF

К тому же отметим,что истории нередки случаи, когда поэты или ученые видели во сне свое творение,или изучаемую ими проблему1226:Косвенные доказательством того. что это видение во сне действительно имеломесто, явлется постоянное пребывание Романа в Кирах и тот факт, что он былпохоронен у этой церкви, хотя Киры был достаточно скромный квартал и позднеепо достигнутому им положению св. Роман мог претендовать на большее. Эта связьможет быть объяснена фактом видения и тем, что церковь Кириотиссы стала длянего святым местом. Другим косвенным подтверждением является то, что одним изранних кондаков по времени возникновения считается кондак на Рождество 1227,следовательно история с видением обретает определенную достоверность.

Каковоже значение этого видения? Для авторов синаксарей это означало дарованиепоэтического таланта, однако это видение можно интерпретировать и по-другому –благословение на деятельность в Константинополе.Помимократкоговариантаописанияэтоговидения,существуетраспространенный, гораздо более поздний (XIII-XIV вв.). Акакий Савваит исообщает повествование, согласно которому Роман не имел голоса и не умел петь,1224Emerau C. Saint Ephrem le Syrien.

Son oeuvre. litteraire grécque. Paris. 1919. Р.5Legouis.L- Cazamian. L. A History of English Literature. London. 1957. Р. 35-361226Достаточно упомянуть Менделеева, увидевшего свою таблицу во сне, а также – Грибоедова,увидевлшего на Кавказе во сне «Горе от ума».1227Grodidier de Matons.Romanos le Melode..P. 2435251225за что подвергался насмешкам. Он обращается к Богородице, Которая является емуво сне, спрашивает, что его печалит, и дает ему свиток в обмен на обещание статьмонахом. Роман съедает свиток и затем становится монахом обители Авассу1228.Возникает вопрос: был ли монахом св. Роман и стал ли он им хотя бы впоследние годы своей жизни?На этот вопрос приходится ответить отрицательно, достаточно привести пример изкондака «О жизни монашеской»:«Знаю, знаю как мне вы ответите,не устами, так мыслию молвите:ты нас учишь о мира превратности,что же сам прилепляешься к бренному?На сучок в оке брата взираешь ли,а бревна в своем оке не чувствуешь,если истину зришь, почто не творишь?как спасусь, не радевший о милостном?Не хвалитесь дарами духовными:что имеешь, есть милость от Господа,пусть не судит воздержный вкушавшего,пусть почтит и вкушавший алкавшего...1229Кондак «О монашеской жизни» очевидно относится к последним годам жизнисв.

Романа Сладкопевца1230. Следовательно, сообщение Акакия о том, что Роман былмонахом следует признать ошибочными. К тому же обитель Авассу почтинеизвестна в ранних источниках, о ней упоминается только в начале X в. Наконец,Акакий видит в Романе только певца и композитора, а не поэта.Никифор Каллист Ксанфопул в рассказе об этом видении говорит, что вцеркви Богоматери была мироточивая икона.

Однажды во время бдения подMιτσάκης Κ. Βυζαντινή ὑμνογραφία... Σ. 309.Поэтический перевод С.С. Аверинцева. Аверинцев С.С. От берегов Босфора до береговЕвфрата. C. 260, 262.1230Grosdidier de Matons. Romanos le Melode... P. 245.12281229526Рождество св.

Роман заснул на шестой песни канона, и тогда ему явиласьПриснодева, даровавшая ему свиток для съедения. Перед седьмой песнью Романвышел на амвон и начал петь «Дева днесь»1231. Рассказ Ксанфопула страдаетанахронизмами: в VI веке в Константинополе канона еще не было, следовательносам рассказ следует признать анахронистичным и вторичным, созданным на основесинаксарей. Тем не менее вторичные рассказы Акакия и Ксанфопула неопровергают их сообщения.В патмосском синаксаре говорится, что Роман посещал службы воВлахернской церкви Богоматери.

Это замечание достойно внимания: церковьБогоматери Влахернской, построенная при Маркиане царицей Пульхерией 1232, приЮстиниане была перестроена1233, расширена и украшена, и стала третьим позначению храмом после св. Софии и храма св. Апостолов. Это был императорскийхрам, не случайно Константин Копроним провел иконоборческий собор 742 г.именно в нем1234. Соответственно, служение в этом храме означало определеннуюблизость ко двору и по-видимому после воцарения Юстиниана – или даже ранее –во время правления Юстина. Повидимому именно об этом говорится в кондаке,посвященном св. Роману:Вознесло положенье * царского войска земногосердцем высокого мужа.Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе, или общение симператором сравниваются с пребыванием в воинстве царя.То, что св.

Роман достиг определенного высокого положения – несомненно:некоторые его кондаки подписаны κυροῦ Ρομανοῦ1235.Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов, и могцениться Юстинианом, как талантливый церковный поэт. Еще более загадочнымстановятся слова:Νικήφορος Κάλλιστος Ξανθόπουλος. Ἑρμηνεία εἰς τουὸς ἀναβαθμουὸς της Ὁκτοήχου. ἐκδ.ΚυρίλλοςΑθανασιάδης ῾Αγιοπολίτης.῾ιεροσολύμοις.

1862. p.127-128.1232Georgius Hamartolus. Chronikon. Ed. C de Boor. Lipsiae. 1889. Р. 6161233Procopius. De aedificiis. 1, 3. 6.1234Georgius Hamartolus. Chronikon (recensio brevis). PG. Т.110. Сol.940.1235Кондак "На кровоточивую" и второй кондак на Воскресение.5271231Молниеносный образ * багряного хитонаи жезла правость верную * он царям проповедывал.И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,и к душе * обратился своей:«Душа моя, воздай * ты Кесарево Кесарю».Эти строки, как и слова о земном воинстве можно объяснить только одним –активным участием Романа в политике.

Однако, что это за страх и трепет, которыйпережил св. Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когдавесь Константинополь и, прежде всего, – императорский двор пребывал всостоянии страха и ужаса: это – восстание Ника (532 г.), когда император был готовуехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о«молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что согласносообщению Прокопия Кесарийского и сделала царица Феодора1236.

Однако он жесообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и однисоветовали бежать, другие же – остаться. Возможно св. Роман был в числепоследних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании, общественноммолении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого молениясодержится в его кондаке «на землетрясение и пожар»:ὑποὸ μεὸν τούτων τῶν δεινῶν κατείχετο ἠ πόλις και θρῆνον εἶχε μέγα·θεοὸν οἰ δεδιότες χεῖρας ἐξέτεινον αὐτῷ,ἐλεημοσύνην ἐξαιτοῦντες παῤ αὐτοῦκαι ὸ τῶν κακῶν κατάπαυσιν·συν τούτοις δε εἰκότως ἐπηύχετο και ὀ βασιλεύωνἀναβλέψας Προτοπλάστην, συν τούτῳ δε σύνευνος ἠ τούτουδός μοι, βοῶν, σωτήρ, ὠς και ὸ τῷ Δαυίδ σουτοῦ νικῆσαι Γολιάθ· σοι ὸ γαὸρ ἐλπίζω·ῶσον τοὸν πιστοὸν λαόν σου ὠσ ἐλεήμων,οἶσπερ και δώσῃς ζωηὸν τηὸν αἰώνιον.«Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий,1236Procopius.

De bellis.1. 24, 43.528Бога боящиеся * руки простирали к Нему,милость от Него испрашивая,и прекращение зол.С этими же по обычаю молился * и царствующий,воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его.«Даруй мне» –, * вопиял он, – «Спасе, * как Давиду твоему,победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь.Спаси верный народ Твой, * как милостивый,как дарующий жизнь * вечную.(54, 18).Мы не случайно повторили эту цитату, поскольку, на наш взгляд, эта строфаотражает личные и непосредственные воспоминания преп. Романа Сладкопевца.Выше мы уже обсуждали уникальность этого свидетельства и отношения преп.Романа к восстанию и восставшим.

Здесь отметим лишь то, что мятеж «Ника»глубоко отразилсявтворчествепреп.Романа,вегоапокалиптическихпредчувствиях и эсхатологических размышлениях 1237.Существует гипотеза, объясняющая термин κύρ. Еще Пауль Маас предложилотождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа,носившего титул ἐκκλησιέκδικος, который от имени «домашнего собора» 536 годабыл послан к экс-патриарху Анфиму вместе с еп. Иоанном, епископом БейрутскимФалассием, епископами Домном и Петром, и двумя диаконами. Против этоговыдвигались следующие соображения: традиция знает Романа, как диакона, а некак священника, большинство акростихов подписано именем ταπεινοῦ Ρωμανοῦ(смиренного Романа), что указывает на невысокий чин, Далее, синаксариуказывают на связь Романа с церковью Кириотиссиы и Влахернской, но не сосвятой Софией.

Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в нейсохранялись его автографы, не в патриаршей библиотеке. На эти возраженияследует ответить следующее.1237Подробнее об этом см. выше в пункте «Отражение восстания «Ника» в кондаке РоманаСладкопевца на землетрясение и пожар».5291. Мы уже отмечали причины, связывавшие св. Романа с Кирами, это – видение,бывшее ему в церкви Кириотиссы.2.Историческаяпамятьитрадициясклоннысохранятьболеенизкуюиерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример – каноны и стихиры КосмыМаиумского, называемые «Космы монаха», хотя по преданию он был епископомМаиумским, каноны Андрея Критского, которые подписаны – «творение АндреяИерусалимского», или просто Андрея.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее