Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиВасилик Владимир ВладимировичОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ И ИМПЕРИИ В ПАМЯТНИКАХВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИДиссертация на соискание доктора исторических наукпо специальности 24.00.01«История и теория культуры».Научный консультантД.и.н., проф. Бибиков М.В.Санкт-Петербург 2016.ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................3ГЛАВА I.
ОТРАЖЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ.........50§ 1 ДОНИКЕЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ И ЕЕ СМЫСЛЫ.............................................................51§ 2 ВИЗАНТИЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ И ПАТРИСТИКА.......................................................128§ 3 ПРАЗДНИК В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ.............................................................169§ 4 ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В ГИМНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.....................................236§ 5 ГИМНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАК ИСТОЧНИК................................................284ПО ИСТОРИИ БОГОСЛУЖЕНИЯ...............................................................................................284ГЛАВА II.ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ..................................................................317§ 1 ИМПЕРИЯ И ИМПЕРАТОР......................................................................................................317§ 2 ВОЙНЫ, МЯТЕЖИ, КАТАСТРОФЫ......................................................................................383ГЛАВА III .ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ В ВИЗАНТИЙСКИХГИМНОГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ.......................................................................................496§ 1.
ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА................................................................................................................496§ 2. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ..............................516ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................556ПРИЛОЖЕНИE 1. КАНОН СВ. ИМПЕРАТОРУ КОНСТАНТИНУ...........................................570ПРИЛОЖЕНИE 2 НЕИЗВЕСТНАЯ СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ..............................590ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛУЖБА СВ.
АБО ТБИЛИССКОМУ..........................................................609ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СЛУЖБА СВ. ИМПЕРАТОРУ НИКИФОРУ 11 ДЕКАБРЯ........................615БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................................................................6392ВВЕДЕНИЕАктуальность.ДиссертацияВизантийскойпосвящена(точнееотражениюРомейской)жизниИмпериивВселенскойЦерквивизантийскихицерковно-поэтических, или гимнографических памятниках. Актуальность византийскогонаследия для судеб России и Европы сама по себе не вызывает сомнений, равнокак и история Вселенской Церкви.
Значительная часть изучаемых памятников досих пор находится в корпусе богослужебных текстов Вселенской ПравославнойЦеркви и Поместной Православной Церкви, оказав огромное влияние наментальность православных народов. Следовательно, их изучение обладаетособой актуальностью.Введение любого нового источника в византинистику представляетсяважным и актуальным.
Между тем, данная диссертация вводит целый пластновых источников, особенно ценных для т. н. эпохи темных веков (VII- перваяполовина IX в.). Однако, как мы показываем в нашей работе, актуальнаяисторическая информация, позволяющая переоценить целый ряд важныхисторическихсобытийиявлений,содержитсяивболеераннихгимнографических памятниках, в т.ч. казалось бы хорошо документированнойюстиниановской эпохи. Наконец, данная работа является весьма своевременной,поскольку изучение византийской культуры ментальности является весьмаактуальной задачей, в том числе в силу того духовно-культурного кризиса,переживаемого человечеством.Источники.Источниковая база диссертации достаточно широка и подразумеваетиспользование как гимнографических текстов, так и более привычныхисторических источников – хроник, исторических повествований, житийных3текстов, правовых актов.
Из доникейской гимнографии для нашей работыпривлекались гимны из Апокалипсиса, Великое Славословие, Гимн Троице,Эпитафия Аверкия, гимнографические цитаты в мученических актах.Дадим краткую характеристику этих источников.Древнейшая рукопись, содержащая текст гимна в 15 главе Апокалипсиса –Дублинский папирус, конца третьего века1. В целом текстуальная традиция гимнаявляется достаточно стабильной и засвидетельствована как рядом унциальныхрукописей, прежде всего знаменитым Синайским кодексом. Гимн являетсяцентоном – соединение библейских цитат (см. ниже).
В 9озможно, онлитургически использовался в доникейском богослужении.Древнейшая рукопись Великого славословия содержится в Александрийскомкодексе пятого века. Ядром Великого Славословие является первый раздел (дослов «в славу Бога Отца. Аминь») ;древнейшие его тексты, относящиеся ко 2-йпол. IV – нач. V в., могут содержать только его под именем «утреннего» или«ангельского» гимна. Этот раздел был переведен на все языки христианского мира(оригинальным считается греческий) и известен в нескольких версиях. Наиболееважными считаются греческие версии VII книги Апостольских Постановлений иАлександрийского кодекса Библии (сер.
V в.), а также поздние армянские. исирийские (точнее, восточно-сирийские) версии, восходящие, как принято считать,к V-VI вв2.Эпитафия Аверкия засвидетельствована самой ранней идентифицированнойхристианской надписью, обнаруженной в 1883 г. сэром Рамсеем во Фригии 3.Полный текст содержится в Житии Аверкия. В ней повествуется о деяниях истранствиях святителя Аверкия Иерапольского и содержится интереснаяисторико-географическая информация.1The Greek New Testament. Fourth revised edition.
Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. 1994. P. 8,865.2Желтов М.С. Великое славословие. Православная энциклопедия. Т. 7. С. 511-5143Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1991.Р. 138-140 [библиогр.].4Гимн Троице содержится в папирусе III в. – т. н. Оксиринхском папирусе №1786. Это – древнейший нотированный папирус, который представляет особуюценность не только с точки зрения музыковедческой, но и исторической, какотражение веры и ментальности ранних христиан.Тропари преп.
Авксентия Вифинского (+470) содержатся в его житии 4 иявляются древнейшим памятником монашеской гимнографии, а равно одним израннихсвидетельствжанратропарей.Тропариотражаютнетолькоумонастроение и веросознание малоазийских христиан пятого века, но,возможно, и воспоминания о великом землетрясении 447 года.Однако,попреимуществуработапосвященапамятникамвизантийскойгимнографии.
Прежде всего в работе используется ряд кондаков РоманаСладкопевца (Мелода – 490-560)5.Древнейшая рукопись, содержащая фрагменты из кондаков св. Романа –папирус VI века – Papyrus Vindoboniensis. 29430 r., содержащий 4-11 стихи 6икоса кондакa на трех отроков6 . Большая часть творений Романа Сладкопевцадошла до нас в кондакарях – литургических сборниках, содержащих либо полныйтекст гимна-кондака, либо первую и вторую строфу (в более позднейтерминологии – кондак, то, что в ранней византийской терминологии называлосьпроэмием – προοῖμιον) и икос (то есть -строфа кондака, как целого гимна).Приведем основные кондакари, содержащие гимны св.
Романа7.a. Афонские1. Vatopedinus 1041 (A). X-XI в. 285 листа. Содержит 23 гимна Романа.4567Василик В.В. Никифорова А.Ю. Авксентий Вифинский. Православная энциклопедия. Т.1. С.145-146.Критическое издание. Romanus. Cantica / ed. J. Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode.Hymnes, vols. 1-5 // Sources chrétiennes Vol.99. Paris: Cerf, 1964; Sources chrétiennes Vol. 110Paris: Cerf, 1965; Sources chrétiennes Vol.114, Paris: Cerf, 1965, Sources chrétiennes Vol.128,Paris: Cerf, 1967.
Sources chrétiennes Vol.283. Paris: Cerf, 1981.Mιτσάκης Κ. Βυζαντινή ὑμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1986. Σ. 283Romanos le Melode. Hymnes. I. Paris. 1964 /ed. par. Grosdidier de Matons. Sources Chretiennes.Τ. 99. Р.24-30.52. Laurae Г 27 (В). X-XI в. 102 листа. Происходит из Фессалоник. Содержит 9полных кондаков и 18 фрагментов.3. Laurae Г 28 (D), XI. в. 230 листов. Содержит полных 6 гимнов и 22 фрагментов.4. Москва. ГИМ, 437.
XII в. 328 листов. Из 16 полных гимнов 13 надписаныименем Романа.б. Синайские рукописи.5.Sinaiticus 925 (G). X в. 118 листов. Содержит 3 полных кондака и 31 фрагмента,а также Акафист.6.Sinaiticus 926 (H). XI в. 115 листов. Не содержит ни одного полного кондака,только 17 фрагментов.7.Sinaiticus 927. (J). 1285 г. 335 листов. Скопирован на Синае.