Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 103

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 103 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 103 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 103 страницы из PDF

Если, как мы уже отмечали, Маас и Трипанис считают, что для Романаэти имена лишь пустой звук, игрой слов1249, то для Гродидье де Матона это –значимое перечисление: Пифагор представляет три математические дисциплиныквадривиума – математику, геометрию, музыку, астрономия представлена именемАрата, геометрия – Пифагора.

Тривиум представлен именами Гомера (поэзия),Демосфена (риторика), Платон (философия)1250. К их наблюдениям следуетдобавить то, что каламбуры – не просто игра слов, они основаны на знанииопределенных исторических реалий. Так, стих Τί Δημοσθένην στέργουσι τοὸν ἀσθενῆ;– «что же Демосфена любят немощного?» 1251 основан на историческом факте:Плутарх сообщает, что Демосфен был слабого здоровья и заикался 1252. CравнениеГомера с тяжелым сном также имеет свои основания: известна роль сна вгомеровских поэмах (песнь 2, 6 – Зевс посылает обманчивый сон Агаменмнону).Наконец, слова о Пифагоре, которому «по справедливости заткнули рот», говорят оего трагической гибели, он погиб во время пожара и восстания в Кротоне.Следовательно, эта строфа была написана образованным человеком, прошедшимтривиум и квадривиум, который, тем не менее, отказывает всем видам натичнойкультуры – астрономии, философии, геометрии поэзии в истинности. Возникает1249Maas-Trypanis P. XXXII.Grosdidier de Matons J.

Romanos le Melode et les origines de la poesie reiligieuse a Byzanice. Paris.1977. P. 184-185.1251Слова Δημοσθένην – «народосильный» и ἀσθενῆ "немощный» являются однокоренными-1250корень σθενИбо он был изначально немощным и болезненным. ἦν γαὸρ ἐξ ἀρχῆς κάτισχνος και ὸ νοσώδης, Plut.4,5.15361252вопрос: почему, и чем вызван выбор конкретных персонажей для подобныхинвектив? Ответ прост, он вызван сугубо религиозными причинами.Обличение «трижды проклятого Арата» связаны отнюдь не с ненавистью кастрономии, а с понятной нелюбовью к астрологии, которой, к сожалениюувлекались некоторые слои ранневизантийского общества1253. «Обольстительность»Платона связана как с деятельностью поздних неоплатоников, Прокла и его школы,которые в своей «теургической практике» все более скатывались к примитивномумагизму1254,такувлекавшегосяисоригенистическимплатоническимиидеямисоблазном:иосуждениевыстроившегоОригена,абсолютнонехристианскую картину мира1255, произошло в 544 году, почти одновременно снаписанием кондака на Пятидесятницу.

Наконец, инвективы в адрес Пифагорасвязаны с распространением оккультных учений, нумерологии и представления опереселении душ1256. Словесные характеристики представителей «Эллинства»возможно перенести и на культуру, она предстает немощной и подобной тяжкомусну.Античные реминисценции встречаются не только в кондаках, но и в канонах,в том числе – написанных св. Андреем Критским. Вот показательный пример изВеликого канона:Τοὸν πρωτόπλαστον Ἄδάμτῇ παραβάσει παραζηλώσαςἔγνων ἐμαυτοὸνγυμνωθέντα Θεοῦ,και ὸ τῆς ἀιδίου βασιλείαςκαι ὸ τρυφῆς διαὸ τῆς ἁμαρτίας μου (песнь 1, тропарь 3)1257.«Первозданного Адамапреступлению поревновав,познаx себе самаго1253Культура Византии.

IV-VII в. М., 1982. С. 412.Там же. С.581255См. Георгий Флоровский. Византийские отцы церкви V-VIII в. Париж, 1933. С.41-42.1256Культура Византии. С. 221.1257Τριώδιον κατανυκτικοὸν. - Αθo ῆναι, 1990. Σ. 93.1254537обнаженнаго от Бога,и вечного царствия,и сладости чрез согрешение мое». Этот тропарь основан на античнойреминисценции – на изречении γνῶθι σεαυτοὸν, которое, по одной версиипринадлежит Фалесу1258, по другой – было написано в Дельфийском храме1259.Здесь мы видим как бы скрытую инвективу в адрес античной философии.Изречение «познай себя» связано с самоанализом, с самовзысканием, познаниемсебя, как центра мира, а не Бога.

Подобный способ познания для византийскихбогословов очевидным образом соответствует призыву Змея прародителям в Раю:«И будете как боги, познающие добро и зло». Такое познание является «мудростьюземной, душевной, бесовской» (Иак. 3, 15), ибо оно не только не нуждается вбожественном источнике знания, но и отвергает его. И как следствие, онооткрывает человеку всего лишь его онтологическое одиночество, падшесть инемощь. Человек, познавая себя отделенным от Бога, познает лишь свою наготу,преступность и следовательно, смертность.

И соответственно, античная максима«познай себя», является продолжением и результатом Адамова преступления.Языческой культуре и обществу противопоставляется культура христианская.Приведем уже цитированный нами тропарь Воздвижения Креста:Σῶσον, Κύριε, τοὸν λαοὸν σου Спаси, Господи, народ Твойκαι ὸ εὐλόγησον τηὸν κληρονομίαν σου и благослови достояние Твое,νίκας τοῖς βασιλεῦσι победы царямκατα βαρβάρων δωρούμενος на варваров даруя,και ὸ τοὸ σοὸν φυλάττων и Твое сохраняяδιαὸ τοῦ σταυροῦ σου πολίτευμα крестом Твоим общество1260.В этом тропаре содержится представление об империи, как об обществехристианском по преимуществу, достоянии или собственности Христа, Его«политии», в которой действуют (или должны действовать) Его законы 1261 и1258Diogenes.

Vitae philosophorum. Lib. I, 40, 1.Plutarchus. Adversus Colotem. C.8./ ed. R. Westman (post M. Pohlenz), Plutarchi moralia, vol. 6.2,2nd edn. Leipzig: Teubner, 1959: P.1801260Мηναια τοῦ ὅλου ἑνιαύτου. Σεπτεμβρίου. Αθo ῆναι, 1993. Σ.

234. Перевод В.Василика.1261Не случайно позднее П.И. Чайковский положил в основу увертюры «1812 год» для русской5381259соответственно – принципы христианской культуры, поскольку культура – то, чтоотличает «политию» от варварских сообществ и квазигосударств.Сходные идеи несет кондак Воздвижения Креста, написанный в самом началеседьмого века:Ο ὑψωθει ὸς ἐν τῷ σταυρῷ ἑκουσίως Вознесшийся на крест волею,τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῷ πολιτείᾳ тезоименитому Твоему и ныне обществуτουὸς οἰκτιρμουὸς σου δώρησαι, щедроты Твои даруй,Χριστέ ὀ Θεοὸς Христе Боже,εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου возвесели силою Твоеюτουὸς πιστουὸς βασιλει ὸς ἡμῶν верных царей нашихνίκας χορηγων αὐτοῖς καταὸ τῶν πολεμίων победы даруя им на враговτηὸν συμμμαχίαν ἔχοντες τηὸν σηὸν в союзе имеющим твоеὅπλον εἰρήνης ἀήττητον τρόπαιον.

оружие мира, непобедимое победное знамение1262.Мы уже упоминали выше об идее имперского миролюбия 1263 –, содержащегося вэтом кондаке, а равно и об концепции христианского общества и христианскойкультуры, как явления принципиально нового и противоположного прежнемуязыческому образу жизни. Отметим здесь, что миролюбие является также одной изконстант христианской культуры. Однако, оно не является пацифизмом инепротивленчеством: при необходимости христианская полития может прибегнутьк справедливой войне, но ее цель -мир. С другой стороны, христианская культура –культура Креста и Воскресения, несущая людям мир и спасение.Один из важнейших аспектов культуры – проблема творчества.В православном сознании творчество обладает божественным измерениемпрежде всего потому, что оно является одним из свойств Бога – Творца, Создателя иПромыслителя.

Творение – не просто одно из качеств безличного Абсолюта,темы именно напев 1 гласа для тропаря «Спаси, Господи, люди твоя».12621263Датировку и текст см. Trypanis K, Fourteen Byzantine Canticles. Wien, 1968. P. 149-152.См. пункт настоящей диссертации «Империя и крест». О стремлении византийцев к миру см. вчастности Византия между Востоком и Западом. СПБ 2004.539который не может не творить, но деяние личностной Божественной любви,совершаемое в недрах Пресвятой Троицы. Для того, чтобы проиллюстрировать этоположение, обратимся к ирмосу третьей песни воскресного канона третьего гласа(творение Иоанна Дамаскина).Ὁ ἐκ μηὸ ὄντων ταὸ πάντα παραγαγωὸν, τῷ Λόγῳκτιζόμενα, τελειούμενα Πνεύματι, ΠαντοκράτορὝψιστε, ἐν τ ῇ ἀγάπη τ ῇ σ ῇ στερέωσόνμε1264.

«Иже от не сущих вся приведый Словом созидаемая, совершаемая Духом,Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди Мене».Богословская мысль св. Иоанна Дамаскина резко отталкивается от античныхпредставлений о материи. Термин μηὸ ὄν – «ничто», «пустота» в ряде античныхфилософских концепций обозначало материю, или саму по себе, или какпространство для атомов. Для Иоанна Дамаскина это понятие противопоставленомиру, творению, материи, это – состояние до творения мира, действительно ничто,из которого Бог «приводит» – παράγει, творение, как бы выводя узника из темницына свет Божий1265. Этот ирмос обращен к Отцу и возможно связан с анафоройлитургии Иоанна Златоуста, так же обращенной к Богу Отцу: «Ты от небытия вбытие вся привел еси» (Συὸ γαὸρ ἐκ μηὸ ὄντος εἰς τοὸ εἴναι ταὸ πάντα παρήγαγες)1266. Отецв Своей свободной любви приводит творение в бытие, дает ему бытийственныеосновы, однако созидает, образует его Логос. Глагол κτίζω, употребленный в ирмосе– означает «строю», «устраиваю»1267, здесь говорится об красоте, гармонии,упорядоченности творения, его «логосности».Дух совершает творение, освящая и животворя его, и давая ему таинственныйсмысл: глагол τελειόω означает не только совершать, но и посвящать,«таиноводствовать»1268.

И все это совершается в божественной любви, ибо обутверждении в ней просит автор.Παρακλητική. Αθo ῆναι. 1991. Σ.127.Впервые этот термин в значении «творить», «создавать» употребляет Аристид Афинянин,апологет второго века (στοιχεῖα .. ἐκ τοῦ μηὸ ὄντων παραχθέντα – стихии из небытияприведенные» – Arisides. Apologia. 4.1. Затем его употребляют Дидим, Иоанн Златоуст и другие.1266Эти слова взяты из первой части анафоры «благодарение» (после «Достойно и праведноесть.») .

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее