Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 16

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 16 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 16 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 16 страницы из PDF

Выражение ὀ ἀμνοὸς τοῦ Θεοῦ, (Jn. 1, 29) oo Ὑιοὸς τους Πατροὸς –«Агнче Божий, Сыне Отеч» – имплицитно является исповеданием БожестваХриста (Сыне Отеч) и Его человечества (Агнче Божий), которым Он принял грехмира, то есть пострадал. Наименование Христа Агнцем, весьма частое у древних186Adversus haereses (libri 1-2), ed. W.W.

Harvey / Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinqueadversus haereses. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1857. Р. 34.187Сына, Слова Божия, Сего Единородного. Сего всех Творца. (1, 1, 19, 21). Ibid.78христиан188, имеет широкое распространение в литургической практике: наримской литургии после «Отче наш» перед приобщением священник произносит– Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis. – «Aгнче Божий, вземляйгрехи мира, помилуй нас»189.

Обращение к Агнцу Божьему, берущему на себя грехмира, засвидетельствовано также в антиохийской практике IV в.190, а также – влитургии Петра (причастен – «Aгнче Божий, вземляй грех мира, помилуй нас» 191).Cамо выражение «Агнче Божий» также связано с Апокалипсисом – образом«Агнца как бы закланного», а также «Песнью Агнца» (Откр. 15, 2-4), параллели скоторой присутствуют в тексте ВС; этот эпитет вместе с прошением опомиловании отчасти привносит в гимн апокалиптическое и эсхатологическоесодержание. Возможно, здесь также есть связь со словам апостола Петра обАгнце Божием закланном от создании мира: согласно христианскому богословию,Жертва Христова, изначально замысленная при сотворении мира, совершается вконце времен и к ней приобщаются верные, прежде всего – чрез мученичество.Троекратные обращения ко Христу «помилуй нас, приими молитву нашу,помилуй нас» – и три причастных определения (вземляй грех мира – дважды,«седяй одесную Отца) вносят символику троичности в построение гимна.Выражения – «вземляй грехи мира» и «седяй одесную Отца» говорят оКресте,ВоскресениииВознесении–полнотеБожественногодомостроительства192, спасения человечества.

Отметим, что содержание символовверы также говорит о Божественной икономии, начиная от Воплощения и кончая188На это указывают частые изображения Агнца в римских катакомбах – См. Успенский Л.Богословие иконы. М., 1988. С.56.189Missale Romanum. Roma. 1888. Р. 252.190Св. Иоанн Златоуст в беседе на 1 послание к Коринфянам говорит: « Οὐ γαὸρ ἁπλῶς ταῦταἐπινενόηται, οὐδεὸ εἰκῆ μνήμην ποιούμεθα τῶν ἀπελθόντων ἐπι ὸ τῶν θείων μυστηρίων, και ὸ ὑπεὸραὐτῶν πρόσιμεν, δεόμενοι τοῦ ᾿Αμνοῦ τοῦ κειμένου τοῦ λαβόντος τηὸν ἁμαρτίαν τοῦ κόσμου. PG T.61.

Col 361 A. «Не напрасно мы совершаем память умерших при св. Таинстве и прибавляеммолитву за них к тому Агнцу, который берет на себя грехи мира».191Скабалланович М. Толковый Типикон. Глава 1. C. 309.192Возможно, параллелизм «вземляй грехи мира, приими молитву нашу» – говорят обопределенном учении о молитве, как о сораспятии Христу.79Вторым пришествием. Особенно важной является для нашего сюжета темаКреста.Завершение первой части – исповедание святости Христа, связано сСерафимским славословием «Свят, Свят Свят Господь Саваоф» – (Ис. 6,3 – ‫קדוׁש‬(‫ ג‬,'‫" )ישע ו‬:‫ – " קדוׁש קדוׁש יהו קה ' צבקאו ת מצללא כקל הקא רֶרץ כצבודו‬ἅγιος, ἅγιος, ἅγιος, ΚύριοςΣαβαώθ. Это славословие издревле связано с синагогальным богослужением – т.н.молитва Кадиш ‫קדיש‬, откуда оно перешло в раннехристианское богослужение193уже в первом веке, ранним примером примером чего является «трисвятое» вАпокалипсисе – ἅγιος, ἅγιος, ἅγιος, Κύριος ὁ Θεοὸς ο Παντοκράτωρ ὁ ὢν και ὁ ἦνκαι ὸ ὀ ἐρχόμενος (свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Сущий, Который были грядет – Откр.

4, 8)194. Отметим, что «Свят» в литургии предваряет «историюспасения», основным содержанием которой является Тайная Вечеря, крестнаясмерть Искупителя и воскресение.Как мы отмечали выше, выражение «един свят» имеет соответствие в«Песне Агнца» (Откр. 15. 5). Cледует заметить, что в литургии Василия Великогои Иоанна Златоуста присутствует ответ народа на возглас «Святая святым» почтиполностью совпадающий с окончанием первой части Великого Славословия,который звучит так:μόνος ἅγιος,Един свят,μόνος Κύριοςедин ГосподьἸησοῦς Χριστός,Иисус Христосεἰς δόξαν Θεοῦ Πατροὸς. ἀμηὸν. (Phil. 2, в славу Бога Отца. Аминь11,).193194Klauser Th. Akklamation // Reallexikon für Antike und Christentum.

T. I. Stuttgard. 1950. S. 230.Χρήστου Π .Ἡ ὑμνογραφία τῆς ἀρχαικῆς Ἐκκλησίας. Θεσσαλονίκη. 1959. Σ. 9.80Этот возглас достаточно древен и возможно восходит к более древней эпохе,чем время Василия Великого, и вероятно, Великое Славословие вторично поотношению к этому возгласу.Следовательно, в Великом Славословии мы имеем следующиелитургические реминисценции:1. «Ангельскую песнь», присутствующую в римской литургии и раннейантиохийской традиции (литургия Аддая и Мари), которая выводит нас насмыслы бдения, бодрствования, воинской стражи и борьбы.2. «Хвалим, благословим» – соответствующий припеву «Тебе поем» епископскойутрени «Завета».3. «Агнец Божий, вземляй грехи мира» – возглас присутствующий в римской иантиохийской традиции.4. «Един свят», (выражение, в конечном счете, связанное с «Трисвятым», котороев анафоре предваряет «Историю спасения», заключающую в себе Крест и смертьХриста) – соответствующий возглас присутствует в литургиях Василия Великогои Иоанна Златоустого, т.

е. – в Каппадокийской и Антиохийской традициях.5. Великое славословие имеет отчасти покаянный характер: «вземляй грехи мира,помилуй нас», что напоминает покаянную предлитургическую молитву латинскоймессы – Confiteor, а также – более поздние молитвы Трисвятого в литургииВасилия Великого и Иоанна Златоуста.6. В Великом Славословии присутствуют темы Креста и страдания, прежде всегочерез образ Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грехи мира.

Эти темынеразрывно связаны с тематикой мученичества.Все эти свидетельства показывают, что Великое Славословие, являясьпреданафоральнымтриадологическимихристологическимгимном,аккумулирует в себе возгласы и литургические темы анафоры. С другой стороны,этот гимн, будучи связанным с ранними символами веры, является своего рода81догматическим памятником, в сжатом виде выражая упование древних христиан,а также осознание ими Креста и мученичества.Если мы говорим о религиозных песнопениях, то здесь нельзя не вспомнитьслова св. апостола Павла: ««И не упивайтесь вином, от которого бываетраспутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами (ψαλμοῖς) иславословиями (ὕμνοις) и песнопениями духовными (ὡδαῖς πνευματικαῖς), поя ивоспевая в сердцах ваших Господу».

Речь здесь идет как о ветхозаветных псалмахи библейских песнях, так и о гимнах христианского содержания. ПеснопениестановитсявозможностьюисполнитьсяДухом–действием,подобнымпророчеству, или глоссолалии (говорения на языках). Песнопение становится«духовным» – средством стяжания Святаго Духа, освящения человеческогосердца и возможностью внутренней беседы с Богом. Сопоставление песни свином (пусть отрицательное) выводит нас на евхаристические смыслы, вспомнимобраз Чаши Премудрости из Притч Соломона: Премудрость создала себе дом…Растворила в чаше вино… Послала рабов своих с высоким проповеданием начашу… И требующим ума сказала: «Придите, ешьте мой хлеб и пейте вино,которое Я растворила вам» (Прит. 9, 1-5)Пение становится сопричащением Чаше премудрости. Наконец, еще однапараллель – песнь и опьянение.

В 11 оде Соломона говорится об опьянении«глаголющей водой» Духа:«Бессмертья я воду испилИ ею был опьяненВ безумие не было мнеСие опьяненье мое»195.Как христианские, так и языческие свидетельства говорят о удивительномнечувствии христианскими мучениками мук при допросах и во время казни.195Перевод В.Василика.. Текст см. Lattke K. Die Oden Salomos in ihrer Bedeutung für NeuesTestament und Gnosis. Göttingen. 1979 // Orbis biblicus und Orientalis. – Bd. 25/1. S.12882Возможно, оно связано с этим феноменом – духовного, трезвенного опьянения,когда страдалец еще живой, «горит желанием умереть и нет в нем огня, любящеговещество, но вода живая, говорящая: иди к Отцу».Важно, что только чистые сердцем могут могут подлинно научиться «песнямдуховным».

Как замечательно пишет С.С. Аверинцев, «в Апокалипсисе говоритсяо неземной песни, которую имеют право воспеть перед Агнцем, т.е. ИисусомХристом, лишь те, кто соблюл свое девство». «И никто не мог научиться песнисей, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли»» (Откр, 14, 3).Здесь что-то центральное для общественной психологии целой эпохи. В воздухетех веков словно звучит мелодия песни, которой не может повторить никто чужойи те, кто ее расслышал, идут на зов, как зачарованные» 196.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее