Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 14

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 14 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 14 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

С другой стороны, колыбельвизантийскойгимнографии–раннехристианскоецерковно-поэтическоетворчество и богослужение, и шире – жизнь доникейской Церкви. А «кровьмучеников есть семя Церкви» (Тертуллиан). Нельзя недооценивать значениедоникейского наследства в жизни Церкви в целом и в гимнографии в частности.А одна из ключевых тем для доникейской эпохи – страдание и мученичество.Христианство рождается как религия Креста и страдания, религиясвидетельства и мученичества. В Евангелии от Матфея Христос предупреждаетсвоих учеников: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры,как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдаватьвас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям ицарям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будутпредавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам,что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, иумертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до концаспасется» (Мф.

10, 16-22). И психология мученичества глубоко укоренена вхристианской ментальности. Мы уже упоминали, что христианский гимнявляется в том числе исповеднием веры. Следует также заметить, что зачастуюэто исповедание веры происходило в обстоятельствах чрезвычайных, песнь69первых христиан зачастую смешивалась с львиным ревом и треском костра. Тотже св.

Василий Великий замечает далее в том же трактате «О Духе Святом»:«Если же кто знал и гимн Афиногена, который он оставил бывшим с ним как бынекий прощальный дар, устремляясь к кончине через огонь, тот бы ведал имнение мучеников, которое они имели о Духе163. Перед своим мученичеством св.Игнатий Богоносец призывает римских христиан: «Не делайте для меня ничегоболее, как чтобы я заклан был Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогдасоставьте любовию хор и воспойте хвалу Отцу во Христе Иисусе, что Богудостоил епископа Сирии призвать с востока на запад Прекрасно мне закатитьсяот мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять164.В разговоре об экстремальных ситуациях – в частности о мучениях, казни,смерти – следует принимать во внимание жизнь и психологический опытчеловека до наступления экстремальной ситуации.

К числу характеристик бытаследует привлекать также и религиозную практику, или повседневнуюрелигиозную жизнь, в особенности для античности, средневековья и раннегонового времени. В особенности для понимания психологии раннехристианскогомученичества необходимо изучение богослужебной жизни ранних христиан.Приведем лишь один пример.В 156 году по приказу проконсула Азии был приговорен к сожжению св.Поликарп, епископ Смирнский. Перед сожжением он произносит молитву,сохраненную в рассказе о его мученичестве:Εἰ δέ τις και ὸ τοὸν ὕμνον Ἀθηνογένους ἔγνω, ὃν ὥσπερ ἄλλο τι ἐξιτήριον τοῖς συνοῦσιν αὐτῷκαταλέλοιπεν, ὁρμῶν ἤδη προὸς τηὸν διαὸ πυροὸς τελείωσιν, οἶδε και ὸ τηὸν τῶν μαρτύρων γνώμην ὅπωςεἶχον περι ὸ τοῦ Πνεύματος. Basilius Magnus.

De Spiritu Sancto. 29, 73. // Basile de Césarée.Sur leSaint-Esprit / ed. B. Pruche // Sources chrétiennes 17 bis. Paris: Cerf, 1968. Р.450. Здесь и далее,кроме особо отмеченных случаев, перевод с греческого, латинского, грузинского и сирийскихязыков принадлежит автору диссертации В.В.Василику.164Πλέον μοι μηὸ παράσχησθε τοῦ σπονδισθῆναι θεῷ, ὡς ἔτι θυσιαστήριον ἕτοιμόν ἐστιν, ἵνα ἐνἀγάπῃ χοροὸς γενόμενοι ᾄσητε τῷ πατρι ὸ ἐν Χριστῷ Ἰησοῦ, ὅτι τοὸν ἐπίσκοπον Συρίας ὁ θεοὸςκατηξίωσεν εὑρεθῆναι εἰς δύσιν ἀποὸ ἀνατολῆς μεταπεμψάμενος. Καλοὸν τοὸ δῦναι ἀποὸ κόσμου προὸςθεόν, ἵνα εἰς αὐτοὸν ἀνατείλω.

Ignatius Antiochensis. Ad Romanos Epist. 4. Cap.2. Sect. 2. Русскийтекст см. Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С.12370163Господи, Боже, Вседержитель,Κύριε ὁ θεοὸς ὁ παντοκράτωρ,возлюбленного и благословенногоὁ τοῦ ἀγαπητοῦ και ὸ εὐλογητοῦОтрока Твоегоπαιδός σουИисуса Христа Отче,Ἰησοῦ Χριστοῦ πατήρ,Чрез Него же мы получили познаниеδι'Тебя,εἰλήφαμεν,Боже Ангелов и Сил,ὁ θεοὸς ἀγγέλων και ὸ δυνάμεων,И всякой твари, и всякого родаκαι ὸ πάσης τῆς κτίσεως παντός τε τοῦправедных,γένους τῶν δικαίων,Которые живут пред Тобою.οἳ ζῶσιν ἐνώπιόν σου,Благословляю Тебя, что ты удостоилεὐλογῶ σε ὅτι ἠξίωσάς με τῆς ἡμέραςменя дня и часа сегоκαι ὸ ὥρας ταύτηςВосприять часть в числе мучеников,τοῦ λαβεῖν μέρος ἐν ἀριθμῷ τῶνοὗτηὸνσοῦπερι ὸἐπίγνωσινμαρτύρων,в чаше Христа Твоего,ἐν τῷ ποτηρίῳ τοῦ Χριστοῦ σου,для воскресения жизни вечной душиεἰς ἀνάστασιν ζωῆς αἰωνίου ψυχῆς τεже и тела,και ὸ σώματος,в нетлениии Духа Святаго, в чем я яἐν ἀφθαρσίᾳ πνεύματος ἁγίου, ἐν οἷςда буду принят пред Тобою,προσδεχθείην ἐνώπιόν σουсегодня в жертву обильную иσήμερονблагоприятную,προσδεκτῇ,как Ты преуготовал, и предвозвестилκαθωὸςи исполнил, неложный и истинныйπροεφανέρωσας,Бог.και ὸСего ради и за все Тебя хвалю, Тебяἀληθινοὸς θεός.благословляю, Тебя славлю,διαὸ τοῦτο και ὸ περι ὸ πάντων σεὸ αἰνῶ, σεὸЧрез Вечного и пренебесногоεὐλογῶ, σεὸ δοξάζωἐνθυσίᾳπίονιπροητοίμασαςἐπλήρωσαςὁἀψευδηὸςκαι ὸκαι ὸκαι ὸ71Первосвященника Иисуса Христа,διαὸ τοῦ αἰωνίου και ὸ ἐπουρανίουвозлюбленного Отрока Твоего,ἀρχιερέως Ἰησοῦ Χριστοῦ ἀγαπητοῦчрез Которого Тебе с Ним и с Духомσου παιδός,Святым слава и нынеδι' οὗ σοι ὸ συὸν αὐτῷ και ὸ πνεύματιи в грядущие веки.

Аминь.ἁγίῳ δόξα και ὸ νῦν,και ὸεἰςτουὸςμέλλονταςαἰῶνας.ἀμήν165.Исследователи отмечают, что эта молитва «не только являет удивительнуюпросветленностьдухапервохристианскихмучеников»166иотражаетихверосознание167, но и основывается на литургической традиции168. Следуетразвить их наблюдения: молитва св. Поликарпа имеет ясные и отчетливыепараллели с первой из известных нам евхаристических молитв церкви,присутствующей в Дидахе, или «Учении двенадцати апостолов народам»169.

Вопервых, молитва обращена к Отцу170. Во-вторых, как в Дидахе, так и в молитвеПоликарпа, Иисус называется Отроком (παι ὸς), слово, котороеозначаетодновремененно и сына и раба и имеет непосредственное отношение кевхаристическому богословию и психологии мученичества. Оно употреблено неслучайно, ибо одновременно обозначает и Божественное сыновство Христа и Его165166167168169170Martyrium Polycarpi.

Перевод В.В. Василика. Русский текст см. также МученичествоПоликарпа // Писание мужей апостольских. Рига, 1992. С. 386-387.Сидоров А.И. Патрология. М., 1996. С. 107.См. в частности Lebreton J. Histoire du dogme de la Trinité. T.2. Paris, 1928. P. 196-200.Сидоров А.И. Патрология.. С.

108.Русский текст см. Писания мужей апостольских. Рига, 1992. C.28-29 Последняя работа,включающая статью, публикацию текста, перевод, комментарий – Сидоров А.И.Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи // Символ.1993. №29. С. 275-316.Обращение к Отцу заложено уже в Новом Завете в первой по большому счетуевхаристической молитве "Отче наш" и канонически узаконено в деяниях Карфагенскогособора 411 года. Раннехристианские евхаристические молитвы, как например, молитва в«Учении Двенадцати апостолов народам» направлена к Отцу Небесному.72рабское служение на земле, в особенности – рабскую смерть на кресте.

Это словоапеллирует к традиции Исаии – образу Мессии как Отрока или страждущего РабаГосподня171 (52, 13- 53, 12), Который «ради преступления народа претерпел казнь(Ис. 53,8). Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши.Наказание мира нашего было на Нем. Ранами его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Втретьих, св.

Поликарп благодарит Бога за знание (сравним в Дидахе –«благодарим Тебя за жизнь и ведение»). Кроме того, упоминание о Христе как оПервосвященнике, а также конечное, конечное славословие св. Поликарпасоответствует древним анафорам – текстам литургий. И, наконец, св. Поликарпблагодарит Отца за соучастие в чаше Христа172, что является окончательнымаргументом в пользу евхаристического характера данной молитвы.Итак, из построения содержания данной молитвы ясен один изпсихологических аспектов мученичества: мученик соучаствует в Голгофскихстраданиях Христа и сопричащается Евхаристии, осмысляемой как кроваваяжертва.Наиболее красноречиво богословие мученичества как Евхаристии выраженов послании к Римлянам св.

Игнатия Богоносца, антиохийского епископа,приговоренного в 107 году императором Траяном к растерзанию львами: «Япшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебомХристовым…. Любовь моя распялась…Хлеба Божия желаю, хлеба небесного,хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия… И пития Божияжелаю – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная 173. Итак,171По-гречески παι ςὸ Κυρίου, по-еврейски ebed Yahwe.Конечно, здесь возможна аналогия со словами Христа, обращенным к Его ученикам:«Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь?».

(Мф.20? 22) Однако, сами эти слова Христа связаны не только с Его страданием, но и севхаристией как с кровавой жертвой.173Ἄρτον θεοῦ θέλω, ὅ ἐστιν σαὸρξ Ἰησοῦ Χριστοῦ,, και ὸ πόμα θέλω τοὸ αἷμα αὐτοῦ, ὅ ἐστιν ἀγάπηἄφθαρτος και ὸ ζωή αἰώνιος.. Ignatius Αntiochensis. Ad Romanos // Ignace d'Antioche. Polycarpe deSmyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe / ed.

P.T. Camelot // Sources chrétiennes 10. Paris: Cerf, 1969. Ρ.56-154. P.114. Русский перевод см. Писания мужей апостольских. Рига, 1992.73172мученичество становится средством восхождения ко Христу, зерно человеческойжизни перемалывается, чтобы христианин стал «чистым хлебом Христовым», тоесть единым с Ним, «сотелесным» – σύσσωμος, говоря языком св. апостола Павла.Характерны слова о Крови Христовой, которая есть любовь нетленная и жизньвечная: мученик, являя любовь ко Xристу и к людям, в особенности к гонителямчерез исповедание и страдания, приобщается к Его Крови и сподобляется жизнивечной.Позднее, святитель Киприан, епископ Карфагенский, напишет христианам,сосланным в рудники и жаловавшимся, что у них нет возможности приобщатьсяСвятых Тайн Христовы: «Вы в ваших телах совершаете Евхаристию»174.Из этих примеров мы видим, насколько Евхаристия и евхаристическаяжизнь – еженедельное или даже более частое приобщение 175 – влияло нараннехристианское сознание и соответственно на психологию мученичества.Мученический подвиг как бы становится совершением евхаристии, в некоторомсмысле – второй анафорой.Следующее таинство – крещение – также весьма актуально для психологиимученичества.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее