Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
15, 34).Само начало песни Агнца имеет литургические аналоги в более позднейкрещальной молитве – молитве освящения воды «Велий еси Господи и чудныдела твоя – (Μεγας ει, κύριε, και ὸ θαυμασταὸ ἔργα σου), и ни единаго же словадовольно будет к пению чудес Твоих».Цитата из 85 псалма (все народы придут и поклонятся пред Тобою)вероятно, говорит о его литургическом употреблении. В более позднемраннехристианском богослужении 85 псалом становится псалмом на вечерне(антиохийский, затем – константинопольский чин), но, возможно, его появлениена бдении произошло несколько ранее. Однако, эта цитата значима сама по себе,ибо в «Песне Агнца» говорится о Боге, как о Боге не только Израиля, но и всехнародов, ведущем их Своими неизреченными и истинными путями ко спасению,в ней выражается радость о том что «все народы придут и поклонятся пред Ним»,в ней заключен глубинный мессианский и миссионерский подтекст.
Поэтому«песнь Агнца» представляет определенный контраст по отношению к песнеМоисея, где на голову языч-ников призывается «страх и трепет» и «окаменение»(Исх. 15, 15-16). Таким образом, новозаветная песнь восполняет ветхозаветную, вней как бы подводится итог Божественного домостроительства – всех тех путей,которыми Бог вел человечество ко спасению, прославляется величие «чудных «божественных деяний, совершенных ради всех народов – то есть – воплощения,Креста и Воскресения. Содержание песни «Агнца» неразрывно связано сбогословием «пути Господня», которое появляется еще в Нагорной проповеди, впритче о широком и узком пути (Мф. 7, 13, 14), а также в словах Христа – «Я59есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.
14, 6), присутствует в Деяниях и развиваетсяв учении «о двух путях» в Дидахи.Возникает вопрос, каким образом воспевалась песнь Агнца и как онасоотносилась с песнью Моисея? Пелась ли она после песни Моисея, или внутриее? В настоящий момент за отсутствием прямых указаний и свидетельств мылишены возможности дать прямой ответ. Однако, употребление Prаesens –настоящего времени в глаголе ᾅδουσι как будто бы свидетельствует о том, чтопобедившие поют песнь Моисея и песнь Агнца одновременно (то естьвыделенные нами пять строф стихословились внутри песни из Исхода). Тогдавстает следующий вопрос: как распределялись выделенные нами строфы внутрибиблейской песни? Ответ на это могут дать содержательные и некоторыеформальные критерии. Песнь Моисея состоит из 19 стихов 141 и в распределениистроф мы вправе ожидать некоторой соразмерности, (то есть – одинаковоеколичество стихов, с которыми стихословились строфы «Песни Агнца»).В основном возможны два варианта.
Первый выглядит следующим образом:1-4 стих – 1 строфа, 5-9 стих – 2 строфа, 10-13 стих – 3 строфа, 14-17 стих – 4строфа, 18-19 стих – 5 строфа. И второй: 1-5 стих – 1 строфа, 6-10 стих – 2строфа., 11-13 стих – 3 строфа, 14-16 стих – 4 строфа, 17-19 стих – 5 строфа. Ковторому варианту нас склоняют следующие наблюдения.1.
Одиннадцатый стих песни Моисея начинается с вопроса и с вопросительногоместоимения τίς .τίς ὅμοιός σοι ἐν θεοῖς, κύριε;Кто подобен тебе в богах, Господи?Cравним с третьей строфой:τίς οὐ μηὸ φοβηθῇ, κύριε,Кто не убоится, Господи,και ὸ δοξάσει τοὸ ὄνομά σου;и не прославит имя Твое? (Откр. 15, 34).141См. Septuaginta. T.II, P.164-16560Второе наблюдение – в песни Моисея 14-16 стихи посвящены языческимнародам, их страху и трепету перед чудом Исхода. Четвертая строфа «ПесниАгнца» говорит о «языках», которые придут и поклонятся пред Богом.
Если мырасположим строфы песни Агнца (далее ПА) внутри песни Моисея (далее ПМ)сообразно второй схеме, то получаем следующую картину – стихам 1-5 стихиПМ, говорящем о «Боге отца моего, Господе, сокрушающем в бранях, Чье имяГосподь», соответствует строфа «Велия и чудны дела Твои, Господи, БожеВседержителю». Стихам 5-10, повествующих о похвальбе Фараона (Рече враг,погонюсь, настигну) и о Божественном наказании (послал еси Духа Своего,покры их море), соответствует строфе «праведны и истины суды твои». Стихам11-13 ПМ, говорящем о несравненности Бога, Его чудесах, вождении имизбранного народа соответствует строфа «Кто не убоится Тебе».
На 14-16 стихахПМ о ужасе язычников, трепете их вождей возможно стихословилась строфа ПА– 4 «Вси языцы приидут и поклонятся пред тобою», наконец стихи 17-19, ПМ,говорящим о введении народа в обетованную землю и переходе Израиля черезморе, соответствует стих ПА – «ибо оправдания твоя явишася». Таким образоммы видим определенную гармонию в содержании между ПМ и ПА142.Возникает вопрос, как концепция однопеснца на песни Моисея соотноситсяс магистральной линией развития однопеснца на песне трех отроков и песниАзарии? Как рассмотренный нами однопеснец связан с анализом Откр. 16, 5, 7 ивозможностью однопеснца на песни Азарии в Апокалипсисе? На этот вопрострудно ответить определенно.
Ясно, что однопеснец на Песни Моисея былтупиковым путем и не получил дальнейшего развития, тропари на песне изИсхода снова начинают появляться только через четыреста с лишним лет послесоздания Апокалипсиса. Существует две возможности: либо в Откровении мы142Автор просит относиться к данной реконструкции достаточно осторожно, за недостаткомдругих свидетельств.61видим следы двух литургических традиций – 1) создание «однопеснца» на основепесни Моисея, 2) Попытки создания «однопеснца» на основе песни Азарии, либов Апокалипсисе эти две традиции синтезируются, и тогда мы получаемсвоеобразный «двупеснец».О том, какие это традиции, можно только предполагать за отсутствиемматериала. Первая из этих традиций была связана с Иерусалимским храмом,точнее – с его восприятием в раннехристианских общинах, с линиейАпостольского Иерусалимского богослужения.
Вторая могла быть связана смалоазийской традицией.Однако, пока что это – предположения. В настоящий момент можно лишь сопределеннойдолейуверенностиутверждать,чтовпреданафоральноепоследование литургии Апокалипсиса входили песнь Моисея, Песнь Азарии(может быть – связанная с ней песнь Трех Отроков?) и аллилуйные псалмы (Откр.гл. 19, ст. 5) (в частности – 135, входивший в состав галлела большого, певшийсяв праздник Кущ143) и здесь уже проявляется та модель расположения библейскихпесен, которая станет прототипом для раннехристианского бдения – III- начала vвека.Теперь, после проведенного литургического исследования, обратимся ксодержательной стороне рассмотренных гимнов в контексте Апокалипсиса и ихcвязи с исторической реальностью.Вначале рассмотрим Откр.16.
4-5.Само наказание согрешившего человечества напоминает первую казньегипетскую – превращение воды в кровь за жестокосердие египтян, убивавшихеврейских младенцев и беспощадно угнетавших еврееев, изнурявших их напостройках царских городов.143Скабалланович. М.Толковый Типикон с.
6. То, что здесь употребляется псалом из большогогаллела, связанного с праздником Кущ, не случайно, поскольку Апокалипсис связан споставлением скинии - ср. Откр. 21, 4 - “Се скиния Бога с человеками”62Соответственно, если это пророчество относить к современному Риму, какделают некоторые толкователи144, то римляне уподобляются древним египтянам, ахристиане – еврееям.Этот образ имеет непосредственное отношение к исторической реальности.Не случайно св. Мелитон Сардский145 и Тертуллиан146 называют Домицианавторым «императором-гонителем». Известная аналогия с Египтом была связана сэкономическими причинами гонения147, поскольку, чтобы пополнить казнуДомициан собирал с иудеев особую подать (fiscus judaicus) в размере дидрахмы,ранее взимавшуюся на иерусалимский храм, а после его разрушения – в пользуЮпитера Капитолийского. Для пополнения изрядно опустевшей казны этот налогналагался не только на тех «кто открыто вели иудейский образ жизни», но и «те,кто скрывали свое происхождение», уклоняясь от его уплаты 148, под этукатегорию подпадали также христиане, которые, несмотря на отлучение отсинагоги в начале девяностых годов все еще воспринимались как иудейскаясекта.