Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 17

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 17 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 17 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 17 страницы из PDF

Именно это настроениеи вело раннехристианских мучеников, давало им возможность претерпеть тенеслыханные пытки, на которые их обрекала беспощадная языческая власть.Итак, мы видим, как в раннехристианских гимнах осознание мученичестваорганично связывается с христологией (учении о Христе) и мистагогией (учениемо таинствах). Мученик уподобляется Христу, восходящему на Голгофу,сопричащается Его кровавой жертве, крестится кровавым крещением. С другойстороны, он приобщается Воскресению Христа и Пятидесятнице.В завершение приведем замечательные слова видного исследователяраннего христианства Альберта Гюстава Амана: «Игнатий и Бландина, Юстин иПерпетуя и все без безымянные мученики, свидетельствовавшие о вере в Лионе,Риме и Карфагене, позволяют нам понять, что особенностью христианстваявляется не чудо, но вера, преображающая повседневную жизнь и надежда,позволяющая преодолеть трагизм бытия, ведущая сквозь ночной мрак.

Те ктознакомится с жизнью первых поколений христиан и прежде всего с мученикамиза веру, с их повседневными опасностями и неуверенностью в завтрашнем дне,больше всего поражают их радость жизни и вместе с тем бесстрашная готовность196Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1988. С. 3183умереть. Если философия могла лишь утешить, унять страх, то Евангелиезажигало зарю в конце ночи»197.Подведем итоги.1. Зачастую в доникейскую эпоху молитвенная жизнь христиан служила для нихприготовлениемкмученичеству.Псалмыираннехристианскиегимныподготавливали их к этому страшному испытанию.

Часто мученики произносилиих во время мучений и перед казнью.2. В свою очередь раннехристианские песнопения, такие как «Великоеславословие» отражали готовность древних христиан к страданию и через образстрадающего и воскресшего Христа укрепляли готовность к мученичеству.3. Мученичество в доникейском богословии и гимнографии связывались сосновными таинствами Церкви – крещением и евхаристией. В свою очередьупомянутые выше гимны, такие как Великое славословие, находились либо впреданафоральном последовании, либо в крещальном чине.ПУНКТ 3.ГЕОГРАФИЧЕСКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РАННЕХРИСТИАНСКИХ ИРАННЕВИЗАНТИЙСКИХ ГИМНОГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХВ предыдущем пункте рассматривался феномен мученичества, органичноисходящий из новозаветной и апостольской традиции и его отражение враннехристианской литургической жизни и гимнографии.

Теперь рассмотрим, какотражалась апостольская традиция в раннехристианских и византийскихгимнографических памятниках, в частности. Эти темы органично связаны междусобой: во-первых апостольство и мученичество нераздельны, большинствоапостолов страдальчески кончили свою жизнь. Во-вторых, для мученичества иего летописи, мученических актов и более поздних житий характерна своярегиональная специфика.

В третьих, тот или иной мученик становился197Амман А.Г. Повседневная жизнь первых христиан. М., 2003. С. 18084покровителем того или иного города, неотъемлемой частью его облика иментальной географии, а храмы в его честь, либо мартирий, возведенный над егоостанками – частью реальной географии и топографии города.Как считает рядисследователей198, византийскиегимнографическиепамятники стремятся отразить не только сверхъестественную, но также иисторическую реальность. Безусловно, для прочтения религиозно-поэтическоготекста необходима особенная методология, связанная со значительной рольюСвященногоПисаниявегоформировании.Необходимоприменятьгерменевтический подход в широком смысле этого слова, так как он способствуетне только общему уразумению смысла памятника, но в ряде случаев иизвлечению из него конкретной исторической информации.

Т.н. «методбиблейскихсемантическихключей»,метод»199и «центонно-парафразныйявляются далеко не единственными, хотя и весьма успешными при анализегимнографических текстов.Еслимыобращаемсякисторико-географическомуизмерениюгимнографических памятников, то, на первый взгляд, оно окажется весьмабедным и нечасто выходящим за пределы традиционных библейских топосов:Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Вавилон, Египет и т.д. Однако, это впечатлениеоказываетсянесовсемверным:во-первыхвременаминамудаетсянепосредственно получить конкретную историко-географическую информацию,во-вторых библейские топосы в ряде случаев благодаря герменевтическомуподходу обретают свое конкретно-историческое звучание.К источниками первого порядка относится в частности раннехристианскийгимнографический памятник «Надпись Аверкия»200. Аверкий Иерапольский,198См.

в частности Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieusea Byzance. Paris, 1977. Μιτσάκης Κ. Βυζαντινηὸ ὑμνογραφία. Ἀθῆναι, 1986.199См. в частности Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основыизучения летописных текстов. М., 2004.200Из работ о надписи наиболее примечательны следующие: Помяловский И.В.

Надгробие св.Аверкия // Византийский Временник 1896. Т. 3. С. 317-336. Calder W. H The epitaph of85стяжавший прозвище равноапостольного за свои миссионерские труды ипутешествия, жил во второй половине II в. и скончался около 195 года в возрасте72 лет201. Согласно житию202, по приглашению императора Марка Аврелия онприбыл в Рим, где исцелил от беснования дочь принцепса Луциллу, а бесуприказалперенестиизИераполяязыческийжертвенник,накоторомвпоследствии высек свою эпитафию.Свои деяния и путешествия Аверкий запечатлел в эпитафии, которая сохраниласькак в его житии, так и в оригинале – на камне, очень похожем на жертвенниксохранилось 22 метрических фрагмента, датируемых II в.203 Причислениенадписи Аверкий к гимнографическим памятникам, несмотря на то, чтоформально она является эпитафией, вполне законно и методологическиоправдано, поскольку в ней сильны литургические мотивы: – блестящая печать,как символ Крещения, образ Евхаристии, как Священной Рыбы 204, которуювылавливает Священная Дева-Церковь и т.д.

Приведем из нее те стихи, которыеосвещают его миссионерские путешествия и с нашей точки зрения обладаютисторико-географическим значением.εἰς Ῥώμην ὃς ἔπεμψεν ἐμεὸν βασιλείαν ἀθρῆσαικαι ὸ βασίλισσαν ἰδεῖν χρυσόστολον χρυσοπέδιλον·λαοὸν δ' εἶδον ἐκεῖ λαμπραὸν σφραγεῖδαν ἔχοντα.και ὸ Συρίης πέδον εἶδα και ὸ ἄστεα πάντα, Νισῖβιν,201202203204Abercius Marcellus // Journal of Roman Studies L.

1950. Р. 1-4. Полную библиографию см.Беляев Л.А. Аверкия надпись // ПЭ Т. 1. С. 131-132.Из работ о нем см. Dölger F. Aberkios // Ichtys. 1922. Bd. 2 S.454-507. Abel A. Aberciusd’Hierapole // Byzantion. 1926. T.3. P. 321-405. Quasten J. Patrology. T.1. Utrecht, 1950.

P. 171180. Полную библиографию см. Виноградов А.Ю. Беляев Л.А., Никифорова А.Ю., Этингоф.О.Е. Аверкий / Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 127-128.Издание см. Bibliotheca Hagiographica Graeca N 2-4 (Далее BHG). Acta Sanctorum. Octobrii . T.9. P. 484. PG. T. 115. Col. 1211-1248. Nissen Th. Abercii vita. Leipzig, 1912.Камень, весьма напоминающий жертвенник со строками эпитафии был найден УильямомРамсеем в 1883 г. См.Ramsay W.M. The cities and bishoprics of Phrigia. Oxford, 1897.

Vol. 2. P.709-717. Письмо соответствует фригийским надписям конца II-начала Ш в. Фрагментыполностью соответствуют тексту эпитафии, сохранившемуся в житии.Связано с анаграммой ΙΧΘΥΣ - Ἰησουὸς Χριστοὸς Θεοῦ Ὑιοὸς Σωτηὸρ86Εὐφράτην διαβάς, πάντη δ' ἔσχον συνομίλουςΠαῦλον ἔχων ἔποχον. πίστις πάντη δεὸ προῆγεκαι ὸ παρέθηκε τροφηὸν πάντη ἰχθυὸν ἀποὸ πηγῆςπανμεγέθη καθαρόν, ὃν ἐδράξατο παρθένος ἁγνή,·και ὸ τοῦτον ἐπέδωκε φίλοις ἔσθειν διαὸ παντοὸςοἶνον χρηστοὸν ἔχουσα κέρασμα διδοῦσα μετ' ἄρτου.ταῦτα παρεστωὸς εἶπον Ἀβέρκιος ὧδε γραφῆναι,ἑβδομηκοστοὸν ἔτος και ὸ δεύτερον ἦγον ἀληθῶς.В Рим он меня отослал, царский город увидетьи Царицу узреть в сандалиях и одеяньях златых.Видел народ я, несущий печать, что пресветла,видел долину сирийскую, все города, Нисибис.И перешел я Евфрат, и везде сообщников встретил.Павел предтечей был мне, вера вперед везде шла.И уделяла мне пищу везде – от источника Рыбу,чистую и величайшую, Дева Святая поймала ее.И друзьям отдала, да вкушают ее постоянно,и Вином благим обладая, с Хлебом смешенье дала.Я повелел написать это все – предстоятель АверкийНа земле прожив года семьдесят два205.Надпись Аверкия представляет целый ряд в высшей степени ценныхсвидетельств по церковной географии II в.

Во-первых, она указывает на тесныецерковные связи Сирии с Римом, известные по другим источникам (ТатианСириец). Аверкий посылается в Рим по церковным делам: он созерцает в нем205Текст дается по изданию Quasten J, Monumenta eucharistica et liturgica vetustissima, vol. 1.1 //Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens, vol.

7.1. Bonn: Hanstein,1935. Р. 22, 24. Перевод В.В. Василика.87Церковь как Царицу в золотом наряде и с золотыми сандалиями 206, что, возможно,является косвенным свидетельством признания в Сирии первенства РимскойЦеркви в христианском мире.Во-вторых, в ней имплицитно проявляется церковная роль Иераполя и Нисибинауже в конце II века. В третьих, Аверкий указывает, что везде ему предшествовалавера, везде она предлагала пищу в виде Рыбы, то есть везде, где онпутешествовал,существовалихристианскиеобщины,гдесовершаласьевхаристия.

Это показывает, что не только Сирия, но и Месопотамия (Заевфратье)были в определенной степени христианизированы.Весьма примечательно, что Аверкий называет своим предтечей (буквально«путем» или «носителем» апостола Павла. Это можно понимать двояко – либоотносительно пути от Рима, до Сирии и посещении Аверкием тех общин вВосточном и Западном Средиземноморье, которые связаны с памятью ап. Павла,либо, что менее вероятно, относительно пребывания Аверкия в Сирии, где емупредшествовал апостол Павел.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее