Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 18

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 18 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 18 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 18 страницы из PDF

Однако, если у нас есть свидетельства из ДеянийАпостолов о пребывании св. апостола Павла в Антиохии и в Дамаске, то нетизвестий о его посещении Восточной Сирии и Месопотамии, в частностиНисибина. Если «сирийская интерпретация» этого стиха верна, то мы получаемнетривиально свидетельство о проповеди ап. Павла в Месопотамии и ВосточнойСирии.Зачастую гимнографические тексты хранят раннехристианские предания, в томчисле связанные с апостольской проповедью и с «апостольской географией» Вдоказательство этого тезиса приведем фрагмент из кондака преп. РоманаСладкопевца (+560) «На Пятидесятницу»:206Здесь мы видим аллюзию на 44 псалом: Предстала царица одесную Тебя в ризахпозлащенных» (Пс. 44, 10).

Позднейшие толкователи такие, как Ориген (Libri X in CanticumCanticorum, P. 109), Афанасий Александрийский (Expositiones in Psalmos PG 27 Col 212) и др.также истолковывали образ царицы как Церковь. Однако, уже в V в. в анонимном кондакепоявляется понимание этого стиха, как относящегося к Пресвятой Богородице (см. Trypanis K.Fourteen Byzantine cantica. Wien, 1968. P. 161).88πλησθέντες γαὸρ ἐξαίφνης τοῦ πνεύματος πάντεςπροσωμίλουν τοῖς ἀκούουσιν ὡς ἤκουον,τοῖς Ῥωμαίοις οὐχ ὡς βάρβαροι, Πάρθοις ὡς ὅμοιοικαι ὸ τοῖς Μήδοις ὡς ἴδιοι·τοῖς Ἐλαμίταις εὔλαλοι ὤφθησαν τρανῶς,τοῖς Ἀραβίοις γνώριμοι γέγοναν εὐθύς,Ἀσιανοῖς και ὸ Φρυγίοις εὔδηλοι και ὸ τρανόλαλοι,και ὸ πᾶσι τοῖς ἔθνεσιν ἐφθέγγοντο ὡς τούτοις ἐδίδουτοὸ πανάγιον πνεῦμα207.Исполнившись же внезапно * все Духа Святаго,говорили ко слышащим * как они понимали.К римлянам – не как варвары, к парфянам как подобные,и ко мидянам – как сродники.Эламитам – благословные * явились ясно.Для арабов знакомые * стали внезапно.Для азиатов и фригийцев * понятные и яснословныеи для всех народов * вещали, как всем давал имДух всесвященный.Это место является парафразой известного стиха из Деяний святыхАпостолов: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящиене все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в которомродились? Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи иКаппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии,прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты…»208.207Romanus Melodus.

Hymnus in Pentecosten. 49,14. См. Romanos le Melode. Hymnes, Vol.5. Ed.Grosdidier de Matons J. // Sources Chrétiennes. V. 283. Paris: Cerf, 1981. P. 200.208ἐξίσταντο δεὸ και ὸ ἐθαύμαζον λέγοντες, Οὐχ ἰδουὸ ἅπαντες οὗτοί εἰσιν οἱ λαλοῦντες Γαλιλαῖοι; και ὸπῶς ἡμεῖς ἀκούομεν ἕκαστος τῇ ἰδίᾳ διαλέκτῳ ἡμῶν ἐν ᾗ ἐγενν῎θημεν; Πάρθοι και ὸ Μῆδοι και ὸἘλαμῖται, και ὸ οἱ κατοικοῦντες τηὸν Μεσοποταμίαν, Ἰουδαίαν τε και ὸ Καππαδοκίαν, Πόντον και ὸ τηὸνἈσίαν, Φρυγίαν τε και ὸ Παμφυλίαν, Αἴγυπτον και ὸ ταὸ μέρη τῆς Λιβύης τῆς καταὸ Κυρήνην, και ὸ οἱ89Здесь мы видим целый ряд перестановок, которые с нашей точки зренияявляются значимыми. Так, римляне ставятся в самое начало, а затем идутпарфяне, мидяне и эламиты – народы, населявшие Сасанидский Иран.

Возможно,подобная оппозиция связана с вековым соперничеством Римской, а затемВизантийской империи с монархией Сасанидов. Подобное предположениеподкрепляется упоминанием арабов, которые служили и византийцам, ииранцам209.Гораздо более значимой является следующая строфа:Как увидели их * языками глаголющих всеми * отвсюду сошедшиеся,воскликнули, дивяся: «Что это значит?Галилеянами апостолы * являются.И как же видим мы,* что для всех народовтеперь они соотечественники?Когда Египет созерцал * Петр Кифа?Когда Андрей же обитал * посредине рек?Сыновья Зеведея * когда видели Памфилию?»210Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первыхcуществуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедывал в Египте 211.

Обэтом факте в частности свидетельствует завершение его первого Послания:«Приветствует вас Церковь в Вавилоне и Марк сын мой». Речь может идти толькоо Вавилоне Египетском, поскольку св. апостолу Петру явно было нечего делать вВавилоне Месопотамском, который к I в. н.э. стал практически необитаем иἐπιδημοῦντες Ῥωμαῖοι, Ἰουδαῖοί τε και ὸ προσήλυτοι, Κρῆτες και ὸ Ἄραβες, ἀκούομεν λαλούντωναὐτῶν ταῖς ἡμετέραις Ἄραβες, ἀκούομεν λαλούντων αὐτῶν ταῖς ἡμετέραις γλώσσαις ταὸ μεγαλεῖατοῦ θεοῦ. (Acta Apostolorum. 2, 7-10) Подробный комментарий на это место см.

Левинская И.А.Деяния Апостолов (главы I-VIII). СПБ. 2000. С.53-60.209Cм. Shahid I. Byzantium and Arabs in IV-VI centuries. Oxford, 1984.210Romanus Melodus. Hymnus in Pentecosten. 49,15. См. Romanos le Melode. Hymnes, Vol.5. Ed.Grosdidier de Matons J. // Sources Chrétiennes. V. 283. Paris: Cerf, 1981. P. 201211Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет. СПб: Летний сад. 2001.

С. 191208.90«великий город» стал по словам Страбона «великой пустыней» 212. И напротив,Вавилон египетский, судя по свидетельству того же Страбона существовал каккрепость в I веке по Р.Хр. 213На первый взгляд, слова о пребывании св. апостола Андрея посреди рек, то есть вМесопотамии, противоречат классическим деяниям Андрея, согласно которымместо его проповеди – Причерноморье 214.

Однако, существуют «Деяния Андрея иВарфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовалив некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможногопрототипа св. Христофора215. Возможно, под «городом парфян» (πολίς) имеется ввиду столица парфянского государства – Ктесифон, который как раз находился вМесопотамии.Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то. Апостол Иаков Зеведеев невыходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом вИерусалиме.

Однако, его брат апостол Иоанн действительно проповедывал вМалой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела, экзархом всейМалоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другимисточникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась наКарию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповединепосредственно в Памфилии. Возможно здесь произошло определенное212213214215Что касается метафорического толкования Рима как Вавилона, то оно маловероятно.

Оноеще годится для такой символической книги как Апокалипсис, но никак не для ясного иконкретного послания Петра. Как справедливо отмечает архиепископ Лоллий, «если подВавилоном унего разумеется Рим, то что же нужно разуметь под Понтом, Галатией,Каппадокией, Асией и Вифинией?» См. Лоллий. Александрия.и Египет… С. 206. Противримской атрибуции свидетельствуют также и слова об «огненном искушении» (1 Петр.4, 12),то есть казни христиан через сожжение, которая происходила именно в Риме при Нероне в 64году, это означало бы, что апостол Петр пишет римским христианам, сам будучи в Риме.См.

Zahn Th, Einleitung in das Neue Testament. Leipzig, 1898. Bd. II. S. 19. См. такжеТерновский С. Очерки из церковно-исторической географии. Казань, 1899.См. Греческие предания о св. апостоле Андрее. Том 1: Жития / Издание подг. А. Ю.Виноградовым // Библиотека «Христианского Востока» — СПб., 2005 — 352 c.См. BHG 2056.

Греческая версия Деяний не издана, подготовлена к изданию византологомдоц. А.Ю. Виноградовым, который любезно познакомил автора с текстом.91смешение Иоанна сына Зеведеева с Иоанном, называемого Марком, которыйслужил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись вИерусалим216.

Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостолИоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяниймы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах идеревнях о Господе нашем сорок восемь дней»217.Таким образом, за этим кратким перечислением, которое невнимательномучитателю может показаться лишь поэтической метафорой, стоит древнеепредание, связанное с апокрифическими Деяниями Апостолов.Таким образом, кондак Романа Сладкопевца является достаточно древнимподтверждением этого предания, дошедшего до нас как в греческой (неизданной)версииНаконец, к апостольской географии, по нашему суждению, может иметьотношение десятая строфа Акафиста, говорящая о волхвах-проповедниках:Κήρυκες θεοφόροι γεγονότες οἱ μάγοιὑπέστρεψαν εἰς τηὸν Βαβυλῶνα,ἐκτελέσαντες σοῦ τοὸν χρησμοὸνκαι ὶ κηρύξαντές σε τοὶν Χριστοὶν ἅπασιν,ἀφέντες τοὸν Ἡρώδην ὡς ληρώδη μηὸ εἰδότα ψάλλεινἈλληλούϊα218Богоносны явились * проповедники маги,в Вавилон они возвратились,совершив о Тебе проречение,проповедав Тебя всем * Христа,Ирода оставив * как юрода, не ведущего петиАллилуия.216217218Деян.

13, 13.Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. М, 1997. С. 313.Trypanis K. Fourteen Byzantine Canticles // Wiener Byzantinische Studien. B.V. Wien, 1968. P. 33.92По нашему суждению, эта строфа, как и другие фрагменты может быть доконца понята только если мы сопоставим их с восточными преданиями олегендой из «Книги сокровищ пещеры», Хроникой Зукнина (VШ в.) и др219. В«Книге сокровищ пещеры» говорится о сокровищах, оставленных Адамом своимпотомкам с пророческим завещанием взять их только тогда, когда явитсянеобычной формы посланная от Бога звезда. Волхвы видят эту звезду вместе свидением Девы, несущей во чреве венчанного младенца. Три волхва забираютсокровища из пещеры, исполняя таким образом пророчество Адама, приходят ипоклоняются Христу как Мессии, а по возвращении возвещают о нем в Персии.После Пятидесятницы они были крещены св.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее