Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 11

PDF-файл Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 11 История (46057): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии) - PDF, страница 11 (46057) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

– Gütersloh: Mohn, 1971. 206 s., книгу Шимановского - Schimanowski G.Die himmlische Liturgie in der Apokalypse des Johannes. Die frühjüdischen Traditionen inOffenbarung 4-5 unter Einschluß der Hekhalotliteratur. - Tub., 2002. 367 s.52Δίκαιος εἶ, ὁ ὢν και ὸ ὁ ἦν, ὁ ὅσιος,Праведен Ты, Господи, Сущий, и Ктобыл, святойὅτι ταῦτα ἔκριναςчто Ты так судил;ὅτι αἷμα ἁγίων και ὸ προφητῶν ἐξέχεαν,ибо кровь святых и пророков излилиониκαι ὸ αἷμα αὐτοῖς δέδωκας πιεῖν·и кровь им дал Ты питьἄξιοί εἰσιν. (Re. 16, 5-6).Достойны того они (Откр. 16, 5-6)130.Сравним этот ритмизованный фрагмент с 27 стихом 3 главы книги Даниила:ὅτι δίκαιος εἶ ἐπι ὶ πᾶσιν, οἷς ἐποίησας ἡμῖν, Ибо праведен Ты во всем, чтосотворил нам.Ответ Ангелу, исходящий от жертвенника так же имеет параллели в ПеснеАзарии:Ναί, κύριε ὁ θεοὶς ὁ παντοκράτωρ, Ей, Господи Боже Вседержитель,ἀληθιναι ὶ και ὶ δίκαιαι αἱ κρίσεις σου.

истинны и праведны суды Твои.Сравним это с окончанием 27 стиха 3 главы книги Даниила:και ὸ πᾶσαι αἱ κρίσεις σου ἀληθεῖς, И все суды Твои истины.Однако, помимо песни Азарии мы имеем в книге Откровения иной элементпреданафорального последования – песнь Моисея, предшествующая песниАзарии, как в хронотопе Апокалипсиса, так и в структуре раннехристианскогобдения.

В 15 главе Откровения сказано следующее:Здесь дается авторский перевод в виду того, что синодальный перевод не передает поэтикубиблейского текста. Синодальный текст: «Праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят,потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь:они достойны того.13053«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя иобраз его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море,держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря131:Μεγάλα και ὸ θαυμασταὸ ταὸ ἔργα σου,Велики и чудны дела Твои,κύριε ὁ θεοὸς ὁ παντοκράτωρ·Господи Боже Вседержитель!δίκαιαι και ὸ ἀληθιναι ὸ αἱ ὁδοί σου,Праведны и истинны пути Твои,ὁ βασιλευὸς τῶν ἐθνῶν.Царь языков!τίς οὐ μηὸ φοβηθῇ, κύριε,Кто не убоится, Господи,και ὸ δοξάσει τοὸ ὄνομά σου;и не прославит имя Твое?ὅτι μόνος ὅσιος,Ибо Ты един свят.ὅτι πάντα ταὸ ἔθνη ἥξουσινИбо все народы придутκαι ὸ προσκυνήσουσιν ἐνώπιόν σου,и поклонятся пред Тобою,ὅτι ταὸ δικαιώματά σου ἐφανερώθησαν.ибо открылись суды Твои.«И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.

Ивышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую исветлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно изчетырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневомБога, живущего во веки веков» (Откр. 15, 2-7).Итак, песнь Моисея предшествует выносу чаш, то есть – анафоре и,соответственно, связанной с ней песни Азарии. Возникает вопрос: какая этапеснь – песнь из Исхода, или из Второзакония? C одной стороны, песнь Агнца,идущая за песнью Моисея, как будто бы свидетельствует о том, что это – песнь изВторозакония (Втор.

32).Примеры:δίκαιαι και ὸ ἀληθιναι ὸ αἱ ὁδοί σου,праведны и истинны суды Твои (Откр. 15, 3).και ὸ ᾄδουσιν τηὸν ᾠδηὸν Μωϋσέως τοῦ δούλου τοῦ θεοῦ και ὸ τηὸν ᾠδηὸν τοῦ ἀρνίου λέγοντες...13154Сравним:θεός, ἀληθιναὸ ταὸ ἔργα αὐτοῦ, και ὸ πᾶσαι αἱ ὁδοι ὸ αὐτοῦ κρίσις·Бог -истинны дела Его и все пути Его – суд (Втор. 32, 3).Другой пример:ὅτι μόνος ὅσιος,Ибо Ты един свят (Откр. 15, 4).Сравним: δίκαιος και ὸ ὅσιος κύριος.Праведен и свят Господь (Втор.32, 4).Следующее соображение также склоняет к тому, чтобы считать «ПесньМоисея раба Божия» песнью из Второзакония: Апокалипсис в какой-то мереотражает богослужение Иерусалимского храма, в котором «по субботам, во времяпринесения особой субботней жертвы пелась песнь Моисея – «Вонми небо» (1/6часть в каждую субботу по порядку)»132. Однако, то же самое богослужениеИерусалимскогохрамаопровергаетнашипостроения:привечернемжертвоприношении Субботы пелась песнь Моисея из Исхода – «поим Господеви»(Исх.

15, 1-15). Михаил Скабалланович специально отмечает: «Отсюда понятноместо Апокалипсиса (Откр. 15, 3), где говорится, что святые, идя в вечноесубботствование, поют песнь Моисея»133. Дело в том, что раннехристианскаяагрипния связана с богослужением Субботы, но с вечерним, а не утренним и,следовательно, в богослужении Апокалипсиса гораздо естественнее представитьвечернюю песнь из Исхода, чем в утреннем – из Второзакония. Другоесоображение также склоняет нас к тому, что в Апокалипсисе подразумеваетсяпеснь из Исхода: песнь Моисея – песнь победителей, ее поют «победившиезверя». Содержание Исх.

15, 1-15 как раз соответствует победному настроению(Поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море), чтосовершенно не скажешь о песни из Второзакония (Втор. 32), посвященной132133Скабалланович M. Толковый типикон. Вступительная глава...C. 5.Там же.55Божественному наказанию согрешившего избранного народа.

В более позднейтрадиции (в частности у Мелитона Сардского, Афанасия Великого и т. д.) песньМоисея из Исхода связывалась с пасхальным богослужением, с пасхальнымбдением134, следовательно в Апокалипсисе именно она имеется в виду.С другой стороны, как мы отметили, в песни Агнца присутствуют следыпесни из Второзакония, что, возможно, свидетельствует о некотором сочетаниидвух храмовых традиций.

Так или иначе, но «песнь Агнца» – первый ясновыраженный пример «однопеснца», в данном случае – гимна, сочетающегося сбиблейской песнью135. По метрическим, синтаксическим и семантическимсоображениям эту песнь можно разбить на пять отрезков, пять строф – как посодержательным, так и по метрическим характеристикам:Μεγάλα και ὸ θαυμασταὸ ταὸ ἔργα σου, 11 слогов Ps. 110, 2, Ps. 138, 14.κύριε ὁ θεοὸς ὁ παντοκράτωρ· 11 слогов Am. 3, 13, 9, 5δίκαιαι και ὸ ἀληθιναι ὸ αἱ ὁδοί σου, 12 слогов Dt. 32, 4ὁ βασιλευὸς τῶν ἐθνῶν.

7 слогов Jr. 10, 7τίς οὐ μηὸ φοβηθῇ, κύριε, 9 слогов Jer. 10, 7. Hen. 9, 4και ὸ δοξάσει τοὸ ὄνομά σου; 9 слоговὅτι μόνος ὅσιος, 7 слогов Dt, 32, 4ὅτι πάντα ταὸ ἔθνη ἥξουσιν 10 слогов Ps. 85, 9, Ml. 1, 11και ὸ προσκυνήσουσιν ἐνώπιόν σου, 11 слоговὅτι ταὸ δικαιώματά σου 9 слогов Jr. 11, 20, Is. 2, 2ἐφανερώθησαν 6 слоговМы видим, что эти строфы совпадают друг с другом по количеству стихов(за исключением четвертой). Стихи в каждой из строф стремятся к разному134Meliton de Sardes. Sur la Paque / ed, Perler O. Sources Chretiennes.

T.123 Paris, 1966. Р. 25;Schneider H. Die biblischen Oden seit dem 6 Jh. // Biblica.1949. T. 30. S. 24.135Это не противоречит нашим наблюдениям относительно ст. 16,5 и 16, 7 Апокалипсиса.Возоможно, в Апокалипсисе соединяются разные литургические традиции: одна - в которойоднопеснец выстраивается на основе песни Моисея, другая - в которой он строится на основепесни Азарии и трех отроков.56количеству слогов, особенно в первой и третьей строфе, однако количествослогов различается в стихах разных строф.

Тем не менее определенная тенденцияк метрической упорядоченности очевидна. Следовательно, можно с определеннойдолей осторожности говорить, что мы имеем дело с разными припевами,сведенными в единый гимн, соединеный с библейской песнью, который можноназвать однопеснцем.Однопеснецявляетсяпредкомтакоговажногобогослужебноговизантийского гимнографического жанра, как канон136. Однопеснцем называетсяодна или несколько строф, или тропарей, стихословившихся после или внутриодной библейской песни. В настоящий момент в богослужении православнойЦеркви мы не имеем подобных гимнографических композиций,. Однако, судя погипотезе Скабаллановича137 и изысканиям Лурье138, в истории богослужения и вистории раннехристианской и византийской гимнографии однопеснец былреальной литургической структурой, за которым появился двупеснец, потомтрипеснец и четверопеснец, а затем и полный канон. Истоки этого процессакоренятся в доникейской эпохе, а самое его начало может быть связано даже сапостольским веком.М.Скабалланович и другие литургисты считают, что однопеснец появляетсяна песни трех отроков (Дан.3, 52-88).

Мы принимаем это утверждение снекоторымиограничениями,поскольку,какмыувидимниже,враннехристианской традиции была попытка создать однопеснец на основе136Velimirovic M. Formal structures of Canon / Heirmos and Heirmologion // Gattungen der Musik inEinzeldarstellungen - Gedenkschrift Leo Schrade. - München, 1973. О формальных структурахканона см. также Dalmais I.H. Tropaire. Kontakion. Kanon. Les elements constitutifs del’hymnographie byzantine / Liturgie und Dichtung. Ein interdisziplinäres Kompendium, HistorischePräsentation / Herausgegeben Becker H., Kaczynski R . : Pietas Liturgica. St.

Ottilien.1983. S. 421-433.137Из последних работ по методологии истолкования Апокалипсиса см. Андросова В.А.Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова. М.: Издательство ПСТГУ. 2013 (с обширнойбиблиографией).138Лурье В.М. Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощногобдения иерусалимского типа и ее производные // Византинороссика. Труды СанктПетербургского Общества византино-славянских исследований. - СПб, 1995. - Т.1.

- C. 149200.57однопеснца на основе первой песни Моисея (Исх.15, 1-17). Тем не менее, еслиговорить о магистральной линии развития однопеснца и канона, песнь трехотроков (возможно с песней Азарии) послужила той основой, на которой вконечном счете и вырос канон139.Отметим, что «песнь Агнца» связана с Откр. 16, 5: в том, и в другом случаеБог называется κύριε ο θεοὸς ο παντοκράτωρ (Господь Бог Вседержитель), чтосоответствует еврейскому twabc myhla hwhy (Yahwe (в традиционном чтении –Adonai) Elohim Сabaot – Cущий (Господь) Бог воинств140) – и что указывает навозможную еврейскую основу Апокалипсиса. В христианском контексте имяκύριε ο θεοὸς παντοκράτωρ обладает определенно выраженным триадологическимзначением, хотя «Песнь Агнца», судя по названию явно обращена ко Христу.«Песнь Агнца» представляет собой своего рода центон – сочетание цитат изВторозакония (Втор.

32, 4), Псалтири (Пс. 85, 11, Пс. 138. 14) и Пророков (Амос,3, 3 Иеремия 10, 7, 11, 20) см. выше. Особого внимания заслуживает возможноепараллельное место с книгой Еноха:δίκαιαι και ὸ ἀληθιναι ὸ αἱ ὁδοί σου,Праведны и истинны пути Твои,ὁ βασιλευὸς τῶν ἐθνῶν.Царь языков!Однако, сам образ цитации достаточно свободен, приведем пример цитатыиз Пророка Иеремии:τίς οὐ μηὸ φοβηθῇ σεКто не убоится Тебя,βασιλευὸ τῶν ἐθνῶν.(Ier. 10, 7)Царь языков? (Иер. 10, 7)Сравним со словами Апокалипсиса:139140Подробнее об этом см. Василик В.В.

Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика.Спб. 2006.Ср. Amos 3, 13, 9, 5 в масоретской библии и в Септуагинте, где twabc регулярно передается,как παντοκράτωρ.58δίκαιαι και ὸ ἀληθιναι ὸ αἱ ὁδοί σου,Праведны и истинны пути Твои,ὁ βασιλευὸς τῶν ἐθνῶν.Царь языков!τίς οὐ μηὸ φοβηθῇ, κύριε,Кто не убоится, Господи,και ὸ δοξάσει τοὸ ὄνομά σου;и не прославит имя Твое? (Откр.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее