Диссертация (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов". PDF-файл из архива "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Черновики, в тех случаях, когда они были доступны, также неостались за рамками нашего исследования, однако они были рассмотрены некак самостоятельное произведение (не как письменная фиксация устноготекста), а как начальный материал для последующего печатного издания.Русские, юго-западнорусские, литовские и польские духовные грамотыXѴI–XѴII вв. существуют преимущественно в рукописной традиции; однако,мы также обращались к их изданиям в составе собраний документов XIX иXX вв., а также к современным изданиям.Внашейработемыпользовалисьследующимистаропечатнымиизданиями: экземпляр «Обеда душевного» из Музея книги Российскойгосударственной библиотеки (шифр хранения MK Кир. 2°; доступен воцифрованном виде на сайте РГБ39); экземпляр № 5 «Вечери душевной» изМузея книги Российской государственной библиотеки (шифр хранения MKКир.
2°)40 и экземпляр из Отдела редких книг и рукописей библиотекиKorolko M., «Między retoryką a teologią. O kunszcie estetycznym staropolskich kazań(rekonesans)», in: Proza polska w kręgu religijnych inspiracji, Lublin, 1993, 47.38Korolko, Między retoryką…, 47.39Режим доступа: (http://dlib.rsl.ru/viewer/01003393518#?page=1).40Также были просмотрены еще три экземпляра из имеющихся пяти. В четвертомэкземпляре доски обложки изнутри обклеены фрагментами (началами) «Поучения общего,3720Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова. В Отделерукописей Государственного исторического музея хранится черновой список«Обеда душевного» (ГИМ ОР. Син. собр. № 655, 656).«Обед» и «Вечеря» в последствии не переиздавались, но выдержки из«Обеда», содержащие педагогические идеи, были опубликованы в издании«Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв.»41. В 2011 г. Обществом память игумении Таисии, по рекомендацииИздательского Совета Русской Православной Церкви, был подготовлен переводкалендарной части «Вечери душевной»42; приложение, состоящее из слов наразные нужды, не вошло в издание.Помимо «Обеда» и «Вечери» мы также обращались к трем поучениям оповедении в храме, которые были изданы два раза, отдельными брошюрами:«Поучение о благоговейном стоянии в храме [на Пс. 28:9]» (Москва, Печатныйдвор, ок.
1668) и «Два поучения: 1. О благоговейном стоянии в храме [наМф. 21, 13] и 2. О еже...не пети бесовских песней и не творити игр...паче жеходити к волхвам и чародеем» (Москва, Печатный двор, ок. 1668), и три слована праздник Казанской иконы Богородицы43. Оба издания представляют собойброшюры, содержащие три поучения («Поучение о благоговѣйномъ стоянии вохрамѣ бж҃ии» — А; «Поучение о благоговейном стоянии во храме божии, ислушании божественныя литургии» — Б, и «Поучение от иереовъ сущымъподними въ паствѣ ихъ, о еже пребывати имъ во всякомъ блгочестии, и не пѣтибѣсовскихъ пѣсней, и не творити игръ, и всякаго безчинства: пачеже не ходитивъ волхвомъ и чародѣемъ, ниже призывати ихъ въ домы» — В), расположенныхв разном порядке (А-Б-В в «Поучении...» и Б-В-А в «Двух поучения»);въ день недѣлный» из «Обеда душевного», последний лист самой «Вечери» такженадставлен листами, содержащими «Поучение общее, въ день недѣлный» из «Обедадушевного».41Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв., ред.С.
Ф. Егоров, Л. Н. Пушкарев, Я. Н. Щапов, Москва, 1985.42Симеон Полоцкий, иером., Вечеря душевная, С.-Петербург, 2011.43РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 679-4°.21предисловий, послесловий и выходных данных нет.Любопытным источником для понимания структуры симеоновскихсборниковпредставляетсястихотворный«Месяцеслов»,изданныйодновременно с «Псалтырью рифмотворной» в 1680 г.
«Месяцеслов»располается в конце составленной Симеоно «Псалтири рифмотворной» (л. 1–18об. 3-ей пагинации44), начинается заглавием «Мс҇цесловъ весъ въ стисѣхполагаю, Бг҃а и рабы его прославляю» и завершается характерной формулой«Конецъ, и Бг҃у слава» (любопытно, что таких формул мы не встречаем в концесамих проповеднических сборников). На каждый месяц приходятся памяти всреднем 50 святых, для некоторых отмечено несколько памятей (например,соборные памяти или даты перенесения мощей). Он содержит сведения околичестве дней в месяце («Мс҇цъ септемврий: имѣяй дний, 30», л.
1 3-ейпагинации), о количестве часов в дне и ночи («День имать часовъ, 12: а нощь,12», л. 1 3-ей пагинации), нумерацию дней и стихотворные перечислениясвятых и праздников, поминаемых/отмечаемых в этот день, указания напредпразднованияиотдаянияпраздниковиуказаниянавруцелето.«Месяцеслов» имел хождение до конца XIX в. — он был переиздан в 1882 г.
втипографии А. С. Суворова, пройдя цензуру архимандрита Тихона.Для анализа структурных особенностей «Обеда» и «Вечери» такжепривлекался ряд проповеднических сборников XVI–XVII вв., составленныхавторами из Польши и Великого Княжества Литовского. Большая часть этихсборников хранилась у Симеона в библиотеке, и нет никаких сомнений в том,что он был хорошо знаком с этими изданиями. Это проповеди ИоанникияГалятовского («Ключ разумения»), Лазаря Барановича (экземпляр «Мечадуховного» из Музея книги РГБ.
Ф. XVII. 1666 г.45), Фабиана Бирковского (уНами были просмотрены семь доступных экземпляров (два на реставрации) «Псалтиририфмотворной» из Музея книги РГБ. По факту имеется шесть экземпляров —обозначенные как 7 и 8 экземпляры представляют собой переплетенные вместе «Псалтирьрифмотворную» и «Повесть о Варлааме и Иоасафе».45Текст доступен онлайн (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/371/; последнееобращение 1.06.2017).4422Симеона имелось издание «Kazania na niedziele i święta doroczne» 1628 г.; мыобращались к переизданию 1723 г.46), Петра Скарги.
Некоторые сочинения,такие как например «Учительное Евангелие» Кирилла Транквиллиона, такжемогли быть известны Симеону (он составил критический разбор на другой трудТранквиллиона, «Зерцало богословия», вышедший в 1618 г.47), однако никакихпрямых свидетельств не существует.ТерминыПри изучении русской проповеди и духовных грамот второй половины XVII в.неизбежно возникает необходимость обратиться к терминологии — выявить иразграничить обозначения для проповеди и завещания, которыми пользовалисьавторы XVII в., и современные термины.Проповеди. В названиях своих проповедей Симеон использует термин«слово» (например, «Слово на недѣлю цвѣтоносную», ОД л. 636), которыйподчеркиваетправославнуюпреемственностьпоориентациюотношениюксборников,православнойдемонстрируетихцерковно-учительнойтрадиции.
Также называл свои проповеди и Лазарь Баранович, посвятившийсборники «Меч духовный» и «Трубы словес проповедных» царю АлексеюМихайловичу и надеявшийся на их издание в Москве под редакцией Симеона.В остальной юго-западнорусской учительной литературе XVII в. встречаютсясамые разнообразные наименования проповеди: от польского «казаня» (kazanie)у Иоанникия Галятовского до «проповедей слова божьего» в заглавии сборникаи того же «слова». В XVII в.
на территории Польши получил широкоераспространение наиболее общий термин kazanie, тогда как остальные (sermo,oratio, contio, doctrina, collatio, homilia, postilla или postylla в польском варианте)ЭкземплярдоступеннасайтеDolońskabibliotekaCyfrowa(http://direct.dbc.wroc.pl/publication/13933; последнее обращение 17.10.2017),47РГБ. Музей книги. Ф.
173.III. Собрание по временному каталогу библиотеки МДА(http://old.stsl.ru/manuscripts/173-iii/121; последнее обращение 16.06.2016).4623сохранялись номинально и не подразумевали никаких жанровых различий48. Затермином «слово», которое встречается в названии произведения, «Словарьрусского языка XI–XVII веков» фиксирует значение не конкретного типа илижанра литературного произведения, а сочинения как такового49.В самих текстах симеоновских проповедей встречаются термины «омилия»(гомилия) и «проповѣдь».
Симеон использует термин «омилия» в значенииэкзегетической проповеди, толкующей Священное Писание, и применяет его ксочинениям Отцов Церкви: «Но бг҃омудрый Златоустъ всячески ину бытиутвержаетъ: гл҃етъ бо сице во омилии осмьдесять первой на Матфея» (ОД л. 27).Термины «проповѣдь» и «проповѣдати» относятся прежде всего к словамИисуса Христа: «Хрс҇тосъ Спаситель, истиннѣйший учитель, и проповѣдникъволи Оц҃а си нбс҇наго» (ОД л.
42об.). Однако, этим термином может обозначатьсяи проповедь самого Симеона в том случае, когда была необходимостьподчеркнуть преемственность его поучений по отношению к словам ИисусаХриста: «еже за что и како бысть, на сей проповѣди показати умыслих: Бг҃а убомолю о помощь, а вашу любовь о прилѣжное слушание» (ОД л. 522).В данном исследовании при обращении к печатным текстам проповедейСимеона и других авторов (польских, латинских и юго-западнорусских) мыбудем использовать термины «проповедь», «поучительное слово» и «поучение»взаимозаменяемо.
Под проповедью/поучительным словом мы будем пониматьпроизведение риторического типа и религиозно-учительного содержания,предназначенное для произнесения вслух (устная проповедь) или для чтения(книжная проповедь) и служащее для разъяснения трудных мест из ЕвангелияО постилле см. подробно в: Sokolski J., «Postylla», in: Słownik literatury staropolskiej,Wrocław; Warszawa; Kraków, 1990, 658–660; Związek J., ks., Op. cit., 311; Szostek T.,«Kazanie», in: Słownik literatury staropolskiej, Wrocław; Warszawa; Kraków, 1990, 317;Pawlak W., «Kazania maryjne Franciszka Rychłowskiego i problem tzw. kazańkonceptystycznych», in: Świt i zmierzch Baroku, Lublin, 2002, 219.49Ibid., 102. В «Православной энциклопедии» «словом» называется «форма проповеди справильной логической структурой, единством содержания, изящным художественнымстилем и со строгой тематизацией».
См. Феодосий (Бильченко), архиеп., «Гомилетика», in:Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси(http://www.pravenc.ru/text/166109.html#part_8; последнее обращение 20.06.2016).4824(учительное или экзегетическое красноречие), раскрытия нравоучительной идеи(нравоучительное красноречие), а также прославляющее тот или инойцерковный праздник (торжественное красноречие) или составленное на особыйслучай (окказиональное красноречие).