Диссертация (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов". PDF-файл из архива "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»»На правах рукописиПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Анастасия АлександровнаСИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПИСАТЕЛЬ:ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ОБРАЗЦОВЫХ ТЕКСТОВСпециальность 10.01.01 «Русская литература»Диссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наук НИУ ВШЭНаучные руководители:кандидат филологических наук,доцент Литвина А. Ф.кандидат исторических наук,доцент Лаврентьев А.
В.Москва–2018ОглавлениеВведение.............................................................................................................................................4Глава 1. Без предшественников? Проповедь Симеона Полоцкого в православномокружении........................................................................................................................................29§1. Литературная история проповеди…………………...……………….............................29§2.
Устная и книжная проповедь XѴII века в контексте литургии....................................43§3. Структура проповеднического сборника и структура церковного года.......................633.1. Сборник проповедей на воскресные дни «Обед душевный»………………663.2. Сборник проповедей на праздники Господские, Богородичные и святых«Вечеря душевная»………………………………………………………………...743.3. «Приложение слов на различныя нужды» к «Вечере душевной» —окказиональная проповедь………………………………………………………...87Выводы.............................................................................................................................................93Глава 2.
Barokowa 'mania' cytowania - корпус библейских цитат в проповедях СимеонаПолоцкого.........................................................................................................................................95§1. Корпус цитат в «Обеде душевном»: общая характеристика душевном»...................103§2. Состав библейских цитат в «Обеде душевном»: выбор библейских книг иколичественные характеристики………….........................................................................112§3. Авторские изменения и адаптации библейских цитат................................................1263.1. Изменения, сделанные в контексте никоновской справы…………………..1283. 2. Изменения, связанные с ориентацией на польско-латинские текстовыемодели и находящиеся вне никоновской справы………………………………...1393.3.
Глагольные формы, порядок слов и изменения, причины которыхневозможно объяснить……………………………………………………………..1573.4. Адаптации, связанные с прагматикой и риторикой проповеди…………….1753.5. Комплексные адаптации библейского текста………………………………..192§4. Критика и толкование библейского текста в проповедях СимеонаПолоцкого..............................................................................................................................198Выводы...........................................................................................................................................204Глава 3.
«Путь познания через образы»: прилоги и exempla в проповедях СимеонаПолоцкого.......................................................................................................................................207§1. Поэтика «неожиданного» в сборниках «Обед душевный» и «Вечерядушевная»..............................................................................................................................207§2. Виды прилогов в проповедях из сборников «Обед душевный» и «Вечеря2душевная»..............................................................................................................................2162.1. «Сирть и харивдь»: мифологические образы………………………………2162.2.
Исторические сведения и агиография……………………………………...2182.3. «Свойства магнита»: естественно-научные прилоги……………………...2202.4. Условно бытовые прилоги…………………………………………………...223§3. «Приложися скотомъ несмысленымъ»: проповеднический бестиарий СимеонаПолоцкого............................................................................................................................224Выводы...........................................................................................................................................243Глава 4. «Язык смерти»: духовная грамота в литературном контексте............................245§1.
«Моя духовница»: пять духовных грамот Симеона Полоцкого.................................246§2. «На польское дело»: московская и польско-литовская завещательные традиции вдуховных грамотах Симеона Полоцкого............................................................................252§3. «И по монастыремъ где прилично»: милостинные деньги и вклады на поминдуши.......................................................................................................................................270§4. «Неправедное мое стяжание»: обет нестяжания и монашеские завещательныепрактики.................................................................................................................................279Выводы...........................................................................................................................................287Заключение....................................................................................................................................288Принципы передачи текста……………………………………………………………………295Список сокращений.....................................................................................................................297Список использованной литературы........................................................................................298Приложение................................................................................................................3233ВведениеОдним из наиболее ярких и известных проводников западной традиции придворе московских царей во второй половине XVII в.
был первый придворныйпоэт и проповедник Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, известныйсовременникам и исследователям как Симеон Полоцкий. Родившийся около1629 г. в Полоцке и принявший в 1656 г. постриг в полоцком Богоявленскоммонастыре, Симеон получил превосходное образование: он учился в КиевоМогилянской коллегии, а затем и в одной из иезуитских школ в ВеликомКняжестве Литовском в составе Речи Посполитой. В 1664 г., при содействииокольничего Федора Михайловича Ртищева и, возможно, по приглашениюсамого царя Алексея Михайловича, Симеон оказался в Москве, где и прожил доконца своей жизни при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице.До сих пор не известен тот статус, в котором Симеон пребывал вЗаиконоспасской обители.
Оставаясь на протяжении всей жизни в скромномчине иеромонаха и не стремясь занимать значимые в церковной иерархиипозиции, Симеон не был ни строителем, ни настоятелем монастыря, хотя такиемнения высказывались в ряде исследованиях1. Однако, при деятельном участииСимеона материальное положение небольшого монастыря, не имевшего своихвотчинных земель, значительно улучшилось. По инициативе поэта былсоставлен «Синодик обители Всемилостивого Спаса» для привлеченияприхожан в храм.
Кроме того, Симеон написал ряд прозаических произведений— поучений, адресованных братии Заиконоспасского монастыря: «Увещание кбратии о еже к началу богослужения приходити», «Увещание к крадущим»,«Увещание к бегающим из монастыря» и ряд других. Эти проповеди былиКовалев А., Историческое описание Заиконоспасского монастыря в Москве, Москва, 1887,10–12; Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, С.Петербург, 1877, 158. У П. М. Строева в списке настоятелей монастыря отсутствуют именадля указанного периода, на основании чего А. Ковалев, видимо, и делает заключение о том,что настоятелем и строителем был Симеон. В 1675 г. строителем значится некий Иосиф, а с1683 г. настоятелем указан уже Сильвестр Медведев.14одними из первых произведений писателя, увидевших свет в печати2.Положение Симеона Полоцкого в Москве было во многом уникальным. Онполностью находился на царском казенном содержании.
Кроме того, он былфактически первым русским литератором, получавшим деньги за литературнуюдеятельность; первым русским придворным проповедником, произносившим ииздававшим свои собственные проповеди; первым частным лицом невысокогостатуса, управляющим типографией, подчинявшейся фактически только ему.Царское содержание Симеона в серебряных копейках составляло 5 алтын(15 копеек) в день3, т. е. 54 рубля в год, что было сопоставимо с окладаминекоторых стольников4. Кроме того, по случаю праздников Симеон получалособые подарки — пожалования с царского двора: «29 июня 1672 года государькрестил царевича Петра, был у государя стол и жаловал государь всех сахарамии фруктами, учителю старцу Симеону да учителю ж Мелетию: четыре головысахару, весом по три фунта голова; по два блюда сахаров узорочных, пополфунту; сахаров леденцов и конфектов по два блюда, по полфунту; сахаровзеренчатых по блюду; ягод винных, фиников, по фунту на блюде; по трубочкекорички, весом против блюд троицкого и чудовского архимандритов»5 а 6августа 1667 года «старца Симеона» по указу царя Алексея Михайловичажаловали стерлядью к празднику: «А отнесена рыба в ево государевожалование для праздника: <.