Диссертация (Революция или диктатура Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического), страница 9

PDF-файл Диссертация (Революция или диктатура Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического), страница 9 Философия (41756): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Революция или диктатура Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического) - PDF, страница 9 (41756) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Революция или диктатура Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического". PDF-файл из архива "Революция или диктатура Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Так, папаримский Пий II (1405—1464) в своих автобиографических «Записках»неоднократно подчеркивает91, что именно талант оратора и умение склонить насвою сторону мнение большинства помогли его успешной церковной карьере.91См. Зарецкий Ю.П. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Энеа Сильвио Пикколомини(Пий II). Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2000.— С. 238, 244, 24542Причем речь шла не о богословских диспутах (которые вполне вписывались бы всхоластическую традицию), а о дискуссиях преимущественно политических:выборы ректора университета в Павии и спор на Базельском соборе о том, какойгород должен принимать посольство из Константинополя.

Но если в случае сПием,получившимуниверситетскоеобразованиеивключеннымвгуманистическую среду, можно предполагать намеренную стилизацию подантичные повествования (предполагающие, в частности, успешность героя напубличном поприще), то его современник, флорентийский купец БонаккорсоПитти (1354—1432) в своей «Хронике» не обнаруживает сколь-нибудь значимоговоздействия гуманистической культуры и при этом также отводит особое местоописаниюсобственныхпубличных речей92.Очевидно,что даже послеисчезновения полисов в их античном смысле определенные черты публичногополитического пространства сохранились, и соответствующие им ценностипродолжали иметь некоторое значение.1.3 Влияние идей Аристотеля на творчество Ханны АрендтТеперь, после описания в общем виде основных концептов античнойдискуссии о сущности государства и способе его лучшего устройства, можноувидеть, какое именно влияние они оказали на взгляды Ханны Арендт и еекритику тоталитаризма.

В своих работах93 Арендт не только описываетхарактерные черты тоталитарных систем (в качестве таковых рассматриваютсянацистская Германия и сталинский СССР), но и показывает несоответствиелогики тоталитарного общества тому modus operandi, который формировался вевропейской культуре начиная с античности и в конечном счете стал ееотличительным и определяющим признаком.92Бонаккорсо Питти.

Хроника. Л.: Наука, 1972.— С. 74-75Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996, Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросысоциологии. №. 1. 1992.— С. 24-319343Одна из важных, хотя и не уникальная, черта тоталитаризма —преобладающая роль идеологии. Идеология изменяет политическое пространство,описанное еще Платоном и Аристотелем. И речь здесь не только о том, что вкачестве субъекта политического действия отныне выступает не отдельныйчеловек или группа, а деперсонализированная масса, возглавляемая вождем.Идеологическая картина политики производит выведение закона за рамкичеловеческой логики, подразумевающей разделение двух уровней этого термина.Вот как описывает эту тенденцию французский исследователь Жак Таминье:«Арендт показывает, что признание центральной роли тоталитарной идеологии втоталитарном государстве призвано раз и навсегда разрушить принимавшееся засамо собой разумеющееся на протяжении всей истории политической мысли,начиная с Платона, различие между двумя уровнями в значении слова «закон»:легальностью и легитимностью.

Другими словами, идеология стремитсяпроложить мост через пропасть, зияющую между законами, существующимифактически, и их легитимностью, с одной стороны, и, с другой стороны,обосновывающим их авторитетом, из которого они возникают, никогда с ним несовпадая, — будь то трансцендентная идея справедливости, jus naturale, Божьизаповеди, общая воля нации или идея практического разума»94. И далее: «Арендтсовершенно ясно показывает, что тоталитарная идеология избавляется от них,утверждая совершенное осуществление высшего закона, который уже более неотносится к некоей идеальной области, где его нужно отыскивать снова и снова,но является лишь выражением «движения сверхчеловеческой силы, Природы илиИстории», силы, которая имеет «свое собственное начало и конец», своюпоследовательность или свою логику»95.94Таминье Ж.

Платоновские корни хайдеггеровской политической мысли // Ежегодник по феноменологии игерменевтике. №1. М.: Изд-во РГГУ, 2008.— С. 18795Op.cit. P. 18844Тоталитарнаяидеологияпрямоутверждаетотчуждениесвободыугражданина. Однако это отчуждение является не просто насильственнымзапретом на политическую активность: тоталитарный режим формирует уграждан государства совершенно новую систему потребностей, в которые невходит свобода публичного, политического действия. Идеология объявляетполитическую деятельность «излишеством» для большинства граждан, которыезаинтересованы только в собственном экономическом благополучии и гарантияхсоблюдения своих не-политических прав. Ошибочным является представление ототалитаризме как о системе, осуществляющей исключительно отчуждение: насамом деле сокращается лишь пространство политической активности граждан,однако это зачастую компенсируется повышением уровня жизни и улучшениемматериального положения96.Чего тоталитаризм не может принять, так это горизонтальных связей вобществе, основанных на общении и предотвращающих превращение индивида ватомизированный элемент массы, который в любой момент можно подвергнутьмобилизации.

В этом Арендт видит настойчивую борьбу режима против, казалосьбы, безобидных образований вроде любителей «шахмат ради шахмат». «Массоваяатомизация в советском обществе была достигнута умелым применениемпериодических чисток, которые неизменно предваряют практические групповыеликвидации. С целью разрушить все социальные и семейные связи, чисткипроводятся таким образом, чтобы угрожать одинаковой судьбой обвиняемому ивсем находящимся с ним в самых обычных отношениях, от случайных знакомыхдо ближайших друзей и родственников.

Следствие этого простого и хитроумногоприема “вины за связь с врагом” таково, что, как только человека обвиняют, егопрежние друзья немедленно превращаются в его злейших врагов: чтобы спасти96Тоталитаризм подразумевает и ревизию понятия «гражданин»: различные группы людей, объединенныхпо некоторому признаку (в зависимости от идеологии — например, по признаку расовой или классовойпринадлежности) выводятся за пределы общества и на них экономические блага не распространяются.45свои собственные шкуры, они спешат выскочить с непрошеной информацией иобличениями,Очевидно,поставляяэтонесуществующиеостаетсяединственнымданныеспособомпротивобвиняемого.доказатьсобственнуюблагонадежность»97.

Однако при этом режим оставлял возможность для тогоособого созерцания, bios theoretikos, которое описывалось Платоном в «мифе опещере» из шестой книги «Государства» и к которому призывал Хайдеггер.Неспособность сидящих в пещере пленников общаться между собой и как-токоординировать совместные действия является неотъемлемым условием ихзаключения; однако и тот, кто вырвался к свету подлинного солнца, потом несможет объяснить своим товарищам истинного положения вещей; его задача —вести к свету, а не доказывать свою точку зрения в дискуссии. Поэтому кольскоро тоталитарный режим не отнимал возможности созерцательного частногосуществования, репрессии в отношении публичной политической активностиигнорировались.«консервативнойВцеломХайдеггеру,революции»,каксвойственноипредставителямнегативноетеченияотношениекдемократической системе Веймарской республики, и приход к власти нацистоввоспринимаетсяв этойсреде скорее положительно,таккак являетсядолгожданной альтернативой либерально-демократической системе.

В этомсмысле Платон с его критикой демократических Афин настолько ближеХайдеггеру, чем Аристотель, что все рассуждения последнего о преимуществахдемократии, естественной потребности человека в свободном выражении мненияи свободном действии начисто игнорируются. Таминье в своей статье приводитследующий пример: во введении к работе «Бытие и время» Хайдеггер рассуждаето различиях между онтологическим и онтическим мышлением.

В качествепримеров первого приводятся диалог Платона «Парменид», а также четвертаяглава из седьмой книги аристотелевской «Метафизики», тогда как к онтическомумышлению Хайдеггер относит нарратив «Истории» Фукидида. Вот как97Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: Центрком, 1997.— С. 42946характеризует этот момент Таминье: «Я полагаю, что признаком платоновскоговлияния здесь является то, что Хайдеггер, иллюстрируя различие междуонтологическим и онтическим мышлением, приводит в качестве примерапоследнего сочинения Фукидида, которые, как-никак, принадлежат к числуредких дошедших до наших дней документов, хранящих свидетельства ополитической мысли реальных действующих лиц афинской bios politikos.

Есливспомнить, что одним из самых ярких таких свидетельств является описаниедемократического режима Периклом в знаменитой надгробной речи, то можносделать вывод, что хайдеггеровский выбор примера онтического мышлениядемонстрирует его пренебрежение к реальной bios politikos реального polis.Пренебрежение, которое, конечно, в значительной степени соответствуетплатоновской негативной оценке демократии»98.Арендт же в своей полемике с Хайдеггером и критике тоталитарнойидеологии предпринимает возвращение к первоначальным идеям и смысламфилософии Аристотеля.

Первый и наиболее принципиальный момент этойкритики — особая антропология, которая лежит в основе аристотелевскогопонимания политики. Определение человека как ζῷον πολιτικόν прямо говорит отом, что стремление к политической деятельности — это то, что отличаетчеловека от животных. Политическое общение принципиально другое, чемсемейное или соседское; последние являются по сути «продолжением»природных(всмысле—животных)потребностейчеловека,поэтомуневмешательство в личную жизнь (необходимость которого подчеркивают иАристотель,иПерикл)некомпенсируетотсутствиявозможностидляполитического действия99.9899Таминье Ж. Платоновские корни хайдеггеровской политической мысли.— С. 178Для Таминье сюжет о рецепции аристотелевских категорий poiesis и praxis Хайдеггером и Арендт в целомявляется одним из центральных. См. также Taminiaux J. Bios politikos and bios theoretikos in thePhenomenology of Hannah Arendt / International Journal of Philosophical Studies Volume 4, Issue 2, 1996.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее