Диссертация (Концепция игрового столкновения как направление социологической интерпретации геолокационных игр)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция игрового столкновения как направление социологической интерпретации геолокационных игр". PDF-файл из архива "Концепция игрового столкновения как направление социологической интерпретации геолокационных игр", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образованияНациональный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиГлазков Константин ПавловичКонцепция игрового столкновения как направлениесоциологической интерпретации геолокационных игрДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата социологических наук НИУ ВШЭ(PhD HSE)Научный руководитель:кандидат философских наукС.П. БаньковскаяМосква – 20182ОглавлениеВведение .................................................................................................................................................. 4Актуальность темы исследования .................................................................................................... 4Научная разработанность проблемы ................................................................................................
6Объект и предмет исследования ..................................................................................................... 10Цель и задачи исследования ............................................................................................................ 10Теоретические и методологические основы диссертации............................................................ 11Научная новизна ...............................................................................................................................
12Положения, выносимые на защиту ................................................................................................. 13Апробация результатов .................................................................................................................... 15Теоретическая и практическая значимость работы ......................................................................
15Структура работы ............................................................................................................................. 16Глава 1. Геолокационные игры как проект ситуационистского движения .................................... 171.1. Культурно-исторический контекст возникновения геолокационных игр ........................... 181.1.1.Проекты игровой интервенции в городское пространство ........................................ 181.1.2.История локативных медиа: от арт-проекта к специализированным сервисам ......
201.2. Теоретическое осмысление геолокационных игр .................................................................. 231.2.1. Типология геолокационных игр ........................................................................................ 231.2.2. Мобильные устройства в контексте городского пространства ......................................
251.2.3. Экранные отношения как посредник между игроками и городом ................................ 271.2.4. Феномен «встречи» и «чужака» в геолокационных играх ............................................. 301.3. Основные выводы ...................................................................................................................... 33Глава 2. Игровая концепция повседневности И. Гофмана ............................................................... 352.1. Гофман как теоретик игрового взаимодействия .................................................................... 362.1.1.
Игра как чистое удовольствие ........................................................................................... 422.1.2. Игра как борьба характеров ............................................................................................... 462.2. Рецепция игровой концепции Гофмана................................................................................... 502.3. Основные выводы ...................................................................................................................... 53Глава 3. Теоретико-методологические проблемы анализа публичного взаимодействияв геолокационных играх ......................................................................................................................
563.1. Проблематика телесности ......................................................................................................... 563.2. Проблематика присутствия ...................................................................................................... 613.3. Проблематика приличий ........................................................................................................... 663.4.
Механизмы поддержания присутствия и соблюдения приличий ......................................... 713.4.1. Расширения Я: телесные идиомы с мобильным телефоном .......................................... 7133.4.2. Я все еще среди вас: казусы новой публичности ............................................................ 773.4.3. Мониторинг и (не)игнорирование других ........................................................................ 843.4.4. Тотальное исключение из публичного взаимодействия ................................................. 873.5.
Основные выводы ...................................................................................................................... 89Глава 4. Игровое измерение городского пространства .................................................................... 924.1. Портрет пользователя геолокационных игр ...........................................................................
934.2. Привлекающие и отталкивающие факторы геолокационных игр ........................................ 944.3. Изменение восприятия публичных мест в процессе игры .................................................... 984.4. Открытость новым контактам среди игроков ....................................................................... 1024.5.
Логики игровых стратегий в разных частях города ............................................................. 1044.6. Основные выводы .................................................................................................................... 109Заключение ......................................................................................................................................... 111Список литературы ............................................................................................................................
118Приложения ........................................................................................................................................ 129Приложение А. Тезаурус основных понятий............................................................................... 129Приложение Б. Описание условий съемки игровых эпизодов .................................................. 131Приложение В. Список видеофрагментов ...................................................................................
132Приложение Г. Методологические особенности мультиракурсной съемки публичноговзаимодействия с участием геолокационных сервисов .............................................................. 134Приложение Д. Список информантов ..........................................................................................
138Приложение Е. Анкета онлайн-опроса «Мир Ingress» ............................................................... 139Приложение Ж. Города-участники онлайн-опроса ..................................................................... 1504ВведениеАктуальность темы исследованияВидеоигры выходят в пространство города.
Некогда ограниченные форматомперсональных компьютеров и консолей, теперь они передвигаются вместе с пользователямимобильных устройств. При этом многие другие типы городского пространства, раньше неслужившие «местом для игр», получили новое игровое наполнение.Неожиданным открытием июля 2016 года стала резкая популярность во всем мирегеолокационной игры Pokémon Go, которая была скачана более 100 млн раз, а среднее времяежедневного использования которой превышало 33 минуты, что дольше, чем Facebook (22минуты) и Twitter (17 минут)1. Пытаясь найти ответы на вопрос, почему конкретная игра обрелатакую популярность, эксперты высказывали разные версии.
Одни отмечали, что игра позволяет«заново открыть город», обнаруживать на карте новые места, придавать им дополнительныесмыслы. Другие указывали на то, что легко узнаваемая история покемонов неплохо ложится наформат навигационных путешествий, по образцу которого в городское пространство будутперенесены и другие похождения известных персонажей. Третьи говорили о способностигеолокационных игр сглаживать пространственные и социальные проблемы города, превращаярутинные практики мобильности в увлекательные игровые операции, сулящие новые знакомстваи престиж в игровом сообществе.
Тем не менее вопрос о глубинных трансформациях публичноговзаимодействия в городском пространстве в условиях использования геолокационных сервисовостается открытым. Удалось ли геолокационным играм преодолеть границы игры, переступитьчерез её правила и ограничения, тем самым стать частью публичного взаимодействия, предлагаяновые базовые механизмы поведения в публичных местах города? Проблема диссертационногоисследования заключается в отсутствии полноценного консистентного концептуальногоаппарата для анализа публичного взаимодействия в условиях технически опосредованнойкоммуникации между индивидами в геолокационных играх.Начиная с 60-ых гг. XX века тема городских игр значительно продвигалась вситуационистских и архитектурных проектах. В них городское пространство рассматривалоськак пространство спонтанного взаимодействия, встреч, переопределения и поиска новыхсмыслов. Ситуационисты и архитекторы питали разные надежды по поводу медиа как ресурсавоплощения своих идей.
С конца 90-ых гг. XX века технологии и устройства связи получилиширокое распространение и стали доступными для рядовых пользователей, что послужилопричиной всплеска интереса к игровому наполнению городского пространства за счетБудик А. На Pokemon Go тратят больше времени, чем на Facebook // 3D News. 14 июля 2016 года. URL:(https://3dnews.ru/936135). 2016.15геолокационных сервисов (location-based services), акций и игр. Однако установка наразыгрываниегорода,многообразногоорганизацию«города-понарошку»спонтанныхполучилавстреч,провоцированиевоплощениенесколькоживогодалекоеиотситуационистских планов. Изначальное желание привнести в город элемент неожиданногостолкнулось с конкретными технологическими решениями, которые наложили специфическиеограничения на протекающие процессы и взаимодействия пользователей.Уже в наше время практически все мобильные приложения на обычном смартфоне, такили иначе, используют данные о местоположении устройства, начиная от карт, навигаторов,служб вызова такси и заканчивая социальными сетями, погодой, камерой, банковскимиприложениями.
Геолокационные игры (location-based mobile games, далее – LBMG) являютсячастным случаем геолокационных сервисов и выбраны в качестве объекта для рассмотрения попричине того, что, в отличие от прочих геолокационных жанров, в них переживание городскогопространства, своего местоположения и расположения по отношению к другим пользователям ипрохожим, стоит на первом месте и является неотъемлемой частью игрового процесса, безкоторой он попросту становится технически невозможным.Тем самым геолокационные игры создают важный прецедент, позволяющий рассмотретьвозникающиеколлизиивпубличномвзаимодействии,котороепротекаетмеждусоприсутствующими участниками, однако не всегда в условиях непосредственного визуальногоконтакта.