Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 7
Описание файла
Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Эстетик захлестнутпереживаниями минуты; он охвачен желанием "остановить мгновение".Вместе с тем эстетик недоволен своим Я; он ждет его чудесного превращения в некое другое Я. Для эстетика характерно безразличие кэтическому измерению существования. И хотя он переживает отчаяниеи стремится к спасению, его отчаяние неистинно, ибо сковано слабостью.23Вторая стадия и форма — этическая.
"Этический человек" ("этик")живет мыслью и заботой о будущем. В отличие от эстетика, он незациклен на настоящем. Ему присущи глубокая серьезность и нравственная ответственность. Он также движется к Богу и вере через отчаяние. Но его отчаяние не имеет ничего общего с тем сомнением, о котором писали философы прошлого, например Декарт, и которое былочисто временным и в значительной степени искусственным отчаяниеммысли.
Отчаяние этической стадии — отчаяние личности, отчаяние, соединенное с мужеством и моральной ответственностью. Все силы душиконцентрируются в акте отчаяния, чтобы духовность проложила путь квере. Однако и вторая, т. е. этическая стадия обладает существеннымпороком: "этик" охвачен гордыней; он уповает лишь на собственныесилы и свой возможный прорыв к будущему ценит выше приобщения квечному, истинно абсолютному.Наибольшие преимущества имеет поэтому третья стадия — религиозная.
Истинно религиозный человек оставляет позади и "отчаяниеслабости" эстетика, и "отчаяние-вызов" этика. Он поднимается на высшую стадию — абсолютного отчаяния. Оно выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно сопрягаются свечностью19.Анализ этих трех стадий познания человеком своего существованияможет служить иллюстрацией "качественной" диалектики, которуюКьеркегор противопоставляет диалектике Гегеля, определяемой как диалектика "количественная". Всё в диалектике, что находит выражение в объективном, исчисляемом, относится к количественной диалектике.
Но есть феномены и процессы, которые невозможно выразить вобъективной форме. Таковы переживания страха, отчаяния, вины, греховности. Им также присуща глубокая, тонкая, даже изощренная диалектика. Но она носит качественный характер, ибо фиксирует противоположности человеческого существования, ухватываемые не рациональным мышлением, а экзистенциальным переживанием и его внутренне религиозным истолкованием.Таковы основные идеи Сёрена Кьеркегора.ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900)Жизнь и сочинения НицшеВыдающийся немецкий философ и писатель Фридрих Ницше прославился еще при жизни. Но тогда это была, по большей части, скандальная слава нигилиста, которую сам философ всячески поддерживал.Кроме того, Ницше, через пятнадцать лет напряженного труда впавшийв неизлечимую душевную болезнь, уже не мог разумно участвовать вполемике вокруг своих произведений, так что некоторые его современники и историки мысли просто игнорировали его как "сумасшедшего".В результате наиболее глубокое и, по существу, постоянное влияниеницшеанства пришлосьна XX в.Фридрих Ницше20 родился 15 сентября 1844г.
в местечке Рекен(близ Лютцена) в семье протестантского пастора. Отец умер, когдасыну было пять лет. Ревностная религиозность, отличавшая жизнь се-24мьи и общины, рано вызвала протест в душе Ницше. Одиннадцатилетним мальчиком он отказался идти к мессе. С юных лет, сначала, вероятно, из-за пресыщения ритуалистикой, а затем и на основе глубокихразмышлений стало формироваться характерное для Ницше как мыслителя неприятие ортодоксальных вероисповеданий и богословских учений.
Во время учебы в гимназии Наумбурга, а потом в известноминтернате "Врата учения", Фридрих Ницше проявил блестящие способности к гуманитарным дисциплинам, быстро осваивал классические языки. С 1864 г. он учился сначала в Боннском, а потом в Лейпцигскомуниверситетах, куда последовал за своим учителем Ричлем. Окончивкурс как классический филолог, он в 1869 г. сразу получил профессурув Базельском университете, где преподавал до 1879 г. В 1889 г. Ницшетяжело заболел: всегда напряженное, болезненное состояние тела идуха переросло в неизлечимое психическое расстройство. Написанные с1873 по 1889 г.
сочинения между тем приносили Ницше все большуюизвестность.Творчество Ницше обычно подразделяется исследователями на три(или четыре) основных этапа. Еще студентом (с 1866 г.) Ницше сталпробовать свое перо в жанре филологических исследований, но болеезрелые и известные работы были написаны уже после окончания учебы. К первому этапу творчества Ницше относят произведения, написанные в 1871 —1876 гг. Этот период отмечен прежде всего влияниемРихарда Вагнера, выдающегося композитора и мыслителя Германии.Сочинения "Рождение трагедии из духа музыки", 1872г.; "Философия в трагическую эпоху древней Греции", 1873 г.; "Несвоевременныеразмышления", 1873 —1876гг., содержали своеобразную заявку молодого автора на философско-эстетические темы, на переосмыслениегреческого духа и его приспособление к условиям современности21.Кроме захватившего молодого Ницше стремления дать истолкование образов Вагнера приходит еще одно интеллектуальное увлечение —философией Шопенгауэра.
Статья "Шопенгауэр как воспитатель" входила в "Несвоевременные размышления". Сам Ницше описывал, какоевоздействие на него оказала шопенгауэровская книга "Мир как воля ипредставление", став для него "зеркалом мира" и "зеркалом души".Некоторое время он верил чуть ли не в каждое шопенгауэровскоеслово. Однако, "переболев" и Вагнером, и Шопергауэром, Ницше сталпробиваться к собственным, оригинальным идеям, воззрениям, образам.Книга второго периода "Человеческое, слишком человеческое",1878 —1880 гг., знаменовала уже происшедший разрыв со многими прежними влияниями и звала к еще более глубокой, необходимой для всейэпохи переоценке ценностей.
К этому же периоду относятся "Утренняязаря", 1881 г., и "Веселая наука" (кн. 1 —4), 1882 г. В одном из писемНицше признавался, что раньше он "почитал философов", а теперьрешил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости.Третий период связан с публикацией или, чаще, созданием главных,"самых ницшеанских" и наиболее популярных, опубликованных впоследствии произведений: "Так говорил Заратустра", 1883 — 1886 гг.; "Поту сторону добра и зла", 1886 г.; "К генеалогии морали", 1887; "Антихрист , 1888г.Иногда выделяют и четвертый период творчества — в самый канун25сумасшествия, когда были написаны "Сумерки идолов", "Ессе пото"("Се человек").
После создания "Заратустры" Ницше писал, что "открыл собственную землю", никому до сих пор неведомую. Но вскореснова пришло разочарование: те сложнейшие и, по его словам, "опаснейшие вещи, которые он хочет сказать человечеству, еще не нашливыражения...". Такие взлеты и падения духа — от восторга к отчаяниюпо поводу сделанного имНицше испытывал все время вплоть допогружения в "сумерки" сумасшествия."Жизнь" и "воля" — центральные понятияфилософии НицшеКак бы ни менялось отношение Ницше к философии Шопенгауэра,из этой последней он заимствовал интерес к понятию воли, егопреобразованию и дальнейшей универсализации. Еще более решительно и неразрывно, чем Шопенгауэр, Ницше связал волю сфеноменом жизни.
Ницше не только считал волю к власти определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и"внедрял" ее в "самое жизнь". "Чтобы понять, что такое "жизнь" икакой род стремления она представляет, — пишет Ф. Ницше, — этаформула должна в одинаковой мере относиться как к дереву и растению, так и к животному" ("Воля к власти". Афоризм 704). "Из-за чегодеревья первобытного леса борются друг с другом?" — спрашиваетНицше и отвечает: "Из-за власти" (там же). Толкуя жизнь как "специфическую волю к аккумуляции силы", Ф. Ницше утверждает, что жизнькак таковая "стремится к максимуму чувства власти" (там же. Афоризм 689). Подобная мифологизация воли, онтологизация (т. е. "внедрение" в само бытие) нерациональной человеческой способности какнельзя более соответствуют всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, личных исповеданий.Понятие "жизни" у Ницше не отличается ясностью и содержательной определенностью.
Оно скорее носит метафорический характер ираскрывается через волю, волю к власти. Но "внедрение" воли, вчастности, воли к власти в самые недра вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни — нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка, изобретение одареннейшегофилософствующего литератора. За этим характерным для философиижизни и ряда других направлений XX в.
мыслительным приемом скрываются самые разные устремления, идейные явления. У Ницше с нимсвязана попытка философски обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.Толкование жизни, человека, познания, культуры в свете категории"воля к власти" в литературе советского периода объявлялось упрощенным, неверным, а по философскому смыслу лишь волюнтаристскосубъктивистским подходом.
Между тем Ницше, во многом следуя тенденциям дарвиновского и последарвиновского естествознания, стремился выявить философский смысл понятия "борьба за существование" —оно в ранних произведениях и стало для него синонимом формулы"воля к власти". Мыслитель отверг свойственное идеалистическим системам "возвышенное" и тем самым оторванное от жизни толкование26мира, познания и науки. Надо отметить, что в более поздних произведениях Ницше стал полемизировать с дарвиновской теорией "естественного отбора", особенно резко возражая против тезисов о выживании"наиболее приспособленных" и о лестнице видов как носителей прогресса. Человек как вид не означает прогресса по сравнению с животными.
Как особый вид человек также не прогрессирует ("Воля к власти". Афоризмы 685, 684-111 и др.).В учении Ницше получила негативную оценку концепция "двух миров", свойственная многим течениям философии, для которых реальный мир жизни заведомо несовместим с "миром для нас", получаемымблагодаря научным и философским конструкциям. На деле, утверждает Ницше, мир жизни един, целостен, причем он вечен, что не означаетего стабильности, а напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение. К этому исходному представлению о мире философсчитает необходимым приспособить трактовку познания, истины, науки.Истину, учит Ницше, следует понять как орудие жизни, приспособления к действительности, а познание (кстати, тут получает последовательное развитие давняя формула философов и ученых: "знание —сила") — как орудие власти. Чем доказывается истина? — спрашивает Ницше и отвечает: полезностью, удовлетворенной потребностью, азначит, усилившейся властью над природой и другими людьми.