Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 105
Описание файла
Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 105 страницы из PDF
А вот выход к свободе и вечности атеистическому экзистенциа-347лизму объяснить не под силу. Тем не менее именно экзистенциализмпобуждает Бердяева глубоко и по-новому проанализировать феномены и проблемы страха (ужаса), тоски, заботы, страдания, смерти,"падения" в обыденность, создания бессознательным "фантасмагорических" миров.
В ходе этого анализа неоднократно воздается должноеХайдеггеру, Ясперсу, Фрейду, Юнгу, Адлеру, Сартру и др.Важнейшим звеном метафизики и этики позднего Бердяева становятся новые размышления над извечной проблемой зла, в центре которых снова оказывается отстаивание свободы. Еще в книге "Миросозерцание Достоевского" Бердяев наметил тему, стержневую и для поздней этики творчества. "Достоевский не может примириться ни с темраем, который еще не знает испытания свободы, не прошел еще черезсвободу, ни с тем раем, который после всех испытаний будет организован принудительно, без свободы человеческого духа... Ибо Христосесть прежде всего свобода.
Но так бросается новый свет на сказание огрехопадении. Дьявольский соблазн не есть соблазн свободы, как нередко думали, а соблазн отречения от свободы, соблазн блаженствапринудительного и насильственного"43.Исследователи философии Бердяева не без оснований обращаютвнимание на противоречивость его понимания свободы, подчас предстающей в негативном обличье хаоса, ничто, дьявольской ("люциферической") свободы, граничащей с чистым произволом44. Но у Бердяева были свои возражения на подобную линию критики.
Он полагал,что философия и этика, верные классическим традициям, из-за благодушия недооценивают дьявольскую силу зла, а также изначальную игрозную противоречивость свободы. Заимствуя у Я. Бёме термин"ОпдпшсГ (его можно перевести как "безосновность", "бездна" — вметафизическом смысле этого слова), Бердяев стремится приподнятьзавесу над мистически тревожной, давящей сферой изначального зла,предшествующего бытию, творчеству, добру. Постигнуть угрозу злачеловек может через страдание, мучение, которому придается поистине метафизическое, экзистенциальное значение.
"Я страдаю значит, ясуществую. Это вернее и глубже декартовского со§1г.о. Страдание связано с самым существованием личности и личного сознания. Я. Бёмеговорит, что страдание 0>иа1, Оие11е, Оиа1Ш& есть источник созданиявещей"45. Страдание — следствие и низшей, животной, и духовнойприроды человека, его свободы и осознания им личностного начала.Бердяев посвящает многие страницы поздних работ "сложной экзистенциальной диалектике добра и зла". Он уверен, что философия,этика никак не должны преуменьшать силу, размеры угрозы зла.Призвание этики — не быть "нечувствительной" к вселенскому злу,страданиям и смерти, что, по мнению Бердяева, случилось с этикойXIX и XX в.
"Этика должна стать эсхатологической", — утверждаетфилософ46. Это значит, что центральной темой философии нашеговремени должен быть "апокалиптический опыт" (переживание близкого конца мира), требующий, однако, не пассивности и смирения, аактивности, творчества, ответственности, небывалого напряжения всехсозидательных сил человека и человечества.
"Нельзя пассивно, в тоске, ужасе и страхе ждать наступления конца и смерти человеческойличности и мира Человек призван активно бороться со смертоноснымисилами зла и творчески уготовлять наступление Царства Божьего"47, —348эти слова выдающегося русского мыслителя Николая Бердяева можносчитать его духовным завещанием нам, его потомкам, которым приходится бороться с невиданно грозными "смертоносными силами зла".В предшествующих разделах уже достаточно подробно разбирались социально-философские, социально-политические идеи Бердяева, его взгляд на специфику русской истории, культуры, философии.Их также важно учесть для того чтобы составить целостное представление о громадном вкладе русского мыслителя в историю философской мысли.ЛИТЕРАТУРА1О жизни, творчестве и сочинениях Бердяева см.: Полторацкий Н. П. Бердяев и Россия.
Философия у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк,1967; Н. А. Бердяев: рго е^ соп!га: Антология. СПб., 1994. Кн. 1;Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990; Он же.Бердяев Н. А. // Русская философия. Словарь. М., 1995. С. 42—45;Поляков Л. В. Философия творчества Николая Бердяева // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 3 — 8;Гайденко П. П. Философия свободы Николая Бердяева // Историкофилософский ежегодник'95. М., 1996. С. 121 — 135; Бердяев Н. А.Собраниесочинений: В 4 т. Париж, 1983 — 1991.2Русская свобода. 1917.
№ 24/25. С. 5.3См.: Коган Л. А. Выслать за границу безжалостно (новое об изгнаниидуховной элиты) // Вопр. философии. 1993. № 9. С. 61—84.4Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.С. 18,32.5Тамже. С. 37. 6Там же. С. 66. 7 Там же.С. 69. 8Тамже. 9Там же.101213С. 70. Там15 же. С. 123. "Там же.С. 126. Там же. Там же.
С.<b>Текст обрезан, так как является слишком большим</b>.