Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 6
Описание файла
Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
е. законодательствующего в социально-нравственной области. И опять-таки Гегельобъявлен главным пророком пагубной "религии разума". Не менеерезкая критика достается на долю восхваления науки и научности, идеалов объективизма, системности и т. д. Кьеркегоровская критика собирается в главном пункте обвинения: тяготея к якобы абсолютному,объективному, превращая реального человека в познающую логическую машину, философия становится не просто бесполезной, но сугубовредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями.20А ведь в "повороте к человеку" классическая мысль нового временикак будто бы усматривала свою главную заслугу и функцию.
Но многословная философия обычно молчалива, когда к ней повернуто человеческое сердце. ".. .Я предъявляю к философии вполне законные требования — что делать человеку? Как жить? ...Молчание философииявляется в данном случае уничтожающим доводом против нее самой"13.Правда, философия прошлого много рассуждала о человеческом Яи подчас ставила его в центр мира и философствования. Однако коренной недостаток субъективизма, индивидуализма, трансцендентализмафилософии прошлого Кьеркегор усматривал в том, что в них всегдашла речь о "неподлинном" — сконструированном, далеком от жизнифилософском Я.
Между тем новая философия, о начале которой возвещает Кьеркегор, обязана так поставить и решить проблемы Я и мира,чтобы самоопределение человека не ограничивалось областью рационально познанного и познаваемого, укладываемого в формулы науки илогики. Я как центр философии — это живой реальный человек и то, что для него в жизни главное: страх, преодолениестраха и греховности, бытие, выбор, смерть. Если речь ипойдет об истине, то это должна быть такая истина, ради которойчеловек готов жить и умереть.Экзистенция, выбор, Бог как темыфилософии КьеркегораВ философии Кьеркегора появляется понятие "экзистенция", ставшее принципиально важным для экзистенциальной философии XX в.Вот образчик стиля размышления, характерного для кьеркегоровскойфилософии экзистенции: «Где я? Кто я? Как я пришел сюда? Что этоза вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, ктозаманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этоммире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с егообычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я былкуплен у некоего "продавца душ"? Как я обрел интерес к этому большому предприятию, которое называется реальностью? И почему я вообще должен иметь интерес к нему? Что это, моя добровольная забота?И если я вынужден принять в нем участие, где директор? Я хотел бысделать ему мои замечания.
Никакого директора нет? Но к кому ятогда обращусь с моей жалобой? Существование (экзистенция), безусловно, есть полемика — и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрениябыла принята к рассмотрению? Если нужно принять мир таким,каковон есть, не лучше ли было бы вовсе не узнавать, каков он?»14. Таковатипичная для Кьеркегора стилистика описания состояния "растревоженной экзистенции". Она была чужда характеристикам самоуверенного Я в классической философии, но зато стала общим местом вфилософии нашего столетия.Трагизм человеческого Я порождается, согласно Кьеркегору, в силуразных причин: из-за неисчерпаемости, отчужденности мира от хрупкого и конечного Я, из-за стремления увидеть Я через Ты, вообще черездругих людей и их абстрактную сущность, из-за "безумия мира", которое заражает и человеческую личность.
Выбор человеком самого себя,своего уникального и неповторимого Я — процесс, исполненный вели-чяя и ответственности, — тоже связан с поистине трагическими переживаниями. Выбор — процесс неотлагаемый, срочный, можно сказать,мгновенный. "Внутреннее движение личности не оставляет времени наэксперименты мысли... Наступит, наконец, минута, когда более и речине может быть о выборе...
15за человека выбрала сама жизнь, и онпотерял себя самого, свое Я" . Но если выбор состоялся, если человекосознал свое назначение, то это величайший по смыслу и содержаниюэтап его жизни: человек сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность свершившегося.Отличительная особенность философии Кьеркегора — сплав экзистенциального, этического, религиозного и художественно-эстетического аспектов. Кьеркегоровскую философию можно было бы назвать"трагическим эстетизмом".
(Отечественный исследователь П. П. Гайденко точно озаглавила свою книгу о Кьеркегоре, одну из лучших вмировой литературе, "Трагедия эстетизма' .) Обычный для сочиненийдатского мыслителя прием: на первый план выдвигаются некоторыеперсонажи — рассказчики, "авторы" дневников, драм и т. д. Действительный автор — Кьеркегор как бы скрывается за этими персонажами.(Отсюда обилие псевдонимов: Виктор Эремита, Николай Нотабенек,Иоханнес де Силенцио.) Это позволяет Кьеркегору сохранять ироническую, критическую дистанцию между жизненными позициями, выводимыми им на сцену своего рода экзистенциальной драмы, и собственными суждениями.
Так построено, скажем, одно из лучших произведений Кьеркегора "Еп1шес1ег — Ос1ег" ("Или — или"). Читателю сообщается, что найдены две рукописи, обе анонимные. Одна представляетсобой собрание статей, эссе, написанных легко, изящно. Она содержитстатьи о "Дон Жуане" Моцарта, о продолжении сходной темы черезобразы Фауста, Гретхен и т. д.
Вторая рукопись (принадлежащая некоему судебному заседателю), напротив, тяжеловесна по стилю, но онаносит исповедальный характер. В центре всего произведения — темалюбви к женщине, которая рассматривается и через литературу, известные художественные образы, и через тонкий анализ переживаний личности.
Любовь к женщине предстает как путь самопознания, самораскрытия личности, о чем — доводя свои исповедания до признания вкрайнем эгоизме — без стеснения повествуют персонажи Кьеркегора.Вместе с тем на первый план снова выходит тема расколотости личности; и то, что идет "от жизни", резко сталкивается с тем, что отталкивается от искусства, культуры, а особенно от философии, коей сновадостается изрядное количество негативных оценок.Заметное место в наследии Кьеркегора занимает тема Бога, религии, греха. Он пытается дать свое толкование религиозности человека,интерпретацию библейских текстов. Так, "Страх и трепет" являетсяподробнейшим экзистенциальным исследованием библейской легенды ожертвоприношении Авраама. Авраам предстает у Кьеркегора как "рыцарь веры".
Мыслитель подробно разбирает психологические, этические, экзистенциальные оттенки поступка Авраама. Прежде всего, Кьеркегор мастерски описывает "весь страх, всю нужду и муку отцовскихмучений, чтобы суметь показать, что выстрадал Авраам, в то время какпри все том он верил"16. Но повесть об Аврааме Кьеркегор используети для того чтобы подчеркнуть, "каким парадоксом является вера, парадоксом, который способен превратить убийство в священное и бого-22угодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Аврааму, парадоксом, который неподвластен никакому мышлению, ибо вера17начинается как раз там, где прекращается мышление" . Кьеркегор, однако, признается: "...хотя Авраам и вызывает мое восхищение, он также ужасает меня"18.В работе "Болезнь к смерти" Кьеркегор выступает против христианской религии за то, что она создала образ Бога как Богочеловека.Его он считает вреднейшей профанацией.
Очеловеченный Бог оказывается вездесущим и всемогущим, из-за чего и человек проникается непростительной дерзостью. Правда, для "равновесия", для дистанцирования Бога от человека изобретается доктрина первородного греха. Норазбирая типичные для официального христианства трактовки греха истраха, Кьеркегор приходит к выводу: они, внушив человеку глубокийкомплекс неполноценности, в то же время сняли с него личную ответственность, ибо лишили понятие греха всякой серьезности. И в то жевремя глубокая, внутренняя и самобытная религиозность Кьеркегоравряд ли может вызвать сомнения.Некоторые современные исследователи справедливо говорят даже о"религиозном ригоризме" как отличительной особенности философииКьеркегора: "Но, пожалуй, основная отличительная черта его творчества состоит в способе обоснования пути к высшим нравственным ценностям.
Согласно его моральной диалектике, только человеку, сознающему свою виновность и слабость 10перед Богом, доступны истинныевера, духовность, нравственность" . Однако никак нельзя забывать,что ригористически защищаемое смирение перед Богом соединяется вфилософии Кьеркегора с отстаиванием свободы, достоинства, свободывыбора и огромных возможностей человеческой личности.
Этот кьеркегоровский парадокс, истово, болезненно, искренне пережитый самимвыдающимся мыслителем, придает его жизни и сочинениям неувядающий интерес, особенно для тех, кто "болеет" той же человеческойболезнью смирения-гордости, отчаяния-обретения веры.Путь к Богу и вере — центральная тема сочинений Кьеркегора.Трактуется она не теологически, а философски. Осмысливая этот путь,философ отвергает традиционные идеи, тем более выдержанные в духерелигиозного благодушия. Путь к вере не усыпан розами.
Самым надежным образом к Богу и вере ведут отчаяние, страдание, страсть.Кьеркегор стремится подробно, если не сказать дотошно, проанализировать различные способы и формы приобщения к Богу, а также охарактеризовать соответствующие им человеческие типы.Философ различает три стадии познания человеком своего существования и, соответственно, три человеческих типа, в концентрированной форме воплощающих эти стадии-формы.Первая стадия и форма — эстетическая. Кьеркегор рассуждает об"эстетизме" как форме существования и называет "эстетиком" человека, который остается поглощенным этой стадией.