Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999

Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 4

PDF-файл Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 4 Философия (38330): Книга - 3 семестрМотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книг2019-05-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 3-1999" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

е. человеческой волей с ее объективациями. "То, что является в облаках, ручье и кристалле, это — слабый отзвук воли, котораяиполнее выступает в растении, еще полнее в животном и наиболее полнов человеке", — пишет Шопенгауэр в "Мире как воле и представле4нии" . В мире, согласно Шопенгауэру, "объективируется" не тольковоля, но и "соперничество", которое можно наблюдать и в мире животных, и в неживой природе. "Высшее", которое возникает из "низших"проявлений природы, поглощает собою все низшие ступени и в то жевремя "объективирует" их "стремления".

При этом Шопенгауэр предостерегает против подмены пустыми ссылками на волю конкретных причинных исследований вполне определенных явлений природы и человеческой жизни. Воля, "разлитая" в природе и культуре, нужна философу больше, чем естествоиспытателю. Однако Шопенгауэр предсказывает, что и естествознание будет то и дело изобретать свои способы"оживления", одухотворения природы. Несмотря на передержки волюнтаризма эта тенденция философии Шопенгауэра весьма актуальна.У Шопенгауэра сегодня есть немало последователей среди тех, ктостремится установить новые —"доверительные", "родственные" — отношения человека и природы.

Именно за такие отношения ратовал и ихвсегда философски обосновывал Шопенгауэр. В его рукописном наследии есть такая запись: "Когда я вижу гору, то я и есть не что иное, какэта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистомсхватывании, в бесконечной красоте"5. Так рождается шопенгауэровская "метафизика природы", где понятие воли соседствует, перекликается с понятием красоты.Этика ШопенгауэраЦентральное значение категории воли характерно и дляэтики Шопенгауэра. Но и тут дело не обошлось без парадокса. Содной стороны, концепцию морали Шопенгауэр строит так: воля, продвигаясь по "лестнице" устремлений и импульсов, обращается на самусебя и отчасти против самой себя. Ведь от воли исходит "тотальноесебялюбие".

Но воля же, толкая к осознанию себя как свободы, способствует особому человеческому познанию и самопознанию: появляется универсальное осознание человеком собственной вины и греховности; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет кновой мудрости, к простоте и достоинству человека.С другой стороны, в концепции мудрости Шопенгауэр редко прибегаетк манипуляциям с вездесущей, универсально значимой категорией воли."Житейская мудрость" оказывается знакомой, близкой и дорогой мыслящему и страдающему человеку. Книгами Шопенгауэра зачитывались идо сих пор зачитываются люди, которые ценят в авторе собеседника,передающего им, как эстафету, вековую мудрость человечества, ее жизненные правила — простые и одновременно бесконечно ценные, как самажизнь.

Мыслитель так начинает свои "Афоризмы житейской мудрости":"Аристотель (Е<;Ь. №сот., 1, 8) разделил блага человеческой жизни натри группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие всудьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.1. Что такое человек; т. е. личность его в самом широком смыслеслова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент,нравственность, ум и степень его развития.152. Что человек имеет; т. е.

имущество, находящееся в его собственности или владении.3. Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они егосебе представляют — словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе" (Афоризм 18). Самымценным для счастья, рассуждает Шопенгауэр, является наша личность.В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этомсмысле ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ толькоотносительна.

Рассуждая о таких ценностях, как здоровье, обеспеченность и т. д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности.Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ ивозможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботуо самосохранении.Шопенгауэр принимает Эпикурово деление потребностей на естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, и неестественные и не необходимые. "Не думаю, что опозорю мое перо, еслипосоветую о сохранении заработанного и унаследованного состояния...Состояние — это иммунитет, гарантия против присущей человеческойжизни нужды и горестей, избавление от кабалы, составляющей уделвсех сынов земли" (Афоризм 43).

Опираясь на традиции этики, Шопенгауэр формулирует простые и здравые поучения иправила поведения. Так, он согласен с древними, что мудрец долженискать не наслаждений, а избавления от страданий. Человеку лучше небыть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человекупутем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следуетсохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из прошлого. Следует помнить, стремясь к счастью, о благотворности самоограничений.

Общение с другими людьми полезно, если общительностьумеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна ивряд ли устранима, но следует помнить, что она — порок. Необходимостойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержанность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполненииблагородных жизненных целей — другие заповеди этики Шопенгауэра.Эти правила — афоризмы спокойной, взвешенно-рассудительной идаже светлой "житейской мудрости" — резко контрастируют и, однакоже, парадоксальным образом уживаются в учении Шопенгауэра с пессимистическими основаниями его философской метафизики, о которыхуже шла речь.

Согласно Шопенгауэру, пессимизм зиждется наглубоких и достаточных основаниях. Философ отстаивает идеюо предопределенности, жесткой детерминированности всего, что имеется в являющемся нам ("феноменальном") мире. Что же касается воли(которая трактуется как вещь сама по себе, т . е . .как "ноуменальнаяреальность"), то она, не имея сознательной цели и во многих своихформах оставаясь слепой, темной волей, делает мир вечным становле^нием, бесконечным потоком.Мир как поток, становление наделен у Шопенгауэра такими антропоморфными свойствами, как бесконечный поиск, тоска, внутреннеепротивоборство, страдание. Пессимизм в шопенгауэровском учении16становится неизбежным следствием не зависящего от человека устройства самой вселенной.

Человек же мыслится как воплощение особенного глубокого противоречия. В своей жизни он детерминирован противоречивым взаимодействием причин — следствий, стимулов — реакций, мотивов — действий. "Свобода воли", о которой так много спорили философы, для Шопенгауэра не более, чем иллюзия невежд, плодих воображения.Из фаталистического детерминизма как будто бы должен был вытекать безраздельный пессимизм в оценке жизни и возможностей человека.Между тем и здесь мы опять сталкиваемся с характерным шопенгауэровским парадоксом. Шопенгауэр смотрит на человеческое существованиекак на неизбывную и неотвратимую трагедию. Она коренится и в общем характере бытия мира, и в особенностях человеческого существования, в специфике общества.

Человек, как всякое животное, по природе своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что онобречен на страдания уже из-за детерминированности своими потребностями. Но Шопенгауэр вынужден признать, что человек все же располагает определенной мерой свободы. Она проявляется прежде всего в том,что человек способен к познанию, к "возвышению сознания".

Однакоотсюда проистекает еще более глубокое страдание. Итак, человеческаяжизнь "уже по самому своему характеру неспособна к истинному блаженству, а является по существу многообразным страданием и состоянием вполне несчастным..."6. В человеческом мире "все лучшее с трудом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляетсебя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое иковарное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго"7.

Если самого закоренелого оптимиста "провести по больницам, тюрьмам, застенкам, черезполя битв и места казни", если "открыть перед ним все темные обителинищеты", то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа8.И все же это не последнее слово метафизики и этики Шопенгауэра.Парадоксальным образом одним из следствий пессимизма, доводимогодо крайней степени, оказывается призыв мыслителя к поистине титаническим усилиям человека, все-таки способного к "спасению", "избавлению" (Ег1б51ш§) среди юдоли зла и страданий.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее