Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 7
Описание файла
Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Однако почему же она могущественнее мудрости?Ответ автора «Похвалы» в целом сводится к тому, что сферачувственности, связанной со всем телом человека, много шире исложнее сферы его разума, сконцентрированного в его голове (идаже части ее).
В силу этого люди вынуждены "играть комедиюжизни" [XXIX], исполняя самые различные роли. Могуществочувственности необоримо, и бессмысленно воображать возможностьморальности, полностью освобожденной от нее, как об этом нередко ханжески твердят схоластизированные сторонники официального благочестия (т. е. псевдоблагочестия).ПРИМЕЧАНИЯ1Данте Алигъери. Божественная комедия.
М., 1967. С. 181 —далеессылки в тексте с указанием раздела и страницы.2Отрывки из произведений Колюччо Салютати, Поджо Браччолини, Леонардо Бруни, Джамоццо Манетти, Леона Баттиста, Альберти и других философов-гуманистов см.: Ревякина Н. В. Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV в.
— первойполовины XV в. Новосибирск, 1975. С. 82. 3 Там же. С. 70.45 Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 2. С. 248.Cassirer E. The Idividual and the Cosmos in Renaissance Philosophy. N.Y., 1963. P. 115.6Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С.
2.Далее ссылки в тексте на это издание.7Рутенбург В. И. Жизнь и творчество Макьявелли // Никколо Макьявелли. История Флоренции. Л., 1973.8Макиавелли Н. Государь и Рассуждение на первые три книгиТитаЛивия. СПб., 1869. С. 371. »Там же. С. 352.10Эразм Роттердамский. Похвала глупости // Библиотекавсемирной литературы. М., 1971. Т. 733. С. 137. Далее при ссылках в тексте даются номера соответствующих глав.Глава 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЫСЛЬ ВФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИИтальянские гуманисты XIV-XV вв. мало интересовались естественными науками (не говоря уже о математике).
Но общий прогресс всей жизни, прогресс знаний обращал взоры некоторых гуманистов к этим наукам. Ренессансная ситуация в сфере искусств инаук отличалась также тем, что даже их главные области — живопись, архитектура, скульптура, а также математика, механика, анатомия, медицина, зачатки химии — развивались в теснейшей взаимосвязи и нередко объединялись в деятельности одного человека.Практиком и теоретиком искусства был Альберти.
Но как гениальный художник — живописец и скульптор, исключительно многосторонний и на редкость одаренный инженер, глубочайшим образом осмысливавший собственное искусство и искусство всей эпохи,среди современников выделялся Леонардо да Винчи (1452-1519).Внебрачный сын нотариуса из местечка Винчи и простой крестьянки, Леонардо не получил классического образования и необучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формированиикак мастера искусства и многообразного изобретательства, а затеми теоретика этой высокой практики. Сам он называл себя "человеком без книжного образования", подчеркивая тем самым свое отличие от подавляющего большинства гуманистов.
Тем не менееможно полагать, что Леонардо немало читал. Он был знаком и сидеями Архимеда — наиболее влиятельного (наряду с Евклидом)античного математика и механика, и с теми немаловажными элементами механики, которые разработали позднесредневековые схоласты-номиналисты. Определенную роль в философской и научнойинспирации Леонардо сыграли платонические идеи, развивавшиесяв академии его родной Флоренции, особенно произведенияФичино. Но какую бы роль ни играли эти и другие теоретическиеисточники в духовном развитии мастера из Винчи, он, как никтодругой в его веке, формировался не столько под влиянием книг,сколько в процессе творчества, результатом которого стали предметы искусства и различные технические изобретения.Человек редкой красоты и огромной физической силы, Леонардо был олицетворением творческих дерзаний не только своей эпохи, но, возможно, и всей истории человечества.
Вне радостей творчества он явно не видел смысла человеческой, во всяком случаесобственной, жизни. Если и не на размахе его, то на практическойрезультативности отражалась зависимость Леонардо (как в сущности и подавляющего большинства других мастеров эпохи) от работодателей. Этим главным образом объясняется смена им мест26жительства и работы — Флоренция, Милан, снова Флоренция, затем Романья, снова Милан, затем Рим. Последние два года своейжизни Леонардо состоял на службе французского короля Франциска I и умер во Франции.Он по праву заслужил имя пионера современного естествознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов — вобласти военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идеюпарашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далекообгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и подостоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях.Подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.
Специальных теоретических и тем более философских трактатов он не писал, однакоинтенсивно осмысливал свои труды в многочисленных записныхкнижках. Они не были рассчитаны на публикацию и представлялисобой шифрованные записи автора, сделанные для самого себя.Только часть его литературного наследия стала известна в XVI в.под названием «Трактат о живописи». Самый же значительныйкорпус записей и дневников гениального Леонардо стал предметомизучения лишь с конца XVIII и особенно со второй половиныXIX в. Его изучение продолжается и в наше время.Леонардо одним из первых подчеркнул, что "мудрость естьдочь опыта"1. Специфика методологии Леонардо состоит в том, чтоон стремился к максимально конкретному пониманию опыта и повозможности к точному уяснению его роли в деле достижения истины.
В борьбе против умозрительно-словесного "выяснения" истиныученый подчеркнул, что полны заблуждений те науки, которые "непорождаются опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т. е. науки, начало, середина или конецкоторых не проходят ни через одно из пяти органов чувств".При этом выявляется, что опыт есть минимальное условие ис2тинности. Сама же истина "имеет одно-единственное решение" ,достижение которого кладет конец спорам об истинности. Провозглашаемая здесь однозначность истинности не может бытьдостигнута в опыте, понимаемом (и массово осуществляемом)как чисто пассивное наблюдение и восприятие событий и фактов,сколь бы ни были они многочисленны.
Такая предельнаяконкретность истины достижима не на путях пассивногонаблюдения и восприятия, а посредством активного, целенаправленного опыта или эксперимента.Мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методикиэкспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийноеэкспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянскиххудожественных мастерских (боттегах), которое, совершенствуя,практиковал сам. Но методологическая проницательность ученогопривела к четкому уяснению того, что такого рода экспериментирование само по себе еще далеко недостаточный путь достижения27_достоверной истинности, ибо "природа полна бесчисленныхпричин, которые никогда не были в опыте".
Отсюда необходимостьтеории для его осмысления, резюмируемая в широко известных егословах: "Наука — полководец, и практика — солдаты"3. Не оставляет Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он имеет ввиду прежде всего и главным образом. Это, конечно, математика,ибо только она способна придать результатам экспериментированияподлинную достоверность, искомую однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.В записях Леонардо имеются и другие значительные методологические идеи, например идея сочетания аналитического исинтетического методов исследования, а также идея объективности достоверной истины, не зависящей от характера ееобъекта (в то время как теологическо-схоластическая традиция настаивала на обратном). Из онтологических идей, имеющихся в техже записях, следует указать на понятия вечного правила (regola),а также непререкаемого закона (irrevocabile legge) природы, посуществу отождествляемого с естественной необходимостью, которую должен понимать любой исследователь и любой инженер, чтобы не стремиться к невозможному.Реалистическая сущность эстетики Леонардо связанапрежде всего с его убеждением в том, что искусство, как инаука, служит делу познания реального мира.
Отсюда главноедело науки состоит в раскрытии количественных сторон вещногомира. Например, геометрия стремится свести окружность к квадрату, а тело — к кубу, арифметика же оперирует квадратными и кубическими уравнениями. Причем оказывается, что обе эти наукипостигают только прерывные и непрерывные количества, но бессильны перед качеством, в котором и заключена подлинная красотаприроды. Познание качественности доступно главным образом искусству. Качественность означает при этом и конкретность, индивидуальность, неповторимость. В этом гениальный художник видитэстетическо-облагораживающую человека функцию природы.