Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996

Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 6

PDF-файл Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 6 Философия (38329): Книга - 3 семестрМотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книг2019-05-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Тем более, чтоэтот практически настроенный мыслитель не проявлял особого интереса к общефилософской проблематике, к вопросам той или инойметафизики. Однако это не означает, что автор «Рассуждений» и«Государя» не видел никакого смысла в рассмотрении вопросов религии. Проницательный политик, он хорошо понимал, что без тойили иной религии, в которой тогдашние народные массы обычнонаходили свое единственное духовное утешение, общественно-государственная жизнь невозможна. Вместе с тем такая позиция отнюдь не заставила Макиавелли примириться с господствовавшей вИталии католической религией.Основная политическая забота Макиавелли определяласьплачевным состоянием тогдашней Италии, раздробленной и бессильной перед лицом ее могущественных соседей.

В принципеФлорентиец, так много делавший для родного государства, оставался сторонником республиканского государственного устройства. Но он видел невозможность его реализации в масштабахвсей Италии, невозможность ее объединения на республиканскихначалах. Отсюда и идея "нового государя" (principe nuovo), давшая название одному из двух его главных социально-философскихпроизведений.Широко известны слова автора«Государя»(гл.

XVIII) о том, что мудрый правитель государства обязан "повозможности не удаляться от добра, но при надобности не чуратьсяи зла"9. Такой правитель должен сочетать в своей личности и всвоих действиях качества льва, способного расправиться с любымиз врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Такого рода политическое вероломство давно получило наименование макиавеллизма. Для одиозного значенияэтого термина сам автор «Государя» не давал серьезных оснований.Напротив, он глубоко постиг новое качество политики.Но хотя политика несовместима с морализированием, каким онаобычно прикрывалась в средневековой религиозной идеологии (даи в более поздние времена), политическая философия автора «Государя» вовсе не означала оправдания насильственной и аморальной практики любого правителя государства и в любые времена.Необходимо принимать во внимание, что Макиавелли видел сутьгосударства в "общем благе", выражавшем общенациональные интересы.

В этом контексте и "народ" для него совпадал не только с21зажиточными горожанами, но и с более широкой человеческой массой (la moltitudine), которая, как утверждал автор «Рассуждений»,даже мудрее и постояннее реального главы государства. Отсюдаубеждение, что глас народа — глас божий. Государь, политиквообще должен проявлять гибкость, постоянно учитывать изменчивость времен. Он бывает вынужден прибегать и к любой жестокости, но она ни в коем случае не может оставаться некоей самоцелью, а должна соответствовать государственному интересу.

Автор«Государя» указывает, например, в этой связи (гл. VIII), что "жестокость жестокости рознь", что в ее применении прав только тотгосударь, который в целях безопасности государства совершает ееодин раз и по возможности больше уже к ней не возвращается.Очень печально, если жестокости в ходе правления множатся.В «Рассуждениях» также подчеркнуто, что насилие призвано исправлять, а не разрушать.6. ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВОЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГОВ развитии гуманистического движения в Англии большуюроль сыграл кружок Джона Колета (ок. 1467—1519), образовавшийся в Оксфордском университете. В этом кружке сложиласьпрограмма так называемого христианского гуманизма, направленная против злоупотреблений католической церкви и даже рассчитанная на ее реформу.

Она оказала значительное воздействие намировоззрение двух весьма ярких и разносторонних гуманистов,давно и прочно вошедших в историю философии, — Эразма Роттердамского и Томаса Мора.Дезидерий-Эразм из Роттердама (настоящее имя Герхардт Герхардс, 1469—1536), незаконнорожденный сын священника и егослужанки, в молодости монах одного из нидерландских монастырей, упорным трудом сумел получить блестящее филолого-гуманистическое образование. В конце XV в. он оказался в Лондоне истал одним из наиболее активных членов местного кружка Колета.В Лондон Эразм приезжал и в последующие годы. Не возвращаясьбольше на родину, он жил в Париже, Лувене, Кембридже, Брюсселе, Антверпене, Брюгге, Генте, Майнце, Фрейбурге, Базеле.

УмерЭразм в Базеле в 1536 г. Писатель огромного трудолюбия, Эразм,можно сказать, оставлял перо только на время непродолжительного сна, большую же часть бодрствования он посвящал чтению,писанию произведений и огромного числа писем, различным пометкам. Писал он, да и говорил по большей части только на латинском языке, обильно уснащая свои произведения греческими словами, выражениями, короткими фразами.

Филологи считают Эразмасамым выдающимся латинистом эпохи Возрождения, ибо он непросто возвратился к древнеримской латыни ее "золотого века", нои придал ей некоторые черты, сближавшие его латынь с европейскими языками нового времени.22MI-AB •ALBER.tCTTTVREH.O 'ADl ViVAAl • EFFiCIE..M. -DELIMIATAЭразм РоттердамскийЭразм, развернув масштабную литературно-издательскую деятельность, примерно с 10-х годов XVI в. до самой своей смертибыл общеевропейским (впрочем, за вычетом Италии) лидером гуманизма. Среди множества уже прославленных имен ДезидерийЭразм пользовался едва ли не наибольшими известностью и влиянием. Сила "республики ученых", слагавшейся как в различныхстранах, так и во всей Западной Европе, общественная сила знаниябыли уже столь велики, что император Священной Римской империи и испанский король Карл V, его соперник французский король Франциск I, английский король Генрих VIII, некоторые изримских пап (Павел III предлагал ему кардинальскую мантию), неговоря уже о менее значительных политических фигурах, искаливнимания и даже поддержки Эразма.

Эразм сделал множество переводов с древнегреческого на латинский язык. Важнейшим из нихстало первопечатное издание греческого текста Нового завета и еголатинский перевод вместе с написанным Эразмом обширным комментарием к Евангелиям (1517). Перевод этот заменил старый латинский перевод (так называемая Вульгата), изобилующий ошибками, многократно умноженными в бесчисленных комментарияхкатолических богословов и схоластов. Строго филологический подход Эразма к текстам Нового завета создавал предпосылки и длячисто исторического подхода к нему, и для его будущей секуляризации.

Уже в силу этого Библия (пусть и частично) была обращенапротив схоластики. Антисхоластические настроения Эразма, какэто имело место уже у ранних итальянских гуманистов, получилисвое отражение и в его глубоком интересе к идеям и произведениям"отцов церкви", которых он тоже издавал и переводил.Свое учение в целом Эразм чаще всего именовал "философиейХриста".

"Философия Христа" была уже достаточно полносформулирована в первом значительном произведении еще молодого Эразма — в «Руководстве христианского воина» (или«Кинжал...», 1501-1503). Программе, изложенной здесь, автор оставался верен до самой смерти. Традиционная метафора христианского воина наполнена сугубо моральным содержанием. В целомвера христианина (например, в индивидуальное бессмертие души)превышает возможности его разума, но эта вера должна вести его кнепрерывной борьбе с телесными соблазнами.

Она должна такжесочетаться с твердыми житейскими правилами и непрерывной борьбой за их осуществление."Философия Христа", призывавшая к возрождению идей иидеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью, погребенных под грудой обрядового формализма, впринципе доступна каждому человеку. Как подлинный гуманистЭразм не принимал тезиса ортодоксального христианства о радикальной испорченности человеческой природы первородным грехом.

Поэтому нормальный человек, подражая Христу, способенвозвышаться до идей, зафиксированных в Священном Писании.Наиболее прославленное произведение Эразма — знаменитая«Похвала глупости» (1510—1511). Здесь блестяще продемонстрированы его качества писателя-сатирика. Из этого произведенияможно многое узнать о его философских симпатиях и убеждениях.В монологе госпожи Глупости, напыщенно произносящей шутливую декламацию, восхваляющей себя, автор язвительно описываетразличные стороны современной ему жизни. Поскольку "большин10ство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад" [XIX] ,оказывается, что "в человеческом обществе все' полно глупости, вседелается дураками и среди дураков" [XXV]. Прихотью Глупости,лики которой бесчисленны (а едва ли не наиболее ярким проявлением Глупости служит человеческое самодовольство (filautia)), такили иначе руководствуются люди всех сословий и прослоек, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями.

Самымже печальным из них служит война. В своих произведениях Эразмне раз подчеркивал, что она может быть привлекательной лишьдля тех, кто ее не изведал. А в «Похвале глупости» он даже написал, что война обычно ведется всякого рода подонками общества[XXIII]. В сочинении «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного иповсюду сокрушенного» (1517) Мир скорбит о бедствиях, испытываемых вследствие раздоров и войн, порождаемых безумиемлюдей. Блага мира, к которым, казалось бы, только и должныстремиться христиане, перечеркиваются злом войны. Проблемаморальности снова возвращает нас в гущу жизни. Глупость не24только неотделима от нее, но и служит, можно сказать, ее синонимом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее