Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996

Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 2

PDF-файл Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 2 Философия (38329): Книга - 3 семестрМотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книг2019-05-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Его деятельность — ярчайший пример универсальных стремлений гуманистов, которые в принципе обращаютсяко всему человеку, стремясь постичь его во всей его сложности.Альберти — видный архитектор раннего Возрождения, он был также живописцем, поэтом, музыкантом. Вместе с тем он не толькопрактик, но и теоретик искусства, автор трактатов «Десять книг озодчестве» (1452), «Три книги о живописи» (1435-1436). Обобщаяопыт античной и современной ему архитектуры, углубляясь впроблемы искусства, он считал, что высшее эстетическое наслаждение доставляет красота, созданная самой природой. Учиться унее — первая задача художника.

В отличие от названных вышегуманистов Альберти интересовался и естественными науками, вособенности математикой, ибо хорошо видел ее необходимость дляархитектора, скульптора, живописца.Важной чертой гуманистического мировоззрения следует признать антиклерикализм, выражавшийся в резко критическом отношении к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленному ее корпусу. Бруни,а затем и Поджо Браччолини пишут диалоги «Против лицемеров»,в которых бичуют ханжество и развращенность не отдельных монахов, а монашества в целом. Сходные произведения создали идругие гуманисты, а разоблачение пороков профессиональныхносителей христианского вероучения стало одной из острых тем иххудожественных произведений, например «Декамерона» Бокаччо.2. АНТРОПОЦЕНТРИЗМЕсли религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом утверждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишьзатем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, ауж затем говорили о Боге (конечно, это произошло не сразу).Среди ряда проблем нового осмысления человека гуманистами одна из главных — это проблема человека как единства души и тела.Гуманист Манетти (1396-1459) стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке.

Прекрасен весь мир, созданныйБогом для человека, но вершина его творения — только человек,тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти "живые орудия", способные ковсякой работе! Человек — это "разумное, предусмотрительное иочень проницательное животное" (animal rationale, providium et sagax)2, однако в отличие от человека каждое животное способнолишь к какому-то одному занятию. Духовно-телесный человекстоль прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей.Христианско-монотеистический тезис о творении мира Богом длячеловека Манетти антропоцентрически заостряет против аскетической трактовки человека.Новые запросы человека и его многократно возросшаяактивность приводили гуманистов не столько к сближениючеловека с природой, сколько к сближению его с понятиемБога.

Для Манетти человек — "словно некий смертный бог"3, онкак бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творецвсего сущего, человек — творец великого и прекрасного царствакультуры, материальной и духовной. Манетти указывает на некоторые удивительные творения человека — египетские пирамиды,римские башни, купол Флорентийского собора, построенный Брунеллески незадолго до того, как Манетти написал свое произведение. Как поразительный пример человеческой изобретательностион называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествияхсвоих современников в Британском и других морях (за несколькодесятилетий до путешествия Колумба). Здесь также названы и произведения античной и ренессансной живописи, и поэтические творения, свидетельствующие о безграничной творческой одаренностичеловека.

Историческое значение антропоцентрического обожествления человека гуманистами рассматриваемой эпохи определяется итем, что они вместо "царства Бога" (regnum Dei), неосуществимогона земле, выдвинули идею "царства человека" (regnum hominis).роль в гуманистическом антропоцентризме играетt Огромнуюпонятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека. Рассмотренные аспекты гуманистического антропоцентризма находили наиболее общее свое выражение в моральноэтических построениях, рассуждениях, идеях, учениях, такили иначе ориентированных на соответствующие доктрины античных философов. Именно морально-этический аспект внаиболее общей форме выражен в studia humanitatis. И вполне закономерно, что гуманисты, начиная с Петрарки, не видели почтиникакой практической ценности в естественных науках (известноеисключение должно быть сделано здесь для Альберта), ибо ихабстрактная натурфилософская направленность, присущая к томуже многим средневеково-схоластическим доктринам, действительно,уменьшала возможность их практического применения.Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и,что еще более важно, равенства всех людей, независимо от ихрождения, от их принадлежности к тому или иному сословию.

УжеПетрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть(virtus) должны быть сильнее фортуны (фортуна и доблесть борются за человека). Определение человеческой личности черезличные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не черезродовую принадлежность к тому или иному сословию, возможно,наиболее ярко высветило роль гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, отрицавшего общество феодальносословное.Выдающимся гуманистическим философом раннего Ренессансабыл Лоренцо Валла (1407-1457), родившийся в Риме.

Еще молодым человеком он преподавал в университете Павии (1430).Учение Эпикура, особенно ненавистное для христианских философов, стало к этому времени широко известным среди итальянскихгуманистов благодаря находке Поджо Браччолини — поэме Лукреция «О природе вещей». В философию гуманизма Валла вошелпрежде всего как автор трактата «О наслаждении» (1431; его новую, более обширную редакцию автор назвал через два года «Обистинном и ложном благе»). В течение ряда последующих лет Валла состоял при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского,находившегося в длительном конфликте с римским папой ЕвгениемIV (1431-1447) из-за обладания Неаполем и Южной Италией.В это время он написал ряд произведений, сыгравших большуюроль в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии и философии.

Среди них — «Диалектические опровержения,или Обновление всей диалектики и оснований универсальной философии» (1433-1439), «О монашеском обете», «О свободе воли»(1442), «О красотах латинского языка» (1435-1444) и др.Как антиклерикал Валла выступал против светской властиримских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахронистичность монашества как его главного официального носителя.Ему пришлось иметь дело с инквизицией. Римский гуманист былязвительным, убежденным, смелым и ловким бойцом.

В духе доктрины двух истин подобно многим гуманистам Валла фактическиигнорировал теологию, рассматривая религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакойрационализации, никакому логическому, "диалектическому" осмыслению.

Отсюда враждебное отношение Баллы к схоластическойметафизике как праздному занятию, тщетно стремящемуся сделатьпонятным то, что не может, да и не должно быть понято. Отсюда иего иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому,которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. Эта общефилософскаяпозиция определила и его логико-гносеологические воззрения в«Диалектических диспутах» (1494).В полном соответствии с морализаторскими стремлениями подавляющего большинства его единомышленников Балла обратился к этике эпикуреизма, как он ее понимал, для обоснованияполноценности жизни человека, духовное содержание которой, поего антиаскетическому убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. В одном месте своего произведения автор даже сожалеет о том, что учеловека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот органовчувств! Его общефилософские представления натуралистичны.

Попримеру античных атомистов он называет природу "учительницей"и "вождем жизни".3. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПЛАТОНИКИОсновой антисхоластической оппозиции итальянских гуманистов, начиная уже с Петрарки, был платонизм.Платонизация христианства во второй половине XV в., сталаособенно интересной и весьма яркой страницей в развитии философии итальянского (и европейского) гуманизма, ибо в контекстетакой платонизации философская мысль выбивалась из рамокмонотеистического креационизма и формулировала новые, весьмапродуктивные идеи.Главой флорентийской Академии был Марсилио Фичино(1433—1499). Влюбленность в платонизм не помешала ему статьслужителем католической церкви, а довольно свободная вероисповедная атмосфера Флоренции позволяла посвящать некоторые изсвоих проповедей в храмах "божественному Платону" (дома ондаже ставил свечу перед его бюстом).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее