Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 9
Описание файла
Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Собственно философских произведений Парацельс не создал, выражая свои мировоззренческие идеи в32сочинениях на медицинские, фармацевтические, химико-алхимические, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его философских интересов, как и у многих другихгуманистов, находился человек в его отношении к Богу, природе исоциальному миру.Парацелъса можно считать родоначальником немецкойнатурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, которая опиралась на философию, астрологию, алхимию и теологию. Характерна и глубокая неудовлетворенностьПарацельса состоянием современной ему медицины, ориентировавшейся на древние и средневековые авторитеты. В программе своихкурсов по медицине, объявленной им в июне 1527 г.
в Базельскомуниверситете, он писал, что большинство тогдашних врачей к величайшему вреду для их пациентов "слишком рабски прикованы ксловам Гиппократа, Галена, Авиценны и других, как если бы онибыли оракулами, вещающими с треножника Аполлона... Таким путем можно достичь блестящих докторских степеней, но подлиннымврачом никогда таким образом не станешь. Врачу потребны не титулы, не красноречие, не знание языков, не чтение многочисленных книг, но только глубочайшее знание вещей природы и еетайн"7. Таким образом, подлинного врача создают как большаядобросовестная опытность, так и углубленность в тайны природы.Они вполне могут быть открыты человеку, который "проводит своидни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет вБоге и в природе"8.В контексте такого примитивного аналогизма и в интересах медицинской науки Парацельс, опираясь на многовековую практикуалхимии, наряду с традиционными стихиями древней физики —землей, водой, воздухом и огнем — признавал наличие трех универсальных начал: ртути, соответствующей духу, соли — телу, исеры — душе.
Нарушение нормального соотношения этих начал вчеловеческом организме приводит его к различным заболеваниям.Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму закономерно приводил немецкого врача и философа к убеждению в том, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. Сколь ни примитивны такого рода представления,опираясь на них, Парацельс ввел в медицинскую практику новыеэффективные медикаменты.Его интерес к алхимии дополнялся и интересом к магии. В сущности, сама медицина представлялась ему натуральной магией.
Одним из закономерных следствий фундаментальной идеитождества макро- и микрокосма у Парацельса стало также его гилозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы.В каждой ее частице пребывает некий архей ("начальник"), распознание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к явлениям природы, особенно эффективный при лечении заболеваний.К середине и второй половине XVI в. среди гуманистическойинтеллигенции в Италии усиливались стремления к углубленному33_и достоверному познанию природы, противопоставленные умозрительным и практически бесперспективным построениям схоластики,опиравшейся на Аристотеля.
Весьма ярким выражением такихстремлений стали деятельность и доктрина Бернардино Телезио(1509-1588). Получив хорошее классическое образование, обучавшийся в Падуанском университете медицине и философии, Телезиоосновал в своем родном городе Козенце (недалеко от Неаполя)ученое общество, своего рода академию, деятельность которой, вотличие от существовавшей некогда Флорентийской академии состояла не в изучении и культивировании платоновского учения илидругих философских доктрин античности, а в наблюдении и исследовании самой природы.
Свою натурфилософскую доктрину Телезио изложил в сочинении, в самом названии которого сформулирована его философская программа: «О природе вещей согласно еесобственным началам» («De rerum natura juxta propria principia»,Неаполь, 1565; 1586).Когда Телезио перешел к осмыслению картины природы в целом — а в этом и состоит главная задача всякой натурфилософии,— то вынужден был обратиться к античным натурфилософскимидеям, в которых качественная интерпретация природы резко преобладала над количественной.
Многовековая традиция может оказаться сильнее всякой методологии, в особенности односторонней,которую очень трудно проводить последовательно. Но Телезио попал под влияние не платоновско-неоплатонической традиции (преобладавшей у ренессансных философов XV—XVI вв., отвергавшихсхоластизированный аристотелизм), а традиции стоицизма.Антропология Телезио в принципе натуралистична.
Жизненныйдух (spiritus), присущий как животному, так и человеческому организму, соединяет их с мировым теплом (в котором можно видетьи одну из трансформаций стоической пневмы — теплого дыхания,пронизывающего весь мир). Правда, познавательная способностьпринадлежит собственно разумной душе (aniina rationalis), но онав своих действиях всегда связана с телом, поскольку чувства Телезио рассматривает как главный, определяющий источник познавательной деятельности человека. Интересный ренессансный вариантэтики стоицизма представляют собой и этические воззрения Телезио. Принцип самосохранения, которому подчинено поведениевсех природных начал и вещей, распространяется и на человека(получая именно здесь свою наиболее убедительную конкретизацию).
В человеческом мире данный принцип выражает уже сугубоиндивидуалистическое начало социальной жизни. Однако кардинальное отличие человека от животного (не говоря уже о болеенизких организациях) выражается в поступках, присущих человеку как сугубо моральному существу (например, его способностьотказаться от достижения собственных интересов и даже пожертвовать своей жизнью). Такая способность не может быть связанадаже с разумной душой, ориентированной на чувственную деятельность. Для ее объяснения Козентинец допускает существование34другой, "высшей" души, некоей "сверхдобавочной формы" (formasuperaddita), непосредственно происходящей от Бога.4.
НАТУРФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНОВпечатляющие и глубокие результаты натурфилософия Возрождения получила в творчестве итальянского философа, ученого ипоэта Джордано Бруно (1548-1600). Жизнь этого горячего, искреннего и бескомпромиссного поборника истины стала предметоммногочисленных философских осмыслений и художественных изображений. Родившись в местечке Нола (недалеко от Неаполя, отсюда его самоименование — Ноланец), в семье мелкого дворянина,он еще юношей стал монахом доминиканского монастыря.
Богословское образование оказалось бессильным перед идеями гуманизма, философии и науки, почерпнутыми Бруно в личных контактахи в книгах богатой монастырской библиотеки. Конфликт с начальством закончился бегством Бруно из монастыря. Начались годыскитаний молодого философа по городам Италии, затем Франции.Лекции в университетах Тулузы и Парижа сопровождались диспутами с носителями схоластической рутины и конфликтами с ними.Примерно то же самое происходило и в Англии (в Лондоне и Оксфорде). Контакты же с гуманистами и учеными, напротив, быливесьма плодотворными.
Бруно — плодовитый писатель. В 1584—1585 гг. в Лондоне он опубликовал шесть диалогов на итальянскомязыке, где изложил систему своего мировоззрения. Важнейшие изних для истории философии — «О причине, начале и едином» и«О бесконечности, вселенной и мирах». Едкое сатирическое изображение схоластического педантизма и богословской учености внекоторых из этих диалогов стало одной из главных причин отъезда Бруно из Англии. Вскоре уже из Франции Бруно перебираетсяв Германию. Он читает лекции в университетах Виттенберга и других городов империи. К концу 1590 г. философ завершает новыйцикл своих работ — «О безмерном и неисчислимых», «О монаде,числе и фигуре», «О тройном наименьшем и мере» (напечатаны воФранкфурте в 1591 г.).
Все эти сочинения — латинские поэмы, содержащие, однако, и прозаические тексты. (Мы назвали отнюдь невсе произведения Бруно, имеющие значительное философское содержание.) Приезд Бруно в Венецию (он рассчитывал получитькафедру математики в знаменитом Падуанском университете) оказался роковым,^ Философ был предательски выдан местной инквизиции в мае 1У52 г., а примерно через год по требованию римскойинквизиции и самого папы он оказался в ее застенках. Нескольколет инквизиторы добивались у Бруно отречения от его "еретических" философских идей.
Раскаяние спасло бы ему жизнь. Но Бруно проявил бескомпромиссность, не отрекся ни от одной из своихидей. Инквизиционное судилище приговорило его к сожжению накостре. Источники донесли до нас гордые слова изможденного и35измученного философа: "Быть может, вы с большим» страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!"Основным естественнонаучным источником натурфилософскойдоктрины Ноланца стала гелиоцентрическая астрономия Коперника. Ее он прежде всего и защищал в своих многочисленных диспутах и спорах со сторонниками традиционной аристотелевско-схоластической системы мира. Космологическая доктрина -г одна изглавных компонент натурфилософии Бруно.