Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996

Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 8

PDF-файл Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)), страница 8 Философия (38329): Книга - 3 семестрМотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996 (Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книг2019-05-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Мотрошилова Н.В. (ред.) - История философии Запад-Россия-Восток.Книга 2-1996" внутри архива находится в папке "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)". PDF-файл из архива "Н.В. Мотрошилова - История философии Запад-Россия-Восток. В четырех книгах (2000)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Она"столь усладительна и неистощима в разнообразии, что среди деревьев одной и той же породы ни одного не найдется растения, которое вполне походило бы на другое, и не только растения, но иветвей, и листьев, и плода не встретится ни одного, который бы вточности походил на другой"4. Автор «Моны Лизы» (Джоконды),«Тайной вечери» и других бессмертных шедевров живописи далкрайне редкий пример гармоничного соединения в одной личностигениального живописца и великого ученого.

Пропорции человеческого тела он изобразил как великолепный анатом, а неповторимость и красоту человеческой души в своих картинах — как глубокий психолог.282. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XV-XVI вв. НИКОЛАЙКОПЕРНИКВажнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с самого начала своеговозникновения была астрономия. В эпоху Возрождения могучиеимпульсы астрономии, способствовавшие развитию науки и практики, исходили из области мореплавания, приобретшего всемирныемасштабы и требовавшего все более точной ориентировки.

Все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной мировоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ейПтолемеем. В этот спор мировоззрений и включился великий польский астроном и философ Николай Коперник (1473-1543).Коперник учился в Краковском университете (1491-1496), в котором тогда было уже весьма ощутимо влияние гуманизма.

Особоезначение для формирования научных интересов юного Николаяимела существовавшая там астрономическая и математическая школа. По завершении образования в Кракове он приехал в Италию,где в течение восьми лет изучал астрономию, философию, медицину и право, овладел древнегреческим языком в университетах Болоньи, Падуи (где он слушал Помпонацци) и Феррары. По возвращении в Польшу Коперник, числившийся на церковной службе,которая давала ему средства к существованию, посвятил жизньмногообразным научным занятиям и административной деятельности. Но главным делом его научной жизни стала астрономия. Ужев Италии, изучив философско-космологические и астрономическиеидеи античных философов и ученых, он убедился в ложности теории Аристотеля-Птолемея.

Первым литературным опытом, в котором Коперник в самой общей форме выразил это свое убеждение,было совсем небольшое произведение «Очерк нового механизмамира» или «Малый комментарий» (примерно 1505-1507). В последующие годы по мере все более тщательных наблюдений неба, движения планет его убеждение крепло, получая астрономическую иматематическую конкретизацию. Он не скрывал своих воззрений,однако главный труд его жизни «Об обращении небесных сфер»(«De revolutionibus orbium coelestium») был издан лишь перед егосмертью.Главная идея этого великого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит в положениях о том,что Земля, во-первых, отнюдь не составляет неподвижного центравидимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

ВращениемЗемли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, атакже видимое вращение звездного неба. Обращением же Земливокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительнозвезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое29^усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, петли, описываемые планетами среди звезд, — следствие того, что мынаблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т. е. не с Солнца, а с Земли.

Польский астроном первым установил, что Луна обращается вокруг Земли, будучи ееспутником. Одно только перемещение местоположений Солнца иЗемли позволило значительно упростить схему движений планетвокруг нового центра мира.Автор «Обращения небесных сфер» в духе эпохи воспринималсвою астрономическую доктрину как философскую. Надо полагать,прежде всего потому, что первоначальную, наиболее общую инспирацию к своему открытию он получил, прямо познакомившись сидеями древнегреческих пифагорейцев (а также косвенно — через«Энеиду» Вергилия и поэму Лукреция Кара). Размышляя о возможной форме Земли, Коперник в главе III первой книги своеготруда упоминает о всех тех фигурах, которые приписывали Землепервые древнегреческие "физиологи" (этим аристотелевским словом он сам их иногда называет) от Анаксимандра до Демокрита, иприходит к заключению, что ее следует принимать как совершеннокруглую (что тоже утверждали некоторые античные философы).Другие античные философские идеи, например платоновско-неоплатоническую идею мировой души, Коперник переосмысливал вдухе своего гелиоцентризма, утверждая в главе X той же книги,что такого рода душой, или правителем мира, называли именноСолнце.

В духе телеологизма, столь характерного для органицизмаплатоновско-аристотелевской традиции и даже усиленного в схоластической философии, Коперник в том же месте своего главноготруда следующим образом обосновывает гелиоцентризм: "В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасныйэтот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом,5лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой?" .Наиболее прогрессивной и радикальной стороной коперниканской космологии и астрономии, на основе которой в дальнейшембыли преодолены названные выше аристотелевско-птолемеевскиепредставления, стало глубокое убеждение автора «Обращения небесных сфер» в том, что разработанная им система позволяет"с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим"6.

Рождалось детерминистско-механистическое мировоззрение в его противоположностителеологическо-органистическому. Ему предстояло широко распространиться в следующем столетии. Коперник поместил в фокус мироздания Солнце и объявил Землю не привилегированной, а "рядовой" планетой его системы, закономерности которой оказывалисьодинаковыми на всей громадной ее протяженности.

Эта радикальная тенденция коперниканской космологии и астрономии сталаособо опасной для традиционного христианско-схоластическогомировоззрения, ибо подрывала основные его устои, но она проявилась не сразу, а в ходе дальнейшего развития коперниканской30астрономии. Для прогрессафилософско-рационалистическогосознания в целом идея гелиоцентризма оказалась весьма плодотворной, стимулировавшей к преодолению чувственной видимостиобыденного сознания, уверенного в неподвижности Земли и ежедневном движении вокруг нее Солнца.Великий немецкий астроном, математик, физик и философИоганн Кеплер (1571—1630) творил уже на исходе эпохи Возрождения.

Его астрономические открытия и научные идеи стали однимиз важнейших звеньев научного и философского развития новоговремени. Для работ Кеплера характерен противоречивый идейнофилософский контекст, из которого вырастали его научные идеи,прежде всего астрономические.С юности он стал сторонником теории Коперника. Первое произведение Кеплера «Предвестник космографических сочинений, содержащий космографическую тайну об удивительном соотношениипропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, ихвеличинах, о периодических их движениях, общих и частных, объясненную из пяти правильных геометрических тел» (1596) было•результатом его раздумий над коперниканской доктриной, в объективности которой он никогда не сомневался. Более века после выхода этого великого произведения самые видные астрономы подчасне решались признавать гелиоцентризм объективной истиной (например, известный датский астроном XVI в. Тихо де Браге (1546—1601), на протяжении десятилетий прослеживавший пути светил изаписывавший свои наблюдения).Название важнейшего произведения Кеплера тоже пифагорейское — «Гармонии мира» (1619).

Здесь был сформулированнаиболее сложный третий закон Кеплера, установившийматематически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Темсамым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплерас пифагорейской идеей гармонии, получило строго научную формулировку. Сама идея пифагорейцев относительно числовой гармонии, которую могут воспринимать мудрецы с особо тонким слухом,к тому времени существовала уже два тысячелетия. Но математически безупречные законы, управлявшие движением светил, были сформулированы впервые.Ход "космических часов" был отражен в составленных Кеплером «Рудольфинских таблицах», законченных в 1624 г. и давшихвозможность наиболее точной за всю предшествовавшую историюастрономии предвычислений движения планет. За несколько лет доэтого Кеплер опубликовал (в трех выпусках) учебник коперниканской астрономии, в котором отразил и свои открытия.

Этот учебник тут же был внесен в папский «Индекс запрещенных книг».Однако научная астрономия была создана, и это отразилось на последующем естествознании и философии.313. ОРГАНИСТИЧЕСКАЯ И ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯНАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСАДругим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли стала натурфилософия, развивавшаяся в XVI в.все более интенсивно по мере того, как теряла авторитет аристотелевско-схоластическая интерпретация природы и возрастал интереск другим, неаристотелевским ее истолкованиям. Для натурфилософии Ренессанса в целом характерны не столько методологическиеизыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественноестремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющихкартин природно-космической жизни.

Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей античнойфизики (хотя уже в позднем, римском стоицизме появился и синонимичный латинский термин philosophia naturalis, которому толькос конца XVIII в. в связи с деятельностью Шеллинга стал соответствовать термин "натурфилософия").Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм ренессансной философской мысли.

Причем общая тенденцияэтого процесса вела тогдашних философов природы ко все болеепоследовательному подчеркиванию натуралистических черт пантеизма. Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из ее пантеистической позиции и во многом порождавшейее, была также идея тождества микрокосма и макрокосма. Общуючерту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматриватьи в преобладании качественной интерпретации природы.Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базефундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно сверхъестественным, могут служить воззрения и деятельность немецкоговрача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фонГогенхейма, более известного под псевдонимом Парацельс (14931541).Учившийся в немецких, французских и итальянских университетах, бывший затем профессором медицины в Базеле и других городах, он работал также и в других странах Европы в качестве какучителя медицины, так и практикующего врача, завоевавшегобольшое доверие.

Демократические симпатии Парацельса, приводившие его в эпоху Крестьянской войны в Германии и в последующие годы к конфликтам с властями, сочетались у него с глубокиминтересом к приемам и средствам народной медицины, с изучениемцелебной силы трав и минералов. Характерно также, что свои произведения он писал преимущественно на немецком языке, на котором вел и свое преподавание.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее