Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
– Т. I:5 (22). – С. 111-113);Жильсон Э. Дух средневековой философии / пер. с фр. Г.В. Вдовиной. – М., 2011. – 560 с. (см.также рецензию на эту книгу: Шилов Е., свящ. Рецензия на книгу: Жильсон, Этьен. Духсредневековой философии / пер. с фр. Г. В. Вдовиной. – М.: Институт философии, теологии иистории св. Фомы, 2011. – 560 с. // Вестник ПСТГУ. – 2013. –Т. I:3 (47). – C. 149-151); Стамп Э.Аквинат / пер. с англ. Г.В. Вдовиной. – М., 2013 (также см.: Шилов Е., свящ.
Рецензия на книгу:Стамп, Элеонор. Аквинат / пер. с англ. Г.В. Вдовиной. – М.: Языки славянской культуры, 2013. –352 с. // Вестник ПСТГУ. – 2014. –Т. I:7 (51). – C. 149-151).42и трансформацию в христианском сознании. Все эти предпосылки имеютопределенную историю, выявлению и анализу которой и посвящено данноедиссертационное исследование.Степень научной разработанности проблемы.
Наследие Фомы Аквинскогов мировой науке рассмотрено достаточно подробно и практически досконально.Существуют отдельные исследования, посвященные сопоставлению и анализувлияния на Фому определенных философских школ или отдельных философов3.Также достаточно полно рассмотрены учения о душе у Платона, Аристотеля, ИбнСины и Альберта Великого. В данной работе, учитывая современные исследования поданной теме, дана общая система всех философских школ и направлений, которыевпоследствии будут трансформированы Фомой в его учении о природе души. И еслидругие исследователи рассматривали учение о душе у одного конкретного автора иливыделяли определенное влияние предыдущего автора, то здесь ставится задачасвязать все эти звенья цепи воедино и рассмотреть взаимную обсуловленность ивзаимосвязь двух философских парадигм в их трансформации и рецепциипоследующей философско-богословской традицией вплоть до эпохи Фомы.Существуют отдельные исследования, посвященные учению о душе у ФомыАквинского.
Этой теме был посвящен международный научный конгресс, прошедшийв Милане в 1987 г., на основании которого впоследствии был выпущен сборник срядом новейших исследований по этой теме: например, статья Бернардо Эстрада,посвященная учению Фомы о душе по комментариям на Новый Завет4, статьиФранческо Ла Скала5, Маргита Шелла6, статья Сантино Кавашути7 о душе какПолную библиографию по Фоме Аквинскому можно найти в: Mandonnet P., Destrez J.Bibliographie Thomiste.
–P., 1960 (Bibliothèque Thomiste. T. I); Miethe T.L., Bourke V.J. ThomisticBibliography, 1940-1978. – Westport, Connecticut; London, 1980; Ingardia R. Thomas Aquinas.International Bibliography 1977-1990. – Bowling Green State University, 1993; Steenberghen, Fernandvan.
Philosophie des Mittelalters. – Bern, 1950 (Bibliographische Einführungen in das Studium derPhilosophie. 17); Wyser, Paul, O.P. Der Thomismus. – Bern, 1951 (Bibliographische Einführungen indas Studium der Philosophie. 15/16).4См.: Estrad, Bernardo. L’anima Nei Commenti Di San Tommaso D’Aquino Sul Nuovo Testamento //L’anima Nell’antropologia Di San Tommaso D’Aquino IX: Atti del Congresso Societá InternazionaleSan Tommaso D’Aqiono. – Milano, 1987. – P.
267-275.5La Scala, Francesco. Il Pensiero Di San Tommaso D’Aquino Sull’anima // L’anima Nell’antropologiaDi San Tommaso D’Aquino IX: Atti del Congresso Societá Internazionale San Tommaso D’Aqiono. –Milano, 1987. – P. 277-281.6Széll, Margit. Sándor Horváth O.P // L’anima Nell’antropologia Di San Tommaso D’Aquino IX: Attidel Congresso Societá Internazionale San Tommaso D’Aqiono. Ed.
Abelardo Lobato. – Milano, 1987.7Cavaciuti, Santino. La Critica del Concetto Di Anima-sostanza Nel Primo Spiritualismo Ottocentesco //L’anima Nell’antropologia Di San Tommaso D’Aquino IX: Atti del Congresso Societá InternazionaleSan Tommaso D’Aqiono. – Milano, 1987. – P. 511-520.53субстанции, статья Микеле Кучуфо о двух сторонах человеческой души8 и ряд других.Вопрос о природе человеческой души также рассматривается в большинстве общихисследований, посвященных Фоме9, и, в особенности, в исследованиях,затрагивающих учение о человеке, душе или связи души и тела в произведенияхАквината10. В этих работах авторы рассматривают разные стороны и аспектытомистского учения о душе, в то время как генезис и развитие философскобогословских предпосылок, легших в основание будущего томистского синтеза, вкомпексном виде не рассматривается.Наконец, нельзя не упомянуть ряд компаративистских исследований,сопоставляющих учение Фомы с предшествующими философскими и богословскимиCuciuffo, Michele.
I Due Poli Dell’anima Umana, Transcendenza e Immanenza // L’animaNell’antropologia Di San Tommaso D’Aquino IX: Atti del Congresso Societá Internazionale SanTommaso D’Aqiono. – Milano, 1987. – P. 539-546.9Aertsen, Jan. Nature and Creature. Thomas Aquina`s Way of Thought.
(Studien und Texte zurGeistesgeschichte des Mittelalters) – Bd. XXI – Leiden; N.Y.; Köln, 1988; Chenu M.-D., O.P.Introduction a l`étude de Saint Thomas d`Aquin. – Montréal; Paris, 1954; Elders, Leo J., S.V.D. ThePhilosophical theology of St. Thomas Aquinas.
(Studien und Texte zur Geistesgeschichte desMittelalters) – Bd. XXVI – Leiden; N.Y.; Köln, 1990; Sertillanges A.-D. St. Thomas d`Aquin. – T. I,II. – Paris, 1910; The Theology of Thomas Aquinas / еd. by Rik van Nieuwenhove and JosephWawrykow. – Notre Dame, Indiana, 2005; Weisheipl, James A., O.P.
Friar Thomas d`Aquino. HisLife, Thought and Works. – Oxford, 1975.10См., напр.: Bernath, Klaus. Anima forma corporis. Eine Untersuchung über die ontologischenGrundlagen der Anthropologie des Thomas von Aquin. (Abhandlungen zur Philosophie, Psychologieund Pädagogik) – Bd. 57. – Bonn, 1969; Brennan, Robert Edward, O.P. Thomistische Psychologie.Eine philosophische Analyse der menschlichen Natur. (Die deutsche Thomas-Ausgabe) – Bd.
1. –Heidelberg; Graz; Wien; Köln, 1957; De la Bouillerie. L`homme, sa nature, son âme, ses facultés et safin d`après la doctrine de saint Thomas d`Aquin. – Paris; Bruxelles, 1879; Kläden, Tobias. Mit Leibund Seele… Die mind-brain-Debatte in der Philosophie des Geistes und die anima-forma-corporisLehre des Thomas von Aquin.
(Ratio fidei. Beiträge zur philosophischen Rechenschaft der Theologie)– Bd. 26. – Regensburg, 2005; Klünker Wolf-Ulrich, Sandkühler Bruno. Menschliche Seele undkosmischer Geist. Siger von Brabant in der Auseinandersetzung mit Thomas von Aquin. Mit einerÜbersetzung der Schrift Sigers De anima intellectiva (Über die Geistseele). (Beiträge zurBewussteinsgeschichte) – Bd. 3– Stuttgart, 1988; Klünker, Wolf-Ulrich. Selbsterkenntnis der Seele. ZurAnthropologie des Thomas von Aquin. (Beiträge zur Bewusstseinsgeschichte hrsg. für das Friedrichvon-Hardenberg-Institut von Karl-Martin Dietz) – Bd.
7. – Stuttgart, 1990. Lʼanthropologie de SaintThomas. – Fribourg, 1974; Mundhenk, Johannes. Die Seele im System des Thomas von Aquin. EinBeitrag zur Klärung und Beurteilung der Grundbegriffe der thomistischen Psychologie. – Hamburg,1980; Pegis, Anton Charles. St. Thomas and the Problem of the Soul in the Thirteenth Century. –Toronto, 1934; Schenk, Richard. Die Gnade vollendeter Endlichkeit. Zur transzendentaltheologischenAuslegung der thomanischen Anthropologie. (Freiburger theologische Studien) – Bd.
135. – Freiburg;Basel; Wien, 1989; Seidl, Horst. The Concept of Person in St. Thomas Aquinas: A Contribution toRecent Discussion // The Thomist: A Speculative Quarterly Review. – Vol. 51. – 1987. – P. 435-460;Grabmann, Martin. Das Seelenleben des Heiligen Thomas von Aquin. Nach seinen Werken und denHeiligsprechungsakten dargestellt. (Der katholische Gedanke) – Bd. VII. – München, 1924.68традициями. Например, с Аристотелем11, неоплатонической традицией12,аристотелевскими комментаторами (Темистием13), блаженным Августином14,Немезием Эмесским15, Ибн Синой (Авиценной)16, Маймонидом17, Аль-Газали18Альбертом Великим19.
Но и в этих работах, посвященных частным и частичнымсвязям Фомы с предыдущими традициями, не проводится задача соединить этитрадициивединоецелоеивыявитьнаиболеезначимыепарадигмы,сформировавшиеся к эпохе Позднего Средневековья.Elders, Léon, S.V.D. Saint Thomas d`Aquin et Aristote // Revue thomiste, 96e année. – T.LXXXVIII. – 1988.
– № 3. P. 357-376; Pegis, Anton C. St. Thomas and the Coherence of theAristotelian Theology. // Medieval Studies. – 1973. – Vol. XXXV. – P. 67-117; Pelster F., S.I. DieÜbersetzungen der aristotelischen Metaphysik in den Werken des hl. Thomas von Aquin. Ein Beitrag// Gregorianum. Commentarii de re theologica et philosophica.
Anno XVI. – 1935. – Vol. XVI. – S.325-348, 531-561; Pelster F., S.I. Die Übersetzungen der aristotelischen Metaphysik in den Werkendes hl. Thomas von Aquin // Gregorianum. Commentarii de re theologica et philosophica. AnnoXVII. – 1936. – Vol. XVII. – S. 377-406.12D`Ancona Costa, Cristina. Saint Thomas lecteur du “Liber de causis”. Bilan des recherchescontemporaines concernant le “De causis” et analuse de l`interprétation thomiste // Revue thomiste.
–1992. – T. 92, n. 3. – P. 785-817; Elders, Léon, S.V.D. Saint Thomas d`Aquin et la métaphysique du«Liber de causis» // Revue thomiste. – 1989. – T. 89, n. 1. – P. 427-442.13De Aorte, Marcel. Themistius et Saint Thomas d`Aquin. Contribution à l`étude des sources et de lachronologie du Commentaire de Saint Thomas sur le DE ANIMA // Archives d`histoire doctrinale etlittérraire du Moyen Age. – 1932. – P. 47-83.14Di Somma, Ianuarius.
De naturali participatione divini luminis in mente humana secundum St.Augustinum et St. Thomam // Gregorianum. Commentarii de re theologica et philosophica. Anno VII. –1926. – Vol. VII. – P. 321-338; также см.: Dinkler, Erich. Die Anthropologie Augustins.
(Forschungenzur Kirchen- und Geistesgeschichte) – Bd. 4. – Stuttgart, 1984; Hertling, G. Frhr. von. Augustinus-Citatebei Thomas von Aquin. – München, 1904. – S. 535-602.15Dobler, Emil. Falsche Väterzitate bei Thomas von Aquin: Gregorius, Bischof von Nyssa oderNemesius, Bischof von Emesa? Untersuchungen über die Authentizität der Zitate Gregors von Nyssain den gesamten Werken des Thomas von Aquin. – Bd. 27– Freiburg, 2001; Dobler, Emil.