Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
– Вerlin; Frankfurt/M., 1948.42Friedländer P. Platon. – Bd. 1–3. Berlin; N.Y., 1958–1969.43Allen R.E. (ed.). Studies in Plato’s Metaphysics. – L., 1965.44Gaiser K. Platon’s Ungeschriebene Lehre. – Stuttgardt, 1968.45Guthrie W.К.С. A History of Greek Philosophy. – Vol. 4-5. – Cambrige, 1975–1978. На русскийязык к сегодняшнему дню переведены первые два тома: Гатри У.К.Ч. История греческойфилософии: в 6 т. – Т. 1: Ранние досократики и пифагорейцы.
– М., 2016; – т. 2:Досократовская традиция от Парменида до Демокрита. – М., 2017. Также ср.: Guthrie, W.K.C.A History of Greek Philosophy (Plato – The Man & His Dialogues – Earlier Period). – CambridgeUniversity Press, 1986; Guthrie, W.K.C. A History of Greek Philosophy (Later Plato & theAcademy). – Cambridge University Press, 1986.46Vlastos G. Platonic Studies. – Princeton, 1981.103435Вайллера47, Тигерштедта48, К.Ф. Германна49, А. Е. Тайлора50, «Кембриджскоевведение в Платона» под редакцией Краута51.
В отношении платоновского учения одуше следует упомянуть исследование Генриха Барта «Душа в философииПлатона»52, а также работу Эндре Иванка «Plato christianus», посвященноевосприятию платоновских концепций последующими философами и богословами53.Этой же теме рецепции платоновской парадигмы посвящен ряд статей РаймондаКлибанского54 и сборник статей «Платонизм в философии Средневековья» подредакцией Вернера Байера Вальтса55.Библиография по Аристотелю во много раз превосходит библиографиюПлатона. Из отечественных работ – это исследования Г.Ф.
Александрова56, В.П.Зубова57, А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи58, Б.А. Фохта59, А.Н. Чанышева60, С.Н.Трубецкого61, а также статья «Аристотель» в «Православной энциклопедии»62. Такжеследует отметить диссертацию на соискание ученой степени кандидата философскихнаук «Учение Аристотеля о душе как субъекте познания и его судьба взападноевропейской философии» И.В. Макаровой63.
В этом исследовании автор послеWyller E.A. Der späte Platon. – Hamburg, 1970.Tigerstedt Ε.Ν. Interpreting Plato. – Stokholm, 1977.49Hermann K.F. Geschichte und System der Platonischen Philosophie. – Heidelberg, 1839.50Taylor, A.E. Plato: The Man and his Work. – Dover Publishing, 2001.51Kraut R. (ed.). Cambridge Companion to Plato. – Cambridge, 1992.52Barth, Heinrich. Die Seele in der Philosophie Platons. – Tübingen, 1921.53Ivanka, Endre. Plato christianus.
Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. –Einsiedeln, 1964.54Klibansky, Raymond, M.A. The Continuity of the Platonic Tradition during the Middle Ages. Outlinesof a Corpus Platonicum Medii Aevi. – London, 1939; Klibansky, Raymond, M.A. The Continuity of thePlatonic Tradition During the Middle Ages. I: Outlines of a Corpus Platonicum Medii Aevi.
– London,1937; Klibansky, Raymond. Plato’s Parmenides in the Middle Ages and the Renaissance. A Chapter inthe History of Platonic Studies. – Millwood; New York, 1988.55Platonismus in der Philosophie des Mittelalters / hrsg. von Werner Beier Waltes. (Wege derForschung) – Bd. CXCVII. – Darmstadt, 1969.56Александров Г. Ф. Аристотель (философские и социально-политические взгляды). – М., 1940.57Зубов В.П. Аристотель: Человек.
Наука. Судьба наследия. («Научно-биографическая серия»)– М., 1963.58Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. (Жизнь замечательных людей) – М., 2005.59Фохт Б.А. Lexicon Aristotelicum (Пособие для изучения Аристотеля как в подлиннике, так и врусском переводе). Краткий лексикон важнейших философских терминов, встречающихся впроизведениях Аристотеля // Историко-философский ежегодник-97. – М., 1999.
– С. 39-74.60Чанышев А.Н. Аристотель. Изд. 2-е, доп. – М., 1987.61Трубецкой С.Н. Курс древней философии. – М., 1997.62Глухов А.А., Михайлов П.Б., Шичалин Ю.А. Аристотель // Православная энциклопедия. – М.,2001. – Т. III. – С. 242-257.63Макарова И.В. Учение Аристотеля о душе как суъекте познания и его судьба взападноевропейской философии. – М., 2005.114748обзора отечественных и зарубежных исследований по психологии Аристотеля ианализу эволюции аристотелевского учения о душе, рассматривает психологиюАристотеля в сопоставлении с ноологией Анаксагора, а также анализируетаристотелевское учение о душе как форме тела и отдельно – части и способностидуши, а также интеллектуальные способности души.
Особое внимание авторпосвящает сопоставлению аристотелевского учения с концепцией Франца Брентано(этому сравнению также посвящен ряд статей64). Из зарубежных авторов стоитупомянуть исследования В. Йегера65, И. Дюринг66, Ф. Нюен67, Ш. Лефевра68, Э.Целлера69, Э. Рольф70, Д. Росса71, Г. Пичта72, В. Брѐкера73.В отношении блаженного Августина, сыгравшего роль проводника междуПлатоном и средневековым схоластическим богословием, то даже в отечественнойнауке его представления о душе рассматривались многими учеными. Дореволюции были изданы работы Е.Н. Трубецкого74, Л. Писарева75, В. Герье76, И.В.Попова77, А.И. Бриллиантова78. Среди современных отечественных исследованийследует назвать работы Г.Г. Майорова79, А.А.
Столярова80, а также сборникМакарова И. В. Франц Брентано и его «Психология Аристотеля» // Историко-философскийежегодник’2002.– М., 2003. – С. 304–308; Макарова И.В. Франц Брентано о роли деятельного умав психологии Аристотеля // Вопросы философии. – 2002. – № 10.65Jäger, W. Aristoteles: Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. – Zürich, 1985.66Düring, Ingemar. Aristoteles: Darstellung und Interpretation seines Denkens. (Bibliothek derklassischen Altertumswissenschaften / Neue Folge, 2. Reihe) – Heidelberg:, 2005.67Nuyens F. L’évolution de la psychologie d’Aristote. – Louvain, 1973.68Lefevre Ch.
Sur revolution d’Aristote en psychologie. – Louvain, 1972.69Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – СПб., 1996; Zeller E. Philosophie der Griechenin ihren geschichtlichen Entwicklung. – Leipzig, 1879.70Rolfes E. Die Philosophie des Aristoteles als Naturerklärung und Weltanschauung. – Leipzig, 1923.71Ross D. Aristotle. – N.Y., 1996.72Picht G. Aristotele’s De Anima. – Stuttgart (Klett-Gotta), 1987.73Bröcker W. Aristoteles. – Frankfurt am Mein, 1974.74Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. – Ч.
I:Миросозерцание бл. Августина. – М., 1892.75Писарев Л. Учение бл. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. –Казань, 1894.76Герье В. Блаженный Августин. – М., 1910.77Попов И. В. Личность и учение бл. Августина. – Т. 1: Гносеология и онтология бл. Августина.
–Серг. Посад, 1916.78Бриллиантов А. И. Блаженный Августин и его значение на Западе // Августин: pro et contra. –СПб.:, 2002. –С. 151-192; также см.: Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия назападное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – СПб.,1898.79Майоров Г.Г.
Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979; Онже. Философия как искание абсолюта. – М., 2004.80Столяров А.А. Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1991.1264«Августин: Pro et Contra»81 и статью в «Православной энциклопедии», написаннуюС.А. Степанцовым и А.Р.
Фокиным82. Практически во всех этиых работах учение одуше рассматривается либо в контексте духовной эволюции автора, либо вконтексте тех или иных отдельных его концепций, например – учения о Боге, очеловеке, о свободе воли и т.д. Также следует отметить диссертационныеисследования Ф.В. Петрова «Учение Августина о душе и его рецепция уКассиодора Сенатора» (2013 год)83 и Е.П. Аристовой «Представление о душе улатинских отцов Церкви IV-V вв.
на примере творений Амвросия Медиоланского иАврелия Августина» (2017)84. Оба автора выявляют основные элементыавгустиновского учения о душе, соспоставляя его, – в первом случае с учениемКассиодора, во втором – со святителем Амвросием Медиоланским.Из зарубежных исследований, посвященных августиновскому учению одуше необходимо отметить работы Джерарда О’Дейли «Философия ума уАвгустина»85, а также работы Дж. Риста86, Р. Теске87, Ф.
Кэри88, Р. О’Коннэла89, Р.Бакенмайера90, К. Фольфскил91. Также следует отметить “Augustinus Lexicon” подредакцией Майера92 и полную библиографию Августина до начала 70-х годов ХХв., изданную Андерсеном93Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русскихмыслителей и исследователей. Антология / сост. Р.В.
Светлов. – СПб., 2002.82Степанцов С.А., Фокин А.Р. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. – Т. 1. – М, 2001.83Петров Ф.В. Учение Августина о душе и его рецепция у Кассиодора Сенатора. – М., 2013.84Аристова Е.П. Представление о душе у латинских отцов Церкви IV-V вв. на примере творенийАмвросия Медиоланского и Аврелия Августина. – М., 2017.85O’Daly, Gerard. Augustine’s Philosophy of Mind.
– London, 1987. – Р. 7-8.86Rist, М J. Augustine. Ancient thought baptized. – Cambridge University Press, 1994.87Teske, Roland. Augustine's theory of soul // The Cambridge Companion to Augustine / еd. E. Stumpand N. Rretzmann. – Cambridge University Press, 2003. – P. 116-123.88Cary, Philip. Augustine's Invention of the Inner Self.
The Legacy of a Christian Platonist. –Oxford, 2000.89O'Connell, R. Augustine's Early Theory of Man, A.D. 389-391. – Cambridge, 1968. См. такжерецензию: Bourke, Vernon Joseph. [Rev.]: Saint Augustine's Early Theory of Man, A. D. 386-391 //Journal of the History of Philosophy. – 1970. – № 8 (2). – P. 203.90Buckenmeyer, Robert. Augustine and the Life of Man's Body in the Early Dialogues // AugustinianStudies 2. – 1971. – P. 197-211; Ibid. Augustine and the Life of Man's Body in the Early Dialogues //Augustinian Studies 3. – 1972. – P. 131-146.91Wolfskeel, СW.
Some remarks with regard to Augustine's conception of man as the image of God //Vigiliae Christianae. – 1976. – № 30. – P. 63-71.92Augustinus-Lexikon / еd. С. Mayer. Basel & Stuttgart, 1986–....93Andersen С. Bibliographia Augustiniana. 2 Aufl. – Darmstadt, 1973. Также библиографияАвгустина издается с 1955 г.
до сих пор в специальном разделе журнала «Revue des EtudesAugustiniennes».1381Альберт Великий как предшественник Фомы Аквинского в отечественноймысли пока не нашел своего исследователя. Кроме общих энциклопедическихстатей94 у нас до сих пор нет ни одного исследования, посвяшенному жизни инаследию этого выдающегося мыслителя Средних веков.
Зарубежные исследованиявесьма многочисленны. Во-первых, это ряд основополагающих сборников – «АльбертВеликий и Науки»95, «Альберт Великий и альбертизм»96, «Альберт Великий. Doctoruniversalis. 1280/1980»97. Также следует отметить статьи К. Барнса98, Э. Жильсона99, В.Гормана100, В. Штаммлера101, а также работу Г. Остлендера102.
Из современныхисследований, посвященных рассматриваемой нами теме, особый интереспредставляют работы Георга Виланда «Между природой и разумом. Концепциячеловека у Альберта Великого» (1999)103, Теодора Кѐлера «De quodlibet modo hominis:Философские представления Альберта Великого о человеке» (2009)104, сборник«Альберт Великий и начала рецепции Аристотеля в латинском Средневековье»(2005)105, наконец «Справочник по Альберту Великому», изданный издательствомНапример: Гайденко В.П., Шишков А.М.