Диссертация (Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры". PDF-файл из архива "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Канта, Х. Ортега-иГассета, А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Бердяева, Н.Я. Данилевского, Э.Тэйлора; работы современных ученых Т.В. Кузнецовой, З.М. Оружджева,Р.П. Трофимовой, А.Н. Чумакова1.Исследования проблем культуры и цивилизации имеют многовековойопыт в социогуманитарном знании, тем не менее динамика межкультурныхкоммуникаций в конце XX – начале XXI в. требует поиска новых подходов восмысленииданногофеноменавконфликтномизмерениииконцептуализации моделей межкультурных коммуникаций, обусловленныхпроцессами глобализации.Средидиссертационныхисследований,близкихпотемекразрабатываемой нами проблеме, можно выделить работы С.С. Чистякова«Глобализация культуры: генезис, типология, современные смыслы» (2007),А.А.Гравцева«Постмодернистскаяпарадигмакультуры416 с; Малиновский Б.
Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. – 960 с.; Межуев В.М.История. Цивилизация. Культура. Опыт философского истолкования. СПб.: СПбГУП, 2011. – 440 с.;Семедов С.А. Исламский радикализм в современном мире: Сущность и причины возникновения //Социология власти. 2009. № 7. С. 77- 87; Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. –960 с.; Астафьева О.Н. Межкультурный диалог в контексте традиций и новаций: согласованиеиндивидуальных и коллективных дискурсов // Россия: государство и общество в новой реальности: сборникстатей.
М.: Проспект, 2016. С. 133-139; Садохин А.П. «Свой – чужой» в межкультурной коммуникации //Вопросы культурологии. 2007. № 3. С. 15-19; Тангалычева Р.К. Теории и кейсы межкультурнойкоммуникации в условиях глобализации. СПб.: Алетейя, 2012. – 248 с.1См.: Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – 388 с.; Гумбольдт В. Язык ифилософия культуры. М.: Прогресс, 1985. – 452 с.; Кант И. К вечному миру. Соч. в 6-ти томах. Т. 6. – М.,1966. – 743 с.; Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное: Пер. с нем. / РАН. ИНИОН.
Лаб. теории иистории культуры. М.: ИНИОН, 1994. – 350 с.; Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировойистории. – М.: Попурри. 1999. – 720 с.; Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. сангл. М.: Рольф, 2002 – 592 с.; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Институт русской цивилизации,Благословение, 2011. – 816 с.; Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. – М.: Мысль,1990.
– 176 с.; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательства политической культуры, 1989. – 573 с.;Ортега-и-Гассет О. Избранные труды. Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевич. – М.: Весь мир, 1997. –704 с.; Трофимова Р.П. Культура и типология цивилизаций // Власть. 2016.
Том. 24. № 2. C. 85-90;Оружджев З.М., Кузнецова Т.В. Культура и цивилизация // Вестник Московского университета. Серия 7.Философия. 2005. № 2. С. 82-102; Чумаков А.Н. Культурно-цивилизационный диалог как способ решенияпроблем в современном мире // Вопросы философии. № 1. 2013. Сайт журнала «Вопросы философии». URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=694&Itemid=52 (дата обращения: 09.02.2015).10глобализирующегося мира» (2009), А.В. Зубкова «Синергетические эффектыкультурной глобализации: философско-методологические аспекты» (2008),И.В. Наливайченко «Специфика патриотизма в условиях культурнойглобализации» (2011)1.Несмотря на устойчивый интерес исследователей к феноменуглобализации в конце XX – начале XXI вв., за пределами их внимания попрежнему остаются вопросы, важные для понимания динамики процессовмежкультурного взаимодействия в конфликтном измерении в контекстеглобализации культуры.
Эти обстоятельства во многом подтверждаютактуальность темы данного диссертационного исследования, проблематикакоторогоориентировананарасширениеполякультурфилософскихисследований в аспекте изучения динамики процесса глобализации.Объектомдиссертационногоисследованияявляетсяпроцессглобализации культуры в пространстве поликультурного мира.Предметом диссертационного исследования выступают философскиеоснования межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры.Цель диссертационного исследования состоит в осмыслении динамикифилософскихоснованиймежкультурныхконфликтоввконтекстеглобализации культуры.Для достижения поставленной цели необходимо было решитьследующие задачи:- изучить существующие культурфилософские подходы в исследованиифеномена глобализации;- рассмотреть сущность и роль культуры в процессе глобализации ивыявить специфику межкультурной коммуникации в глобальном мире;См.: Чистякова С.С.
Глобализация культуры: генезис, типология, современные смыслы: дис. канд. филос.наук: 09.00.13 / С.С. Чистякова. Белгород, 2007. - 168 с.; Гревцева А.А. Постмодернистская парадигмакультуры глобализирующегося мира: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Гревцева А.А. Орел, 2009. - 147 с.;Зубкова А.В. Синергетические эффекты культурной глобализации: философско-методологические аспекты:дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Зубкова А.В.
- Белгород, 2008. - 145 с.; Наливайченко И.В. Спецификапатриотизма в условиях культурной глобализации: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Наливайченко И.В. Ростов-на-Дону, 2011. - 161 с.111-определитькритерииидентичностивпроцессахглобальнойкоммуникации;- выявить основные культурные различия, выступающие в качествеконфликтогенных оснований в условиях глобализации;-концептуализироватьфилософскиеоснованиямежкультурныхконфликтов в условиях глобализации культуры;- исследовать массовую культуру в качестве фактора унификациижизни общества;- выявить культурно-цивилизационные основания, способствующиеформированию конструктивного межкультурного диалога.Гипотеза исследования состоит в следующем:- Основным источником мировой напряженности является культурнаядифференциацияпопринципунесовпаденияценностныхоснованийнациональных культур.
Определяющую роль в данном аспекте играетрелигиозно-мировоззренческийфактор,взначительнойстепениобусловливающий наличие культурных различий.- Глобализация культуры представляет собой процесс формированиянадкультурной, по отношению к локальным культурам, структуры. Важноезначение в современных социальных процессах имеет распространяющаяся вглобальныхмасштабахмироваяцивилизация,имеющаясекулярныеоснования.- По мере разворачивания процесса глобализации культуры мир будетподвергатьсясоставляющиеунифицирующемуввидевлиянию,национальныходнакокультурегоещелокальныедостаточнопродолжительное время будут сохраняться в качестве центров традиций.Культурная унификация происходит изнутри через деятельность носителейкультуры, проявляющих свою принадлежность сразу к двум культурнымсистемам: локальной и глобальной.- Культурфилософский подход к осмыслению процесса формированияединой культурно-цивилизационной системы в контексте глобализации12позволяет выявить факторы и механизмы разрешения конфликтныхситуаций, возникающих в пространстве межкультурной коммуникации.Методологические и теоретические основания исследованияВ качестве методологической основы диссертационного исследованиявыступает культурфилософский анализ, предполагающий коммуникативныйподход к осмыслению процесса глобализации культуры.
Основным факторомформирования на базе локальных культур единой культурной надстройки, вусловиях глобализации, выступает развитие средств коммуникации, в томчисленовыхтехнологийвмедиакультуре.Наиболеезначимымиисследованиями, в которых используется предложенный метод, являютсятруды М. Маклюэна и Н. Постмана.Данный подход выбран как наиболее релевантный для анализадинамики трансформации локальных культур в условиях глобализации, впроцессе разворачивания которой стремительное развитие техническихсредств коммуникации играет важную роль.Для решения поставленных задач в диссертационном исследованиииспользуются общенаучные методы теоретических исследований: системныйподход, анализ и синтез, обобщение и типология, абстрагирование. Крометого, в исследовании применяются компаративный анализ, диахронический исемиотический методы.Научная новизна диссертационного исследования состоит вследующем:- изучены и обобщены культурфилософские подходы к анализуфеноменаглобализациисцельювыявленияобъективногоиинтерсубъективного характера глобализации культуры, значимых факторов,обусловливающих ход глобализации, динамики процесса интенсификациимеждународныхвзаимодействийвсоотношениисунификациейобщекультурных оснований;-на основании изучения сущности и роли культуры в процессеглобализации выявлен конфликтный потенциал культурных различий в13процессе коммуникации, обусловленный интенсификацией межкультурныхконтактов и способствующий эскалации конфликтов и росту межкультурнойнапряженности в современный период;- определено значение процесса мировой секуляризации на фонемультиконфессиональности в условиях глобализации.
Выявлен потенциалмировой секуляризации в качестве механизма, способствующего снижениюмежконфессиональной напряженности, обусловленной конфессиональнойдифференциацией мирового сообщества;-исследованы механизмы воздействия средств коммуникации наформирование общечеловеческой культурной надстройки над локальнымикультурами, выполняющих в ходе разворачивания процессов глобализацииинтегративныеиунифицирующиефункции,являяськаналомраспространения в масштабах всего человечества единых стандартов, в томчисле – культурных;- феномен массовой культуры исследован в качестве прототипа единойобщечеловеческой культуры, что позволяет уточнить и расширить полеинтерпретаций данного понятия в контексте глобализации культуры,основываясь на доминирующей роли массовой культуры в распространениикультурных образцов и стандартов, формирующих единые в глобальныхмасштабах стереотипы и мировоззренческие установки.- выявлены культурно-цивилизационные основания, способствующиеформированиюконструктивногопозиционируемоговкачествемежкультурногоединственновозможногодиалога,способасуществования и взаимодействия человечества в условиях глобализациикультуры.Положения, выносимые на защиту:1.Глобализация культуры – это объективное и интерсубъективноеявление, обусловленное необходимостью выстраивания межкультурныхотношений в масштабах человечества в условиях «компрессии» глобальногополикультурного сообщества.