Диссертация (Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы), страница 57
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы". PDF-файл из архива "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 57 страницы из PDF
Ньюмену, Ортега-и-Гассет рассматривает университет вкачестве духовного центра общества, некоей «духовной силы», влияющей наобщественную жизнь посредством участия в событиях, происходящих встране на фоне сохранения собственных культурных, профессиональных инаучных позиций относительно этих событий.Понашемумнению,модельХ.Ортега-и-Гассетаимеетрядсущественных недостатков, главным из которых мы считаем превращениеуниверситета из уникальной социокультурной среды в образовательноеучреждение для обычных людей со средними способностями и умеренноймотивацией. На наш взгляд, университет должен не опускаться до уровнястудента, а задавать планку для его роста, активно влиять на формирование330его познавательной мотивации и проектирование образовательно-трудовойтраектории.
Передача культуры, профессиональная подготовка, проведениеисследований и воспроизводство научных кадров – этим, с нашей точкизрения, не ограничивается роль университета в обществе. Мы считаемуниверситетпостояннорасширяющейсясамоорганизующейсясредойобитания интеллектуалов, полагая, что для получения профессии должныбыть отраслевые вузы, колледжи, программы профессиональной подготовкии повышения квалификации, если это касается освоения производственныхтехнологий и отработки конкретныхпрофессиональных знаний икомпетенций. На наш взгляд, университет не передает культуру – он еегенерирует и запускает новые традиции в их жизненные циклы; университетне готовит специалистов – он формирует оптимальные условия дляпроявленияиндивидуальныхсвойствиавтономногоразвитияинтеллектуальных (когнитивных и креативных) способностей каждогоконкретного человека; университет не занимается воспроизводством научнопедагогических кадров – он заражает идеями, готовя их проводников наоснове интеллектуального лидерства.Характеризуя подход немецкого философа-экзистенциалиста КарлаТеодора Ясперса275 (1883-1969), необходимо его рассматривать как развитиеидеи гумбольдтовского университета.К.
Ясперса, судя по его автобиографии, еще со студенческой порыволновали противоречия между стремлением студента к настоящим знаниями реальной жизнью университета как автономной структуры, наделеннойкорпоративными правилами.По мнению философа, студент, ориентированный на зазубривание сцелью успешной сдачи экзаменов и, как следствие, на получение высокогостатуса в дальнейшем в социуме, не приобретает реальных знаний и,соответственно, никакого отношения к университету не имеет. Если число275Ясперс К. Идея университета/Карл Ясперс; пер. с нем. Т.В.
Тягуновой; ред. переводаО.Н. Шпарага; под общ.ред. М.А. Гусаковского. – Минск: БГУ, 2006. – 159 с.331студентов с подобными ценностными ориентациями и установкамисоставляет большинство, с точки зрения Ясперса,университета.Онполагал,чтоидеяозначает конецуниверситетаявляетсясверхнациональной европейской идеей, в которой он представляет собойинстанцию, способную сохранить истину в противовес государственнымреалиям. Отдельное место в исследовании указанного вопроса философотводил изучению феномена университетской свободы.Задачами университета, по мнению К. Ясперса, должны включать всебя довольно широкий круг проблем, в числе которых исследование,преподавание и приобретение определенных профессий; образование ивоспитание; основанная на общении духовная жизнь; мир («космос») науки.С его точки зрения, идея университета заключается в том, что он являетсяодновременно и исследовательским и учебным учреждением, царствомобразования, жизни, базирующимся на общении и представляет собой космоснаук.Отводяисследовательскойнаправленностиведущуюрольвобеспечении внутреннего единства университета, Ясперс считал, что вуниверситете, ищущем истину с помощью науки, исследование являетсяосновной задачей, предполагая, что обучение студентов происходит в ходевыполнения исследовательской работы.
Такой подход, с его точки зрения,деление университета на научное и учебное заведение абсурдным, т.к.приводит к разрушению самой идеи университета.По мнению Ясперса, в результате обучения студент должен «научитьсяупрофессоровприобрестисамостоятельномунаучныйтиписследованиюмышления,чтои,проясниттакимемуобразом,всеегосуществование», что указывает на преемственность философа взглядам В.Гумбольдта.Характеризуя взаимоотношения университета и студента, Ясперспридерживался мнения, что университет – это школа особого рода,предназначениекоторойнарядустем,чтобыорганизовывать332профессиональную подготовку, в значительно большей степени проявляется втом, чтобы формировать из студента исследователя, который мыслитнезависимо, воспринимает критично и несет ответственность лишь сам передсобой.
Университет, по его представлениям, является содружествомстудентов и преподавателей, в котором реализуется стремление людей кзнанию. Философ подчеркивал, что именно взаимоотношения междустудентамиипрофессорамиопределяютсаморазвитие,самосовершенствование и самопостижение университета.По нашему мнению, университет должен объединять интеллектуалов икультивировать общественное мнение о самоценности знаний. Вместе с этимтезисоммысчитаемнеобходимымподдержатьЯсперсаввопросеакадемической автономии, т.е. университет должен следовать своимсобственным ценностям и установкам, не идя на поводу у государственныхинтересов и не оглядываясь на социально-экономическую ситуацию в целом.Концепция Ясперса нам гораздо ближе, чем подход Ортега-и-Гассета, однако,мысчитаем,чтоуниверситетнеможетограничиватьсятолькоперечисленными философом задачами, он непременно должен заниматьсамую активную и, если угодно, даже агрессивную позицию по отношению краспространению своего влияния в условиях информационного общества.Концепция президента Чикагского университета Роберта МейнардаХатчинса276 (1899-1977), по мнению широкого ряда исследователей,представляет собой общеобразовательную программу с ярко выраженнойгуманитарной направленностью, нацеленная на ознакомление студента совзглядами ведущих ученых в области гуманитарных, естественных исоциальных наук с развитием его независимости, критического мышления, атакже способности и потребности в дальнейшем самообразовании.276Hutchins R.
University of Utopia, Chi., 1953; Hutchins R. Some observation on Americaneducation, Camb., 1956; Hutchins R. Locksley Hall: A college for the future, «School andSociety», 1959, v. 87, № 2157.333Так,в1937г.вцеляхминимизациинегативноговлиянияпрагматического подхода к высшему образованию и узкой специализации вЧикагском университете были запущены общеобразовательные программы,позволяющие сформировать у студентов представления о культурном инаучном достоянии человечества. Полученный опыт, результаты анализа иосмысления университетской практики Р. Хатчинс изложил в 1953 г.
в своейкниге «Университет утопии» («University Utopia»)., в которой показалдеятельность университета во всевозрастающих деструктивных внешнихвлияниях,создающихиндустриализация,триосновныеспециализацияиугрозы,вчислефилософскиекоторыхотличияилипрофессионализм, изоляционизм и антиинтеллектуализм.Индустриализация, специализация и философские отличия, по мнениюреформатора, отчуждают людей от общекультурных ценностей, разъединяютих.Онполагает,одностороннемучтовзглядуиндустриализациянамир,усиливаетсякоторыйскладываетсяиведеттолькокизнеобходимости взаимодействия с техникой, миром машин и механизмов,существенноизменяющегоморальныеиценностныеустановкисовременного человека.Либеральное образование, с точки зрения Хатчинса, становитсяненужным, архаичным, свойственным в основном доиндустриальнымобществам.По его мнению, индустриализация способствует специализации иузкому профессионализму, что проявляется в современном развитии науки ипроизводственных технологий.
Понимая это, Р. Хатчинс указывает на то, чторазрывмежпредметныхрефлексии,опирающейсяинамеждисциплинарныхобщенаучныесвязей,принципы,отсутствиеспособствуетинтеллектуальному изоляционизму и обособленности.С его точки зрения, университет – это учреждение, призванноесформировать целостность мышления и подходов на основе взаимодействияпредставителей разных наук.334Р. Хатчинс считает, что философия образования помогает прояснитьценностные ориентации и осмыслить цели и идеалы в условиях достиженияобщих целей и идеалов.Значительное место в модели университетской деятельности Р.Хатчинса отводится целостности высшего образования, формирующегосяисключительно в условиях борьбы с антиинтеллектуализмом.
Целостностьвысшего образования, по его мнению, обеспечивается сущностным ядромзнания, обязательного для каждого студента.Общеобразовательная программа, составившая основу модели Р.Хатчинса, носит эссенциальный характер, т.е.рассматривает общееобразование как интенсивное погружение в сущность одной из мировыхкультур – культуры западной цивилизации. Учебный процесс, по Р.
Хатчинсу,должен строиться на изучении произведений, отражающих западныеценности, а также математики, искусства мышления и речи, развитии письмаи т. п.МодельР.Хатчинсапредполагаетинтенсивныйкурсобщегообразования, заменяющий последние два года средней школы и два первыхкурса колледжа с присвоением степени бакалавра, после чего долженначинаться собственно курс высшего образования, включающий, по мнениюученого, студенческий, аспирантский и профессиональный курсы обучения.Р. Хатчинс, как и X. Ортега-и-Гассет, считал образовательную функциюуниверситетапервичной,аисследовательскую-необходимой,нодополнительной.По нашему мнению, чикагская модель либерального образования Р.Хатчинса заслуживает большого внимания в части формирования мощногообщеобразовательного фундамента для университетского обучения, однако,мы считаем, что подобная постановка вопроса может привести кпревращению бакалавриата в четырнадцатилетнюю среднюю школу, чтоповлечет за собой еще большее распространение инфантилизма средимолодежи.335Модель профессора Томского и Петербургского университетов СергеяИосифовича Гессена277 (1887-1950 гг.) предполагает, что высшая научнаяшкола, или университетпредставляетсобойнераздельноеединствопреподавания и исследования, т.е.
преподавание через производимое наглазах учащихся исследование, в чем проявляется преемственность сгумбольдтовской модели «исследовательского университета».Очень любопытна его характеристика университета, сравниваемого свечно бурлящим потоком, с резервуаром, стремящимся объединить всеотдельные ручьи научного «предания» и распаться на новые.Университет, по его мнению, является реализацией самой науки в еетекучем,расплавленномсостоянии,проявляющейсявдинамике,незавершенности, проблеме, неопределенности и т. п.Особое внимание С.
И. Гессен уделяет вопросу преподавания вуниверситете, раскрывая принцип “libertas philosophandi” в выяснении роли итипе профессора. Задача университетского преподавателя, по его мнению,заключается в том, чтобы работать в своей науке, публично высказывая своинаучные взгляды, а не преподавать свой предмет. Основываясь на этойпозиции, С.
И. Гессен отдает предпочтение большим ученым, энтузиастамсвоей науки, ищущим истину в исследовательской деятельности, а непреподавателям-профессорам, каждый из которых может быть внешнепрекрасным лектором, не занимающимся глубокими исследованиями, т.е., сего точки зрения, профессор не должен слишком много сил и времениотдавать преподаванию, сконцентрировавшись на научных изысканиях.Свобода преподавания, свобода обучения и самоуправление —ключевые аспекты в модели Гессена, определяющие, по его разумению,природную стихию университета.277ГессенС.И.Основыпедагогики.Введениевприкладнуюфилософию.Книгоиздательство "Слово", Берлин, 1923.