Диссертация (Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III". PDF-файл из архива "Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Исключительно эстетические цели создания текста, тем не менее, тожеучитываются в качестве функции.73А.Брендельпредлагаетследующуюклассификацию,основаннуюнафункциональной модели74:1) обучающие (когнитивные) тексты: научные и научно-популярныетексты;2) регулирующие (нормативные) тексты: тексты законов, гарантии,инструкции;3) информативные тексты: сюда относятся сообщения, доклады,протоколы, новости в масс-медиа;4) аппелятивные тексты: реклама, политическая пропаганда;5) описательные (дескриптивные) тексты: описание функционированияпредметов, например, техническая документация;6) развлекательныетексты:сюда относятсякак биографическаялитература, так и детективные романы, описания путешествий и т.д.;73Dimter, M. Textklassenkonzepte heutiger Alltagssprache.
Kommunikationssituation, Textfunktion und Textinhaltalltagssprachlicher Textklassifikation. Niemeyer, Tübingen 1981.74Brendel, A.; I. Brack-v. Wins; Victoria Schmitz: Textanalysen II. Untersuchung von Texten. 2. Auflage. München:Manz-Verlag, 1977, S. 362.357) поэтические (эстетические и творческие) тексты: художественнаялитература (проза, драматургия, поэзия).В рамках функциональных моделей текстов возникли типологии жанров,связывающие их с определёнными действиями.
Так, например, Э.У.Гроссе75предлагает классификацию на основе коммуникативных функций текста, в томчисле также выделяя:- нормативные тексты (функция – нормативная, примеры – законы,договоры, протоколы судебных заседаний);- поэтические тексты (функция – поэтическая, примеры – стихотворение,роман, комедия);- аппелятивные тексты (функция – обращение, призыв, примеры –политическая агитация, ходатайство);- информативные тексты (функция – передача информации, примеры –новостные тексты, научные тексты).Как заключение, Гроссе выделяет так называемый переходный класс(Übergangsklasse), в котором две или более функции присутствуют в тексте вравной мере (например, призыв и передача информации).Этот последний класс придаёт модели гибкость, поскольку текст может бытьотнесён к двум или более категориям.
На практике множество текстовоказываются на стыке жанров и категорий. Осознание того, что структуратекста может изменяться в зависимости от задач этого текста, позволяетвзглянуть на типологию текста как на меняющуюся, а не статичнуювневременную модель. Поэтому в современной науке на смену попыткамсоздать строгую классификацию жанров и видов текста приходит более гибкий75Große, E.U. Texttypen. Linguistik gegenwärtiger Kommunikationsakte. Theorie und Deskription. Kohlhammer,Stuttgart, Berlin, Köln, Mainz 1974.36подход к классификации.
В. Хайнеманн предлагает многоуровневые моделиклассификации жанров. Для них характерны следующие принципы:1) Совместимость с общепринятыми жанрами: модель классификациижанров не должна противоречить устоявшемуся в сознании людейпониманию жанров.2) Основой классификации являются различные типологические уровни.Многоуровневая классификация жанров основывается на утверждении, чтопонимание того, что представляет собой текст того или иного жанра, возникаетпутём рассмотрения его с разных точек зрения, на разных уровнях (например,уровень 1 – функциональные типы, уровень 2 – типы ситуаций, уровень 3 –структура текста и т.д.)76. Вопрос об иерархии этих уровней Хайнеманноставляет открытым.Для нашего исследования проблема филолого-лингвистической классификациижанров является особенно актуальной, поскольку выбор жанра в случае текстово Дракуле каждый раз был связан с определённой практической задачей,стоявшей перед его автором или составителем.
Теоретической основой дляклассификации жанров исследуемых текстов послужили идеи и подходыВ.М.ЖирмунскогоиМ.М.Бахтина,предлагавшихразноуровневыеклассификации и считавших прагматику важнейшим жанрообразующимфакторов. С точки зрения лингвистики представляется наиболее уместнымфункциональный подход к классификации жанров, где главную роль играюткоммуникативная функция, лежащая в основе текста, область его применения изадачи. Однако особенность исследуемых текстов в том, что ни один из них неумещается в рамки традиционной классификации жанров, и даже в болееHeinemann, W.
Textsorte – Textmuster – Texttyp. In: Klaus Brinker u. a. (Hrsg.): Text- und Gesprächslinguistik. Eininternationales Handbuch zeitgenössischer Forschung. 1. Halbband. de Gruyter, Berlin u. a. 2000.7637гибкой функциональной модели каждый из типов текстов относится к классу,названному Э.Гроссе «переходным».Так, поэма Михаэля Бехайма, помимо эстетической (поэтической) функции,несомненно, несёт в себе черты аппелятивности (прямое обращение кслушателю и его эмоциям) и информативности (цель – донесение до слушателяновой информации в строго определённом ключе). С точки зрениякоммуникативной передачи, «канала», по которому это произведение былодонесено до адресата, следует помнить, что поэма Бехайма была предназначенадля исполнения вслух на определённую мелодию, ритм которой диктовалразмер стиха (подробнее см. Главу 3).«Констанцская хроника» Гебхарда Дахера, по формальным признакамисториографического сочинения выполняющая информативную функцию, насамом деле имеет и признаки развлекательного текста, поскольку содержитзанимательные истории (в том числе историю о Дракуле), не имеющиеотношения к хронологической летописи города.Особняком стоят первый и финальный этапы жанровой эволюции текстов оДракуле: рукописи бенедиктинских монахов и печатные народные книги.
Нижебудет показано, что бенедиктинские рукописи не являлись средством массовоговоздействия, скорее, они представляют собой тексты, составленные длявнутриинституционального распространения и употребления в бенедиктинскихмонастырях. Поэтому, при том, что эти тексты несут некоторые формальныепризнаки агитационной литературы, например, памфлета (аппелятивныетексты), или даже выдержки из судебного протокола (нормативные тексты),они не встраиваются ни в одну из парадигм жанров, потому что ни один изпризнаков их жанровой принадлежности не соответствует реальной функциибенедиктинских рукописей.38Народныекнигивстречающиесявсочетаютвсебебенедиктинскихпризнакиинформативногорукописях,сдобавленнойтекста,книмморализаторской концовкой, за счёт которой примыкают к духовнонаставительной литературе. Функциональные задачи, выполняемые ими,дополнительно относят печатные книги о Дракуле к классу развлекательныхтекстов.Одна из главных особенностей немецких текстов о Дракуле заключается в том,что они представляют собой единый сюжет, представленный в различныхжанрах.
Нашей целью является понять, почему для реализации истории оДракуле были выбраны именно эти жанры. Поэтому крайне важным дляданного исследования является рассмотрение текстов о Дракуле не только сточки зрения общей классификации жанров, но и в системе жанровисследуемого периода.Опираясьнасоставиструктуру(разделыиглавы)антологииранненововерхненемецкой литературы, мы можем составить достаточнополный перечень жанров, существовавших в немецкой словесности XV в. Этаэмпирически выведенная классификация средневековых нарративных жанров77можетдалеебытьусловнопримененавкачествесистематическойклассификации.
Таким образом, перечень включает в себя следующие жанры: позднюю придворную эпическую поэзию (большие нарративные поэмы); малые поэтические формы: песенную лирику (мейстерзанг, народныепесни, песни духовного содержания); развлекательно-дидактическуюлитературу(собранияпословицпоговорок, басни, народные книги и т.п.); средневековую драму (мистерии, фастнахтшпили) духовно-наставительные жанры (проповеди, жития святых);77Heger, H. Spätmittelalter, Humanismus, Reformation. Texte und Zeugnisse.
München 1978; Kettmann, G.Frühneuhochdeutsche Texte. Leipzig 1985.39и агитационную литературу (листовки, памфлеты, отчасти также печатныекниги); историографическую литературу; различного рода тексты официально-делового письма (средневековоеправо, договоры, документы); научно-описательную литературу (трактаты, энциклопедии, практическиеруководства); географические сочинения (описания путешествий и паломническаялитература); печатные прогностики (календари, альманахи с предсказаниями набудущий год).Нетрудно увидеть, что часть этих жанров не подходила для реализации сюжетао Дракуле в соответствии с прагматической задачей, поставленной кампаниейпротив него. Дракуле не мог быть посвящены ни проповеди, ни житийная идругая подобная духовная литература; не подходила для этого и тематиканаучно-популярнойлитературыипечатныхальманахов.Описанияпутешествий чаще всего были связаны с темой паломничества, но ни вТрансильвании, ни тем более в православной Валахии не было значимыхкатолических святынь.Отчастиподходящимявляетсяжанрразвлекательно-дидактическойлитературы, за исключением тех его подвидов, которые были в нашем случаенеэффективны по форме и по предполагаемому содержанию (пословицы ибасни).Таким образом, теоретически возможными для реализации истории о Дракулеостаются 7 жанров: 1) поэма, 2) развлекательно-дидактическая литература, 3)песенная лирика, 4) средневековая драма, 5) агитационная литература, 6)историографический жанр, 7) официально-деловые тексты.