Диссертация (Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III". PDF-файл из архива "Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Лингвотеоретические основы исследования.Поскольку исследуемые нами тексты являются инструментом политическойкампании, первостепенным становится вопрос о том, каким образом язык этихтекстов служил определённым целям их авторов и составителей. Эта проблемаприводит нас в область лингвопрагматики. В науке существует разнообразныеподходы к пониманию прагматики; нас интересуют прежде всего аспекты,относящиеся к задачам текста.2.1.
Лингвопрагматические аспекты.Прагматика (от греч. πρᾶγμα, род. п. πρᾶγματος - дело, действие) — областьисследованийвсемиотикеиязыкознании,вкоторойизучаетсяфункционирование языковых знаков в речи. Термин «прагматика» введён вконце 30-х гг. XX в. Ч. У. Моррисом как название одного из разделовсемиотики, внутри которой он выделил семантику, изучающую отношениезнаков к объектам. При этом он различает синтактику - раздел о межзнаковыхотношениях, и прагматику, исследующую отношение к знакам говорящих44.Выделение и формирование прагматики в качестве области лингвистическихисследований, стимулированное идеями Ч.
С. Пирса45, началось в 60-х - начале70-х гг. под влиянием логико-философских теорий речевых актов Дж. Остина46,Дж. Р. Сёрла47 и других, прагматических теорий значения П. Грайса48 ипрагматических теорий референции Дж. Р. Сёрла, П. Ф. Стросона49 и др.Одновременно развивается и изучение прагматики в отечественной науке.Прагматика текста исследуется в работах Л.В.Щербы, М.М.Бахтина,44Morris C.W. Writings on the general theory of signs, The Hague, 1971.Пирс, Ч.С. Начала прагматизма. СПб.:Лаборатория Метафизических Исследований философского факультетаСПбГУ, 2000. С.5.46Austin, J.L.
How to do things with words. Oxford: Clarendon, 1962.47Searle, J. Speech Act: An essay in the philosophy of language. Cambridge University Press, 1969.48Grice, H.P. “Meaning”, Philosophical Review 66, pp. 377-388.49Strawson, P.F. Logico-linguistic papers, London: Methuen, 1971.4525Ю.С.Степанова50, Н.Д.Арутюновой51. Научный термин «прагматическаялингвистика» в русскоязычную науку вводит О.С.Ахманова в 1961 г.52Рассмотрим аспекты прагматики, релевантные для изучаемых текстов. В связис субъектом речи исследователями рассматриваются различные прагматическиефакторы, из которых, как показал анализ, актуальными для нашегоисследования являются:1) явные и скрытые цели высказывания («иллокутивные силы», согласноОстину), например, сообщение некоторой информации или мнения,вопрос, приказ, просьба, совет и т. п.;2) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания:косвенные смыслы высказывания, намёки, иносказания и т.
п.;3) прагматические пресуппозиции: оценка говорящим общего фондазнаний, конкретной информированности, интересов, мнений и взглядов,психологического состояния, особенностей характера и способностипонимания адресата;4) отношение говорящего к тому, что он сообщает: а) оценка содержаниявысказывания (его истинность или ложность и пр.), б) введение в фокусинтереса одного из тех лиц, о которых говорящий ведёт речь, илиэмпатия (термин С. Куно53).В связи с лингвопрагматикой речи изучается, в частности, воздействиевысказываниянаадресата(перлокутивныйэффект54):расширениеинформированности адресата; изменения в эмоциональном состоянии, взглядахСтепанов Ю.
С., В поисках прагматики, Известия АН СССР, сер. ЛиЯ, 1981, № 4.Арутюнова Н. Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. С. 389. Факторадресата. — Известия АН СССР, 1981, № 4. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. – 6-еизд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.52Цитируется по: Ахманова О.С.. Словарь лингвистических терминов. Изд-е 2.
М.: 1969, С.344. Ахманова О.,Магидова И. Прагматическая лингвистика, прагмалингвистика и лингвистическая прагматика//Вопросыязыкознания, №3, 1978, С.43-48.53Kuno, S. Subject, theme and the speaker’s empathy. Subject and topic, NY, 1975.54Austin, J.L. How to do things with words. Oxford: Clarendon, 1962.505126и оценках адресата; влияние на совершаемые им действия; эстетическийэффект и т. п.Прагматические факторы, которые реализуются в исследуемых текстах, мыперечислим здесь в виде обобщённого обзора (подробнее см. Главу 4):1) Прагматическиепресуппозиции.БольшинствотекстовоДракулерассчитаны на реакцию определённой аудитории (духовенство длябенедиктинских рукописей, придворные императорского двора в Венедля Бехайма, массовый читатель, «народ», включая женскую аудиторию,для издателей народных книг).2) Отношение говорящего к тому, что он сообщает. Для текстов о Дракулехарактерновыражениенетолькоэксплицитногоотношениякинформации (при помощи сообщаемых фактов), но и имплицитного,передаваемогоприпомощиязыковыхсредствэмоциональноговоздействия (уменьшительно-ласкательные формы, негативная лексика).Из перечисленных типов оценки в текстах о Дракуле выражена оценкаавтором правдивости текста: например, в поэме Михаэля Бехайма этоссылка на надежные устные источники, в т.ч.
благочестивого монахаЯкоба; в «Констанцской хронике» имеется ссылка на некие «книжки», вкоторых по именам перечислены казнённые Дракулой.3) Воздействие высказывания на адресата (перлокутивный эффект). Текстыо Дракуле, с большой долей вероятности, расширяли информированностьчитателя или слушателя, систематизируя или сообщая новые для негосведения о личности главного персонажа и его действия.
Все тексты, вособенности те из них, что являлись частью политической кампаниипротив Влада III, имели своей целью изменить взгляд адресата насобытия, в которых участвовал Дракула, и оценку его личности ипоступков. Из всех источников на изменение эмоционального состояния27больше всего была рассчитана поэма Бехайма, насыщенная различнымиприёмами воздействия на эмоции слушателя (см. Главу 4).ИнформационнаякампанияпротивДракулы,осуществляемаяфилологическими средствами, стремилась к тому, чтобы охватить максимальноширокий круг предполагаемых реципиентов. Среди них можно выделить 5групп адресатов: 1) религиозные деятели; 2) политики; 3) учёные; 4)феодальная элита (4а – женщины); 5) массовая городская публика (+ 5а –женщины).Разнообразиеаудиторий,накоторыепредполагалосьвоздействовать, обусловило разнообразие жанров, в которых представленытексты о Дракуле.
Рассматривая жанровую парадигму изучаемых немецкихтекстов, необходимо опираться на определённую классификацию жанров ипонимание их особенностей и прагматики.Связь между прагматикой и жанром сформулировал М.М.Бахтин в своейработе «Проблема речевых жанров»55: «Произведение, как и реплика диалога,установлено на ответ другого (других), на его активное ответное понимание,которое может принимать разные формы: воспитательное влияние начитателей, их убеждение, критические отзывы, влияние на последователей ипродолжателей и т. п.; оно определяет ответные позиции других в сложныхусловиях речевого общения данной сферы культуры.
Речевой замыселговорящего со всей его индивидуальностью и субъективностью применяется иприспособляется к избранному жанру, складывается и развивается вопределенной жанровой форме».Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 С. 237-245,257.55282.2. Проблема филолого-лингвистической классификации жанров иранние тексты о Владе III.Представление о жанрах, их особенностях и классификации эмпирическисложилось в филологии, лингвистике и литературоведении задолго довозникновения собственно теории жанров. Разработанная в лингвистической ифилологической литературе теория жанров, в основном относящаяся ксовременной словесности, опирается на эти эмпирические представления ивключает в себя традиционно выделяемые жанры.Так, например, среди литературных жанров и направлений традиционновыделяются роман, рассказ, новелла, стихотворение, сонет; к законодательнымтекстам принадлежат конституции, обвинительные заключения и т.д.;педагогические тексты подразделяются на учебные тексты и упражнения.
Всевышеперечисленные типы могут пониматься как виды жанров, посколькуявляютсяспецифическимитипамитекстасосвоимихарактернымиособенностями56.В основополагающих работах по теории жанра проблема их классификацииизучалась с позиции литературоведения. В истории изучения литературногожанра сложились несколько парадигм, сложившихся вначале как формылитературногосамосознания,апозднеепослужившиеосновойдляопределенных научных концепций.Так, А.Н. Веселовский57 и Ю.Н. Тынянов58 рассматривали жанр в неразрывнойсвязи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует.
Наиболее важнойздесь предстаёт ориентированность на аудиторию, что и определяет объемпроизведения, его стилистику, тематику и композиционную структуру.Подобный подход перешел в научное изучение канонических жанров от поэтикЧернец Л. В. Литературные жанры. М., 1982. С. 6. О функциях литературного жанра // Известия АН СССР.Сер. Литературы и языка. 1979. Т. 38. № 6. С.
549.57Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., Высшая школа, 1989.58Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.282-283.5629и риторик древности и Средневековья. Понимание жанра как отражениятрадиционно-общего или индивидуально-авторского восприятия реальностипереходит от литературы и эстетики эпохи предромантизма и романтизма кпоэтике ХХ вв., например, в теории жанра у О.М.
Фрейденберг, и порождаетконцепцию жанра как «содержательной формы» у Г.Д. Гачева59. На основаниитеории трагедии от Аристотеля до Шиллера формируется представление обособом аспекте структуры художественного произведения - границе междуэстетической реальностью и действительностью, в которой находится читательзритель.
В отечественном литературоведении новый взгляд на проблему черезэстетику символизма перешел в «психологию искусства» Л.С. Выготского(идеи «эстетической катастрофы» и «уничтожения содержания формой»).60Б.В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» рассматриваетпризнаки жанра, т. е. приемы, организующие композицию произведения, какдоминирующие приёмы, подчиняющие себе все остальные, необходимые всоздании художественного целого. Такой главенствующий прием иногдаименуется доминантой. Совокупность доминант и является определяющиммоментом в образовании жанра.61В.М.