Диссертация (Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»)". PDF-файл из архива "Эволюция автобиографических форм в творчестве Ж.-П. Сартра (на материале «Дневников странной войны» и «Слов»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Таганова [85], П. В. Крылова [45], А. О. Разумовой [66], С.Б. Рындина [68], Г. А. Субботиной [84]. Привлекают внимание наблюдения А. Н.Сидорова и его монография, посвященная своеобразию Сартра как политическойфигуры [81].В западной традиции автобиографические тексты Сартра изучаются гораздоболее детально в различных ракурсах: нарратологическом, биографическом,генетическом, психоаналитическом. Отметим исследования таких авторов, как М.Конта [124, 125, 186], Ж.
Деги [124, 128], М. Рибалка [125], Ф. Лежён [160, 161,164], С. Дубровски [130, 132, 133], Ж.-Ф. Луэтт [167, 168, 169, 170, 171], Г.Корманн [44, 126], Р. Харви [149], Ж.-М. Муйи [57], Ф. Нудельман [59], Ж. Симон[204], Б. Клеман [42], Д. Бенуа [106], Х. Барнс [101], Ж. Блок-Мишель [108], Р.Болдюк [109], Э. Бор [110], Ж.-П. Буле [111], В. Бромбер [113], А. Бюизин [115],С.
Бюргелен [116], Ш. Серве [119], Ж.-Ф. Шиантаретто [121, 122], П. Дж. Икин7[136], А. Грин [146], Д. Олье [150], М. Кауфманн [152], Ф. Мартель [173], Ж.Пакали [179].Обращение к зарубежным трудам выявляет существенную разность впониманииграницавтобиографическоговтворчествеСартра.Широкоепонимание объединяет и собственно автобиографические, и вымышленныетексты, биографии, драматические опыты и даже философские работы,отмеченные автобиографизмом, присутствием трансформированного жизненногоматериала. Такой подход представлен, прежде всего, в обращенном ксартровскому труду о Флобере исследовании Ж.
Пакали [179], а также вконцепции панбиографизма Р. Харви [149]. Несмотря на признание границымежду «я» и «другим», писатель посвящает исследованию «другого» множествостраниц,предпринимаетпопыткутрансисторическойкоммуникации.Вповышенном внимании Сартра к жизням «других» Харви усматриваетсамопознавательный подтекст: «Последовательность всех написанных имбиографий складывается в масштабную проекцию самого Сартра, скрытую зачужими идентичностями» [149, p. 370]. Исследователь утверждает, чтобиографическое начало можно обнаружить в разнообразных формах творчестваавтора: пьесах, статьях, предисловиях, критических работах.Б.
Клеман обратил внимание на схожесть в поведении личного местоименияв романе «Тошнота» («La Nausée, 1938) и философских трудах Сартра, гдефилософское абстрактное «я» подчас становится «реальным», подразумевая подсобой конкретное лицо, и предложил также обратиться к философии автора длявыявления в ней автобиографических подтекстов и мотивов: «Автобиография всевремя вмешивается как в концептуальные, так и в формальные разработки Сартра.И в этих исканиях автобиография <…> задействуется как материя всеготворческого начинания наряду с какими-то другими материями и материалами»[42, с. 27].Более традиционное узкое понимание сартровских автобиографическихсочинений охватывает лишь строго референциальные тексты, в которых личноеместоимение «я» четко связано с фигурой биографического автора.
Но и в этом8случае исследователь вынужден обращаться к обширному корпусу работ.Составленный учеными из Института современных текстов и рукописей(«ITEM») «Полный каталог рукописей Ж.-П. Сартра» («Сatalogue génétique généraldes manuscrits de Jean-Paul Sartre») [118] насчитывает тринадцать документов,объединенныхподрубрикой«Автобиографияипутевыезаметки»(«Autobiographie et voyages»).
Большинство из них было опубликовано ввышедшемподредакциейавтобиографическихопытовЖ.-Ф.СартраЛуэттаподвсерии«Плеяда»названием«Словасобранииидругиеавтобиографические тексты» («Les Mots et autres écrits autobiographiques», 2010).Издание вбирает в себя собственно «Слова» («Les mots», 1964), «Дневникистранной войны» («Les carnets de la drôle de guerre», 1939–1940), а также«Портреты» П. Низана и М. Мерло-Понти («Portraits», 1960–1961), путевыезаметки «Королева Альбемарль, или Последний турист» («La reine Albemarle ou ledernier touriste», 1951–1953), первый неоконченный вариант автобиографии «ЖанБезземельный» («Jean sans terre», 1955), избранные письма и интервью разныхлет, некоторые эскизы и заметки — «Автопортрет в 70 лет» («Autoportrait àsoixante-dix ans», 1975), «Заметки под мескалином» («Notes sur la prise demescaline», 1935), тетрадь «Лютеция» («Cahier Lutèce», 1954), отрывки израсшифровки фильма «Сартр о самом себе» («Sartre par lui-même», 1976), снятогоМ.
Конта и А. Астрюком при участии Сартра, и др.Разнообразие автобиографических форм в творчестве Сартра затрудняет ихконцептуализацию.ОднакоЖ.-Ф.Шиантареттовсвоемкрупномпсихоаналитическом труде об автобиографиях указывал на возможностьрассмотрения текстов писателя в соответствии с тремя периодами творчестваавтора. Значимые перемены в жизни приводят к метаморфозам творческоговидения, вследствие которых Сартр обращается к автобиографическому письму:«Резкая трансформация, связанная с войной в 1939–1940 гг.; центральнаяэволюция, с двух сторон ограниченная двумя версиями “Слов” (1953–1963); ипоследний период, определяемый как финальная политическая эволюция, когдаСартр уже не мог писать из-за слепоты» [121, p.
184]. В последний период9автобиографический эксперимент Сартра развивается преимущественно в рамкахжанра интервью. Лежён определяет поздние работы как «устную» или«диалоговую биографию» («biographie parlée» / «biographie dialoguée»). К нимможно отнести «Автопортрет в 70 лет», фильм Конта и Астрюка, собрание«Интервью с Жаном-Полем Сартром» («Entretiens avec Jean-Paul Sartre», 1974).Поздние интервью Сартра составляют отдельный проект, интересный как сточки зрения психологической, так и текстологической (так как в них Сартркомментирует многие свои сочинения и рассказывает об истории их создания).Однако они, по нашему мнению, все же не могут быть расценены как полностьюсамостоятельный творческий акт.В связи с этим наше внимание сосредоточено на крайних точках эволюцииавтобиографических форм в творчестве Сартра.
И здесь мы следуем за работой«Автобиографическая мастерская Сартра» Лежёна, в которой он, выстраиваясартровский автобиографический маршрут, заметил, что «среди разнообразныхформ автобиографической активности Сартра выделяются “Дневники” и“Слова”» [160, p. 4].По отношению к этим работам критические источники также обнаруживаютразнообразие подходов. Многоплановость военных дневников Сартра позволяетанализировать их в феноменологической, биографической, психологической ипсихоаналитической, генетической оптике.
Важность последней актуальна еще ипо той причине, что фрагменты дневников были впервые опубликованы сбольшим опозданием: пять тетрадей — в 1983 году, а позднее, в 1991, былаобнаружена первая. Часто они понимаются исследователями как авантекст поотношению к последующим работам Сартра. Например, американский философ ипереводчик на английский язык трактата Сартра «Бытие и Ничто» («L’Être et leNéant», 1943) Х. Барнс смотрит на дневники Сартра как на «собраниеразрозненных данных, благодаря которым мы можем выявить стадии развитиясартровской философии и пополнить свое представление о его биографии» [101,p. 93]. Исследователь говорит о том, что в «Дневниках» Сартр анализирует своюжизнь как философ, работа «Бытие и Ничто» написана им как результат10самоанализа во время войны.
Текст дневников действительно содержитмножество теоретических набросков, но также и автобиографических заметок,воспоминаний, многие из которых затем в несколько измененном виде вошли в«Слова». Отечественный исследователь и переводчик военных дневников СартраС. Л. Фокин утверждает, что они «помогают определить более устойчивыесмысловые отношения как между текстами, созданными в различных жанровыхрежимах, так и между всей совокупностью текстов и авторской инстанцией» [89,с.
787].Психологический аспект позволяет увидеть сам характер самоисследованияСартра в годы войны и его эволюционное движение от индивидуализма к идееисторичности существования, выводимой на основе собственного опыта. С.Терони и С. Спортелли рассматривают отраженный в «Дневниках страннойвойны» этический проект Сартра [213].
Ж.-Ф. Дюран пишет о том, что поискподлинности в них осуществляется посредством «игры» с собственнойсубъективностью, сотворения из собственной жизни философского эксперимента[135]. Интересны касающиеся отношений Сартра с жанром дневника идеи С.Дубровски, который предлагает психоаналитическое прочтение «Тошноты»,связывая дневниковую практику с психосексуальными побуждениями [132]. С. Л.Фокин рассматривает с этих позиций сартровские военные дневники, подчеркиваямаскулинность сартровской мысли, неприятие писателем форм женскогодневникового письма. [89].На фоне этого Ф. Лежён говорит о том, что «Дневники странной войны»можно рассматривать как отдельную самоценную работу, они являются«оригинальным, автономным, и, возможно, самым главным произведениемСартра» [160, p.
3]. Ж.-М. Бодуэн замечает, что дневники «не были авантекстом ккакой-либо готовящейся к публикации работе. Они позволяют увидетьавтобиографию в момент ее зарождения» [103, p. 155]. Такой подход показываетспецифику сартровского подхода к самоописанию в дневниках. Этому аспектууделяется внимание в публикациях 2010 г. Ж.-Ф. Луэтта [167] и Ж. Симон [204],гдедемонстрируетсястремлениеСартраизбежатьизоляционизмаи11нарциссическихинтроспективныхиндивидуалистическойпрактикиупражнений,веденияхарактерныхдневников.Данныйдлявопроспредставляется нам важным, так как он напрямую связан с философскопсихологическими идеями Сартра (необходимостью диалогов с «другим»,историчностью,особымпониманиемсубъективностииконцепцией«трансцендентного эго»).«Слова»интересныинтеллектуализированностьюповествования,чтоакцентируют многие исследователи (С.
И. Великовский [20], Э. П. Юровская [96],Л. Г. Андреев [15], С. Н. Зенкин [38] и др.). Здесь Сартр стремится «прояснить вседо конца, не столько показать, сколько понять скрытую логику, вышелушитьсамое зернышко истины, вывернуть наизнанку философскую подкладку не всегдавполне осознанных поступков и решений»[20, c. 169]. Важные моментывыявляютсяисследованиях,вновыхкомпаративныхпосвященныхсопоставлению сартровского текста с сочинениями крупных фигур XX века. Так,Г. А.