Диссертация (Типология образов подростков в отечественной кинодраматургии 1960–1980-х гг)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Типология образов подростков в отечественной кинодраматургии 1960–1980-х гг". PDF-файл из архива "Типология образов подростков в отечественной кинодраматургии 1960–1980-х гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»На правах рукописиАРТЕМЬЕВА ЕКАТЕРИНА АРКАДЬЕВНАТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙКИНОДРАМАТУРГИИ 1960-1980-Х ГГ.Специальность 10.01.01 – Русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степеникандидата филологических наукНаучный руководитель: кандидатфилологических наук, доцентО.С. ОктябрьскаяМосква – 20151ОглавлениеВведение ..............................................................................................................3Глава I. Теоретические проблемы кинодраматургии ....................................151.1.
Киносценарий как самостоятельное литературное произведение . . .151.2. Образ героя в кинодраматургии ...........................................................33Глава II. Трансформация образов подростков в советскойкинодраматургии: от 1960-х к 1980-м гг.............................................................51Глава III. Ключевые типы образов подростков в кинодраматургии 19601980-х гг. ................................................................................................................833.1. Ребенок играющий: кинодраматургия Ильи Нусиноваи Семёна Лунгина..........................................................................................833.2.
Идеалист-подросток и идеалист-взрослый: «белые вороны» вкинодраматургии Георгия Полонского (на материале киносценария«Доживем до понедельника») .....................................................................893.3. Подросток как романтический интеллектуал в киносценарияхСергея Соловьева «Сто дней после детства» и «Спасатель»....................983.4. Кинотворчество Юрия Клепикова:одиночество как главная черта героя-подростка.....................................1113.5. «Юность — это возмездие»: подростки-тираны в киносценарияхНатальи Рязанцевой «Чужие письма» и Александра Миндадзе«Плюмбум»..................................................................................................1173.6.
Подросток-«инопланетянин» в киносценарии Карена Шахназарова иАлександра Бородянского «Курьер».........................................................122Заключение.......................................................................................................131Библиография..................................................................................................1352ВведениеВ современном отечественном литературоведении киносценарий какособоежанровоеобразованиеостаетсянаперифериивниманияисследователей главным образом в силу своего пограничного положениямежду эпосом и драмой и специфических художественных характеристик,существование которых обусловлено тем, что сценарий всегда предназначенэкранизации.
Между тем, несомненно, что определенные исторические икультурные факторы повлияли на то, что отечественный киносценарий каксамостоятельноелитературноепроизведениезаслуживаетлитературоведческого исследования.В отечественном кинопроизводстве традиционно существовалоособое отношение к слову, и сценаристу в этой связи неизменно отводиласьзначительная роль, подчас более важная, чем режиссеру. Она началазакрепляться за ним еще в середине 1920-х годов, когда была введенасистема утверждения сценариев Художественным советом по делам кино, инегласно сохранялась вплоть до конца 1980-х годов.
Если поначалу решениевзять таким образом под контроль процесс кинопроизводства объяснялосьцелями минимизации средств, то уже в 1930-е стало очевидно, что благодаряэтому государство может успешно проводить собственную культурнуюполитику, своевременно отсеивая «неблагонадежные» киноработы.Чуть позже, уже с середины 1930-х гг., государственная точка зренияна киносценарий стала постепенно находить и теоретическое обоснование вряде учебников по сценарному мастерству, которые стали классическими длянескольких поколений советских сценаристов, в том числе работавших в1960-1980-е годы, — «Дух фильмы» Бэлы Балаша (1935) и «Драматургиякино» В.К.
Туркина (1938).3В середине 1950-х годов были образованы Высшие курсы режиссеров(в 1956 году) и Высшие курсы сценаристов (в 1960 году). (Впоследствии, в1963 году, оба учебных заведения объединены в Высшие курсы сценаристови режиссеров.) Педагоги ВГИКа и Высших курсов (это зачастую были одни ите же люди: например, у Евгения Габриловича были мастерские в обоихучебных заведениях) призывали своих студентов относиться к работе надсценарием как к полноценному литературному творчеству. Собственнопоэтому выпускниками Высших курсов стали не только киносценаристы, нои писатели — Алесь Адамович, Андрей Битов, Владимир Маканин, ФридрихГоренштейн, Борис Можаев.1960-е годы выбраны для исследования постольку, поскольку этодесятилетие стало новым рубежом для истории детско-подростковогоотечественного кинематографа.
Во-первых, именно в названный период, напике расцвета отечественной кинодраматургии, особенно активизироваласьтема детства и взросления. «Сталинское» кино же обращалось к теме детстване столь часто и в специфической форме исключительно патриотическихкартин.Ситуацию усугубили и другие факторы: закрытие в конце 1940-х гг.киностудии «Союздетфильм» и взятие курса на теорию бесконфликтности,вынудившую кинематографистов создавать искусственные образы детей.Уже в середине 1950-х ситуация начинает меняться. В 1959 году на базе«Мосфильма» было создано объединение детских фильмов «Юность», в1963 году киностудия им.
Горького переименовывается в Центральнуюкиностудию детских и юношеских фильмов им. Горького: обе студииуверенно займутся выпуском кинокартин для детей и юношества и станутглавными площадками по их производству в последующие три десятилетия.Л.А. Зайцева в книге «Эволюция образной системы советскогофильма 60-80-х годов» справедливо утверждает, что в 1960-е годыпреобладающим в советском кинематографе был тип «молодого героя». Вэтот период каждый год появлялось по несколько ярких киноработ, в4которых главным героем были ребенок, подросток или юноша: «Сережа»Г.
Данелия и И. Таланкина (1960), «Каток и скрипка» А. Тарковского (1960),«Друг мой, Колька!» А. Салтыкова и А. Митты (1961), «А если это любовь?»Ю. Райзмана, «Дикая собака Динго» Ю. Карасика (1962), «Я шагаю поМоскве» Г. Данелия (1963), «Добро пожаловать, или Посторонним входвоспрещен» Э. Климова (1964) «Звонят, откройте дверь» А. Митты (1965),«Республика ШКИД» Г. Полоки (1966), «Три дня Виктора Чернышева»М. Осипьяна (1967), «Доживем до понедельника» С.
Ростоцкого (1968) и т. д.Во-вторых, если в советском кинематографе в 1930-1950-е гг.господствовал один тип подростка, в 1960-е гг. реализуется идеямногообразия типов персонажей-подростков. В творчестве каждого изкинодраматургов, обращавшихся к теме детства и взросления в 1960-е гг. и впоследующие два десятилетия, наблюдается индивидуальный подход к еераскрытию и соответственно фигурирует свой образ «молодого героя». Затри десятилетия он непрерывно трансформируется, откликаясь в том числе ина общественные настроения.В частности, в 1960-е годы, во-первых, происходит реабилитацияобраза «белой вороны», подвергавшегося дискредитации в предыдущий«сталинский» период не только в «детском», но и во «взрослом»кинематографе. Эта тенденция проявилась, в частности, в киносценариях ккинофильмам «Друг мой, Колька» А.
Хмелика и С. Ермолинского, «Добропожаловать, или Посторонним вход воспрещен» И. Нусинова и С. Лунгина,«Звонят, откройте дверь!» А. Володина.Во-вторых, кинодраматурги 1960-х годов в лице сценаристовИ. Нусинова и С. Лунгина («Без страха и упрека», «Добро пожаловать, илиПосторонним вход воспрещен», «Внимание, черепаха!», «Телеграмма»)наконец обращаются к образу «ребенка играющего», который «сталинское»кино полностью изъяло из сферы своего познания, заменив игру,естественную для детского возраста, на общественно-полезные занятия.5В-третьих, к концу 1960-х «детская» тема так надежно закрепляется вотечественной кинодраматургии, что закладываются основы отдельногожанрового образования в ее русле — «школьной» киноповести, образцомкоторой стал киносценарий «Доживем до понедельника» Г. Полонского,утвердивосновнойкругпроблемисистемуобразов,ставшихтрадиционными для произведений данного жанрового образования.1970-е годы также были отмечены несколькими независимыми другот друга тенденциями.