Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 12

PDF-файл Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 12 Филология (32108): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)) - PDF, страни2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Сюпредваряет роман обширным введением, в котором писатель описываетположение протестантов во Франции с момента подписания Генрихом IVНантского эдикта до его отмены Людовиком XIV в 1685 году.При этом манера изложения исторических фактов романистом невсегда бесстрастна: автор не скрывает своего негативного отношения кполитическому курсу Людовика XIV в отношении протестантов и к личностикороля в частности. Во введении, а впоследствии и в тексте самого романапрослеживается остро субъективное отношение автора к монарху: «Le grandroi, par les persécutions monstrueuses et par les cruautés inouïes qu'incessammentil exerça sur ces malheureux peuples depuis la révocation de l'édit de Nantes, a dûcompte à Dieu, et doit compte à l'histoire des flots de sang et des horreurs sansnom qui ont épouvanté l'Europe pendant cette terrible guerre»139 (Vol.II: 184).Подобная отрицательная оценка высказывалась Э.Сю и ранее, в предисловиик другому историческому роману «Латреомон» (Latréaumont, 1837): «Когдамы, пережив столько ужасов, сопоставляем те времена с нашими, сладостнаяи мы хотели разить (Кавалье указал на двух стоявших на коленях осужденных).

Но потом Господьсжалился. Когда Авраам занес меч над головой своего сына, Господь удовольствовался и изрек:“Довольно!”. Господь велит нам пощадить их, пощадим их. Сделаем их нашими заложниками. Если бы одиниз наших попал бы в руки моавитян, Господь возвестил: “Одна жизнь спасет другую”. Но глас Господазовет нас…К оружию, Севенцы! Ко мне, люди равнины! Нам – драгуны Сен-Сермена! К оружию, горцы!Вам – аббатства Зеленогорского моста!139Великий король, который без конца мучал свой несчастный народ чудовищными преследованиями инеслыханными жестокостями со времен отмены Нантского эдикта, ответил перед Богом и отвечает передисторией за реки крови и невыразимого ужаса, которые держали в страхе всю Европу на протяжении этойжуткой войны.56утешительная мысль является нашему рассудку: с той поры люди иобстоятельства ушли достаточно далеко вперед, чтобы подобный ВЕЛИКИЙКОРОЛЬ и подобный ВЕЛИКИЙ ВЕК оказались более совершенноневозможными»140.По мнению Сент-Бёва такое отношение романиста к монарху имеетличные корни: «Нельзя так ненавидеть человека или короля, не имея дляэтого глубоко личных причин»141.

Другую точку зрения высказываетИ. И. Шутова, которая считает, что «пристальное внимание к деятельностиотдельных личностей свидетельствует о преувеличении писателем их роли вистории»142. Однако не стоит забывать, что Сент-Бёв является сторонникомбиографического метода в литературоведении, поэтому при интерпретациитворчества рассматривает личность писателя и его биографию какопределяющий фактор.

Шутова же рассматривает эту субъективность Э. Сюкак отсутствие в критике писателя научного подхода в пониманииперспектив общественного развития и природы классовых отношений.Нужно отметить, что для самого Э. Сю введение к роману «ЖанКавалье» было очень важно143, и связывать это надо прежде всего с рольюпредисловия и введения в исторических романах XIX века.

Оно неслоопределенную смысловую нагрузку, поскольку выполняло несколько важныхфункций, в частности: 1) в предисловии или введении автор обосновывалвыбор того или иного исторического периода, ставшего предметомизображения романа (В. Скотт, А. Дюма); 2) давал описания того времени итой страны, в которой происходит действие (В. Скотт, П. Мериме); 3) и,наконец, излагал свою концепцию истории, а также свой взгляд на задачи140Цит. по: Чекалов К.

А. Жанровый поиск раннего Э.Сю (рубеж 1830-1840 гг.) // Французская литература30-40-х гг. XIX века. «Вторая проза». М.: Наука, 2006. С.165.141Сент-Бёв. Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Художественная литература, 1970. С.265.142Шутова И. И. Исторические романы Эжена Сю : автореферат дисс. ... кандидата филологических наук :10.01.05 Пермь, 1985. С. 8.143В Ревю де Пари роман был напечатан без введения, в чем Э.

Сю упрекнул позже владельца журналаФ. Булоза. В русском переводе введение также отсутствует.57исторического романиста (А. де Виньи, П. Мериме, В. Скотт, О. де Бальзак).Таким образом, в данном случае Э. Сю следует за ранними историческимироманистами, давая во введении не только описание обстановки во Франциив определенный исторический период, но и выражая свой взгляд наисторические события и осмысляя роль личности в историческом процессе.Поэтому, как верно замечает Н. А. Литвиненко, «издание многих романовпервой половины XIX века в наше время оказывается неполным,«неадекватным»приотсутствиисопровождавшегоихавторскогопредисловия. <…> они являлись составляющими романного целого»144.Примечательно, что тема народного восстания, бунта, заговора былавостребована среди ранних исторических романистов: Варфоломеевскаяночь у П.

Мериме («Хроника времен Карла IX»), заговор при двореЛюдовика XIII у А. де Виньи («Сен-Мар»), контрреволюционный мятеж вБретани у О. де Бальзака («Шуаны»). В данном случае Э. Сю продолжаеттрадициюэтихписателейвизображениипереломныхмоментовчеловеческой истории, когда ярче всего обнаруживается и ценностьотдельного человека, и общий смысл эпохи, и проблемы общества тоговремени. Кроме того, исторические катаклизмы помогали романтикам понятьсовременныесоциально-историческиесобытия–восстания,войны,революции. Однако следует отметить, что в романе Э.

Сю дана инаяконцепция истории, чем та, что была связана с французской романтическойисториографией, воплощенной в трудах Мишле (история как сериякатаклизмов, переворотов), Гизо (история как цепочка закономерностей),Тьерри (история как борьба народных масс), и находила свое отражение всочинениях ранних исторических романистов145.144Литвиненко Н. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра: дисс....

доктора филологических наук: 10.01.05. Москва, 1999. С. 224-225.145Подробнее о романтизме и романтической концепции истории см. в кн.: Реизов Б. Г. Французскийисторический роман в эпоху романтизма. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 380 с; Махлин В. Л. Историзм: (Кистории понятия) // Литературоведческий журнал. – М.: ИНИОН РАН, 2013. – № 33. – С.5-24; Уайт Хейден.Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века.

Екатеринбург: Издательство Уральскогоуниверситета, 2002; Агаева К. Г. Характерные особенности романтизма в мировой литературе // Вопр.гуманит. наук. М., 2010. – N 3. С. 119-123; Claudon F., Encrevé A., Richer L. L’historiographie romantique.Bordeaux: Bière éd., 2007; Dictionnaire du romantisme / sous la dir. de Allain Vaillant. P.: CNRS, 2012. 850 p.58Несмотря на неприятие современной ему действительности, Э.

Сю непредпочитаетейпрошлое:отдаленнаяэпохавпроизведениинеидеализирована. Это – жестокое время, а потому в романе многонатуралистических сцен (убийство архипресвитера, расправа католиков надродственниками Кавалье, расправа Кавалье над черными камизарами),выписанных автором весьма подробно, что объединяет писателя с В.

Гюго,который вводит в свой роман «Ган Исландец» (Han d’Islande, 1823) большоечисло натуралистических подробностей: «Он бросил к наружной двери, окоторой мы уже говорили, то, что оторвал от предмета, валявшегося у егоног. <…> брошенный кусок имел форму человеческой руки, покрытойзеленой материей мундира Мункгольмских стрелков»146.

Однако, в этомЭ. Сю и В. Гюго на первый взгляд расходятся с А. Дюма, другимфранцузским историческим романистом середины века, поскольку автором«Трех мушкетеров» изображаемые в его романах эпохи рассматриваются какпрямаяпротивоположностьсовременности,поэтомуроманистипредпочитает обратиться к славному прошлому, подчас в значительнойстепени героизируя его. Тем не менее, не стоит забывать, что А. Дюма всвоем романе сознательно акцентирует внимание скорее на динамике,авантюрности эпохи, а также стоит учитывать и различие описываемых эпох:у А.

Дюма в «Трех мушкетерах» – Франция XVI века, у В. Гюго –«варварская» Норвегия.Традиционные черты раннего исторического романа прослеживаютсяв воссоздании образа эпохи, передаче местного колорита, быта и образажизни севенцев. В произведении Э. Сю даны описания местности, гдепроисходит действие, представлен типичный дом севенцев и порядки впротестантской семье на примере семьи Кавалье: «Il régnait dans les famillesreligionnaires une telle subordination, une telle déférence domestique, que le repas146Пер. с фр.

П. Макаровой. Hugo Victor. Han d’Islande. P., 1833. P. 213. В дальнейшем цитирую по этомуизданию с указанием страниц в скобках.59déjà silencieux devint d'une morne tristesse lorsque chacun remarqua la mauvaisehumeur du vieillard»147 (Vol.I: 103). Здесь Э. Сю схож с О. де Бальзаком,который в мельчайших деталях описывает пейзажи Бретани, дома шуанов, ихкостюмы и традиции в историческом романе «Шуаны, или Бретань в 1799году» (Les Chouans ou la Bretagne en 1799, 1829). О модели воспитания детей,принятой среди гугенотов, читатель узнает через историю детства июношества Жана Кавалье (глава «Жан Кавалье»).

Фанатиков-севенцевчитатель видит и глазами вымышленных персонажей – Туанон и Табуро.Представлен в романе и слой городских жителей: мелких торговцев икатоликов-буржуа города Монпелье (продавец духов мэтр Жанэ, кожевник,производитель воска). Однако в процессе изображения историческойдействительности Э. Сю, в частности, отходит от метода картин,используемого Гюго – обширные панорамы и длинные описания в «ЖанеКавалье»встречаютсяредко.Романистскореенепоказывает,арассказывает, что в принципе становится свойственно и другим романам1840-1850-х годов, например, историческим романам А.

Дюма. Этуособенность исторических романов середины XIX века отмечает иисследователь Алэн Вэйан: «Перед романистом больше не стоит задачирассуждать или описывать – требуется только рассказывать; и если в романевстречаются диалоги, то они должны выстреливать, как театральныереплики»148.Говоря о воссоздании исторического контекста в произведении, стоитобратить внимание на датировку событий романа. Действие «Жана Кавалье»происходит с июня 1702 года по май 1704. Датировка начинается с первойглавы романа, где после живописной экспозиции, рисующей перед читателемкрасоты долины Маленький Ханаан, в повествование вводятся Селеста иГабриэль, брат и сестра Жана Кавалье. Дата указывается почти полностью, за147В протестантских семьях царило такое послушание и столь строгая дисциплина, что общее настроение затрапезой, и без того молчаливое, превратилось в убийственно мрачное при виде дурного расположениястарика.148Vaillant A.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее