Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи))

PDF-файл Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)) Филология (32108): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)) - PDF (32108)2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Московский государственный университет им. М. В. ЛомоносоваФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТНа правах рукописиМАКАРОВА Полина АлександровнаФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1840-1850-Х ГГ.И СТАНОВЛЕНИЕ ПОПУЛЯРНОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКИ(Э. СЮ, А. ДЮМА, Ж. БАРБЕ Д’ОРЕВИЙИ)Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья(европейская и американская)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорПАХСАРЬЯН Наталья ТиграновнаМосква – 2014СодержаниеВведениеС.3Глава I.

Исторический роман Э. Сю: «Жан Кавалье, или С.47Фанатики Севенн».1. Исторический контекст в романе.С.482. Система персонажей.С.723. Черты roman populaire и приемы создания увлекательности в«Жане Кавалье».С.84Глава II. Популярный (народный) романтический исторический С.95роман: «Дочь регента» А. Дюма.1. Художественные параметры образа истории в романе.С.952. Система персонажей.С.1103. Черты популярной беллетристики в романе А. Дюма.С.121Глава III. Исторический роман «Одержимая» Ж. БарбеС.134д’Оревийи.1. История и память. Принципы воссоздания местного колорита.С.1352.

Система персонажей.С.1483. Элементы популярной литературы в поэтике романа.С.165ЗаключениеС.176БиблиографияС.1802ВведениеДаннаядиссертацияпосвященапроблемеэволюциижанраромантического исторического романа XIX века и связанному с ней вопросустановлениявофранцузскойлитературеXIXстолетияпопулярнойбеллетристики. Временной промежуток, выбранный для исследования, –1840-1850-е гг. Актуальность работы обусловлена несколькими факторами.Во-первых, в современном литературоведении присутствует довольнобольшое количество работ по французскому историческому роману началаXIX столетия (А.

де Виньи, О. де Бальзак, В. Гюго, П. Мериме)1, однакофранцузский исторический роман середины века затрагивается чаще всеговскользь, становясь предметом изучения лишь в некоторых работах, которыев большинстве своем посвящены творчеству отдельных романистов.Проблема же эволюции жанра исследователями не ставится2. Во-вторых,такое явление, как популярная беллетристика, все больше привлекаетвниманиеисследователей,чтонесомненносоздаетнеобходимостьобратиться к истокам данного феномена в национальных литературах, вданном случае – во французской.

Цель данной работы – уделить особоевнимание взаимодействию во французской литературе середины XIX векаисторического романа и популярной беллетристики, а также roman populaireкак одной из ее жанровых разновидностей. В литературоведении нередкоможно встретить точку зрения, согласно которой исторические произведения1840-50-х годов XIX столетия относят не к жанру исторического романа, а кжанрам паралитературы (приключенческому роману, роману плаща и шпаги,1См., напр.: Лукач Г. Исторический роман // Литературный критик, 1937 – № 7, 9, 12; 1938 – № 3, 7, 8, 12;Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма.

Л.: Гослитиздат, 1958. 380 с.; Durand-LeGuern I. Le roman historique. P.: A. Collin, 2008. 127 p.; Gengembre G. Le roman historique. P.: Klincksieck,2006. 159 p.2Среди исследований, рассматривающих проблему эволюции жанра, можно отметить лишь работуЛитвиненко Н. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: Эволюция жанра: Учебноепособие. М.: Издательство УРАО, 1999. 163 с.3roman populaire)3. Однако, думается, жанровое взаимодействие в данномслучае более сложное и тонкое. Задача диссертационного исследования –выявить характерные черты французского исторического романа серединыXIX века, приемы, используемые писателями для отображения истории вхудожественномпроизведении,проследить,каквпоэтикежанраисторического романа этого периода зарождаются и развиваются чертыlittératurepopulaire.

Однако для продуктивного анализаконкретныхпроизведений следует прежде всего обратиться к вопросу становленияисторического романа в литературе XIX века, подходам к изучению этогожанра и связанным с ним проблемам, которые ставит современноелитературоведение.Крометого,представляетсянеобходимымсформулировать определения терминов, используемых в данной работе всвязи с вопросом становления популярной беллетристики: «популярнаялитература»,«массоваялитература»,«популярнаябеллетристика»,«паралитература», «roman populaire».§1. Понятие историзма. Концепция историзма в философскохудожественной мысли романтизма.Рассмотрение жанра исторического романа XIX века невозможно безобращения к понятию историзма, а также к трактовке историзма вфилософско-художественной мысли романтизма.

Концепцию историзмаможно охарактеризовать как принцип подхода к действительности при еенаучном исследовании и практическом преобразовании как к изменяющейсяво времени, развивающейся. Уже в античную и средневековую эпохисложились предпосылки для понимания истории в смысле «единого,объединяющеголюдейпроцесса,которыйимеетпространственно-временную определенность, характеризуется смыслом и логикой своего3Например, романы А. Дюма и Э. Сю.4становления»4. В эпоху Просвещения концепция историзма разрабатываласьв работах Вико, Вольтера, Руссо, Дидро, Гердера.

XVIII век отмеченпривнесением аналитических методов рационализма в историографию.Впервые в ее истории была сформулирована научная задача: открыть общиеоснования, «обусловившие столь бросающуюся в глаза специфику отдельныхисторических эпох, и то, чем вызывалась их последовательная смена»5.Одной из предпосылок исторического подхода к миру оказалосьосуществленное Кантом перемещение центра тяжести на изучение субъектаиегодеятельнойприроды,Романтикийенскойшколы,атакжепредставители классического немецкого идеализма – В.

Й. Шеллинг,Гегель, отправляясь от философии Канта, в то же время подверглипересмотруегопонятиетрансцендентальногосубъекта:онисталирассматривать его как исторически развивающийся6. Кроме того, была снятадихотомия научного и ненаучного, свойственная философии Просвещения. Внемецком идеализме и у романтиков наука не противопоставляетсядонаучным формам знания, а скорее рассматривается как развитие этихмифологически-донаучных форм. Благодаря рассмотрению субъекта знаниякак исторически развивающегося была также снята дихотомия ложного иистинного, как она выступала в докантовской философии и у Канта, чтозакономерно: ведь эта дихотомия была тесно связана с противопоставлениемнаучного и ненаучного знания.

Вопрос об истинном и ложном знании Гегельпереносит в историческую плоскость, в результате чего появляется новыйпринцип: «истинно для своего времени». Тем самым вводится понятиеотносительной истины. Перенесение центра тяжести философии на субъектапривело к анализу всего разнообразия культурно-исторических форм какпродукта деятельности разных исторических субъектов (народов, наций,4См. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.Там же. С. 314-315.6См., напр.: Патырбаева К. В. Субьект исторического процесса в философии Гегеля // Вестник Пермскогоуниверситета, 2012. – Вып. 3.

– №11. С. 61-73.55эпох), выражающих свою неповторимость, своеобразие в предметахматериальной и духовной культуры.Своременный историк Хейден Уайт выделяет три отдельные «школы»исторического мышления, которые формируются в первой трети XIX века:«романтическую», «идеалистическую» и «позитивистскую». Все эти школыпо мнению Уайта объединяло отрицание «иронического отношения, с какимрационалисты позднего Просвещения подходили к изучению прошлого. Этаобщая антипатия к Истории во всех ее формах по большей части объясняетэнтузиазм по поводу исторических исследований, который был характерендля этого времени <...>»7.

Однако еще М. М. Бахтин замечал, что именноXVIII век заложил основы историзма: «Пресловутая неисторичность эпохиПросвещения должна быть вообще в корне пересмотрена <...> таисторичность первой трети XIX века, которая так высокомерно окрестилаПросвещение антиисторическим, подготовлялась просветителями»8.Утверждениюметодаспособствовалииисторическиешколы,располагавшиеся за пределами романтизма, например берлинская школаЛ. фон Ранке. В созданной Ранке системе исторической интерпретацииструктурообразующимединственнобыловозможнымпонятиепринципом«нация»,которуюорганизациионсчиталчеловечествадляобеспечения «мирного прогресса»: «…когда уже на склоне лет взялся засоставление Weltgeschichte [“Всемирной истории”], то старательно отделил ее отистории мира в целом, заявив, что она “заплутала бы среди призраков ифилософем”, если б оторвалась от твердой почвы национальных историй впоисках иной всеобщности кроме всеобщности наций»9.

Возникнув в теснойсвязи с романтизмом, школа Ранке придавала огромное значение традициикак квинтэссенции прошлого, сохраняющейся в настоящем и переходящей вбудущее, но отличалась от романтического направления сознательным7Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: ИздательствоУральского университета, 2002. С.

58.8Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 205.9Кроче Б. Теория и история историографии. Пер. с ит. И. М. Заславской. М.: Языки русской культуры, 1998[1917]. С. 174.6стремлениемкстрого-научному,«объективному»воспроизведениюдействительности.Подверглось осмыслению понятие историзма и в работах французскихисториков эпохи Реставрации.

Французская революция и другие потрясенияначала XIX века подтолкнули задуматься над смыслом истории. Все этонашло отражения в работах Тьерри, Мишле, Гизо, Минье. Ими былавысказана мысль о том, что историю творят не столько отдельные индивиды,сколько народные массы. Тьерри замечал, что Франции не хватает именноистории народа, поскольку все внимание направлено лишь на отдельныхвыдающихся личностей, в то время как не они являются двигателемисторического прогресса. Кроме того, выдвигается идея историческогодетерминизма,целесообразностивсемирногоисторическогоразвития(особенно – Гизо и Минье), представление об истории как о сериикатаклизмов и переворотов (Мишле).Нашло свое отражение понятие историзма и в художественной мыслиромантизма.Онокрайневажнодляпониманияхудожественныхпроизведений, предметом которых является собственно история.

Какутверждает Б. Г. Реизов, в XIX веке происходит развитие новой концепцииистории. Единство человеческой истории становится основным положениемфранцузской романтической историографии10.О. Л. Бейнарович в диссертационной работе «История и вымысел вроманах А. Дюма» (2002) трактует понятие историзма как «художественноеосвоение этнокультурной специфики, своеобразия той или иной эпохи»11.События и явления познаются в их динамике, в связи с конкретнымиисторическими условиями и рассматриваются с точки зрения того, как онивозникали, изменялись и пришли к данному состоянию.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее