Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Она обращена не к «вечному», а к сиюминутному.Массовая же литература понимается в двух аспектах: социологическом (тоестьлитератураоцениваетсясточкизрениясоциальногостатусалитературного текста, того, какую роль он играет в современном емукультурном процессе) и литературоведческом, в рамках противопоставленияпонятию«элитарнойлитературы»(учитываютсякачественныехарактеристики художественного текста: ориентация на редуцированныеэтические,эстетическиеихудожественныеценности,вторичность,формульность, шаблонизация).М. К.
Согомонян дает классификацию жанров, распространенных в туили иную временную эпоху популярной литературы:1) конец XVII - XVIII века: любовный, сентиментальноидиллический, готический романы;2) XIX век: роман-фельетон, мелодрама, авантюрноприключенческий и авантюрно-исторический, уголовный(полицейский) романы;3) XX век: детектив, научная и ненаучная фантастика, вестерн,дамский (женский) романы114.Кроме того, исследовательница отмечает, что романтический историческийроман по мере своего развития активно взаимодействует с популярнымиформами романной прозы, которые усвоили уроки беллетристическойлитературы XVIII века. Таким образом, в работе затрагиваются понятия«народного романтизма» и «популярного романа».113Крижовецкая О.
М. Нарратология современной беллетристики: автореферат дисс. ... кандидатафилологических наук: 10. 01.08. Тверь, 2008. С. 8.114Согомонян М. К. Становление популярного романа в латиноамериканской прозе XIX века: диссертациякандидата филологических наук: 10.01.03. Москва, 2009. С. 13.42Тем не менее, несмотря на возродившийся в последнее время средиотечественныхлитературоведовинтерескпроблемепопулярнойбеллетристики, массового и roman populaire, в изучении данного вопроса всееще остается много лакун и спорных моментов, что в том числеобуславливает актуальность данной диссертационной работы.***Предметом исследования в рамках изучения поставленной проблемыявляются три исторических романа рассматриваемого периода (1840-1850-егг.): «Жан Кавалье, или фанатики Севенн» (Jean Cavalier ou les fanatiques desCevennes, 1840) Э. Сю, «Дочь регента» (Une fille du Régent, 1845) А.
Дюма и«Одержимая» (L’Ensorcelée, 1855) Ж. А. Барбе д’Оревийи. Выбор материаладля исследования не произволен. Каждый из этих писателей связан, с однойстороны, с эволюцией романтического исторического романа XIX столетия, сдругой – со становлением популярной беллетристики этой эпохи. Былорешеносознательноостановитьсянароманахоразныхпериодахфранцузской истории (начало XVII в., эпоха Людовика XIV – роман Э. Сю;XVII в., период Регентства Филиппа Орлеанского – «Дочь регента» А. Дюма;конец XVIII – начало XIX в. – «Одержимая» Ж. А.
Барбе д’Оревийи), чтобыне сосредотачиваться на одной эпохе как предмете изображения, а найтиобщие черты в художественном воплощении разных эпох. Тем не менее,несмотрянавоссозданиеввыбранныхпроизведенияхразличныхисторических периодов, данные романы обнаруживают определенныесходства. Во всех трех произведениях предметом изображения становитсявосстание/заговор/контрреволюционное движение соответственно, то естьотражение именно переломных, кризисных эпизодов в жизни страны инарода.
Тем интереснее представляется проследить, как раскрывается этатема романистами при помещении действия в разные периоды французскойистории. Во всех трех романах воссоздается местный колорит трех43самобытных регионов Франции, нравы и обычаи их жителей: Севенны («ЖанКавалье»), Бретань («Дочь регента»), Нормандия («Одержимая»). Романы Сюи Барбе д’Оревийи объединяет также широкое присутствие черт готическогоромана,одногоизпредшественниковпопулярнойбеллетристики,существенно повлиявшего на поэтику произведений этого типа. «ЖанаКавалье» и «Дочь регента» сближает наличие характерных черт популярнойбеллетристики,вчастности–введениевповествованиемотивовпереодевания и узнавания, присутствие комического элемента. Интереснотакже рассмотреть взаимодействие прошлого и настоящего в выбранныхроманах: у Сю и Барбе д’Оревийи эта связь прослеживается посредствомвводимых авторами аллюзий на события современности: в «Жане Кавалье»восстание угнетенного народа, притесняемого абсолютистской властью,соотносится с современной писателю действительностью, где рабочий классугнетен господством буржуазии; в «Одержимой» раскрывается темаварварства и человеческой жестокости, повторяющейся вновь и вновь,несмотря на опыт прошлого, отсылая к событиям государственногопереворота 1851 г.
В «Дочери регента»явные связи с настоящим необнаруживаются, хотя это и свойственно другим историческим романамА. Дюма.Кроме того, нужно отметить, что в отечественном литературоведениитворчество Э. Сю115 и А. Дюма116 недостаточно исследовано, а творчество115Из последних работ следует отметить статьи К. А. Чекалова и Е. Ю. Сапрыкиной для сборника«Французская литература 30 - 40-х годов XIX века: "Вторая проза" (2006) (Сапрыкина Е. Ю. Блеск и нищета"больших" романов Эжена Сю; Чекалов К. А.
Жанровый поиск раннего Э. Сю (рубеж 1830-1840 гг.), однакоисторическим романам писателя в них уделено мало внимания. Из исследований, посвященных, вчастности, «Жану Кавалье» см. Шутова И. И. Исторические романы Э. Сю: дисс. ... кандидатафилологических наук: 10.01.05. Пермь, 1985; а также глава в исследовании Н.
А. Литвиненко (ЛитвиненкоН. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра: дисс. ... докторафилологических наук: 10.01.05. Москва, 1999).116Среди относительно недавних крупных исследований см. Бейнарович О. Л. История и вымысел вроманах А. Дюма: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.03.
СПб, 2002; Литвиненко Н. А.Тетралогия А. Дюма о Великой французской революции: поиски эпического синтеза. М.: ИздательствоУРАО, 2005. Однако большинство работ рассматривает произведения Дюма в контексте соотношенияправды и вымысла в его романах, не уделяя внимания присутствию в них массового элемента, наличиюприемов создания увлекательности.44Ж.
А. Барбе д’Оревийи практически совсем не изучено117, несмотря набогатую традицию исследования творчества этого писателя во французскойкритике118. Все три романа впервые становятся объектом специальногосопоставительного анализа.В первой главе «Исторический роман Э. Сю: «Жан Кавалье, илиФанатикиСевенн»рассматриваютсяособенностипоэтикиданногоисторического романа Э. Сю с целью выявить на примере этогопроизведения характерные черты исторического романа середины XIX века.В частности, обращается внимание на изображение исторического контекстав романе, систему персонажей, наличие в произведении приемов созданияувлекательности и черт roman populaire.Цель второй главы «Популярный (народный) романтическийисторический роман: «Дочь регента» А.
Дюма» – определить основныечерты историзма А. Дюма в контексте жанра исторического романа 18401850-х гг. и выявить, предвосхищает ли роман А. Дюма постепенноесближение романтического исторического романа с roman populaire. А. Дюмазачастую упрекают в неисторичности его произведений, чрезвычайнойразвлекательностипоследних.Следуетподробнеерассмотреть,свидетельствует ли это об отходе от исторического романа в сторону романаплаща и шпаги, либо речь идет о некой жанровой трансформации.117Нужно отметить, что отношение отечественной критики к личности писателя неоднозначно и менялосьсо временем. Интерес к Барбе д'Оревийи в России пришел на волне интереса к дендизму (см., например,предисловие М.
Кузьмина к русскому изданию книги «Дендизм и Джордж Бреммель», 1912). Первыестатьи, посвященные его жизни и творчеству, были написаны М. Волошиным и В. Брюсовым, высокоценившим произведения Барбе д'Оревийи. Советское литературоведение никогда всерьез не изучалотворчество Барбе д'Оревийи, подразумевая, что писатель мало достоин внимания.
В последнее время попрежнему выходило совсем немного работ о творчестве писателя: можно отметить недавно вышедшуюмонографию Т. В. Соколовой «Многоликая проза романтического века во Франции» (СПб, 2014), ее жестатью «Загадка Барбе д'Оревильи» (1993), предисловие к изданию избранных произведений Барбед'Оревийи «Имени нет» (2006), немногочисленные статьи справочного характера.118См., напр.: Leberruyer P. Au pays et dans l’œuvre de Jules Barbey d’Aurevilly: paysages envoutants etdemeures romantiques (2008), Avrane P. Barbey d’Aurevilly, solitaire et singulier (2005), Thiollet J.-P. Barbeyd’Aurevilly ou le triomphe de l’écriture (2006); Bernard Cl.
Le Chouan romanesque: Balzac – Barbey d’Aurevilly –Hugo (1989); Berthier Ph. " L’Ensorcelée ", " Les Diaboliques " de Barbey d’Aurevilly : une écriture du désir(1987) и многие другие.45В третьей главе «Исторический роман «Одержимая» Ж. Барбед’Оревийи» представляется интересным выявить особенности историческойроманистикиписателя,проведяанализ«Одержимой»вконтекстеосмысления роли памяти в истории и репрезентации минувшего события вхудожественномпроизведении,воссозданияместногоколорита,особенностей системы персонажей и присутствия элементов популярнойлитературы в произведении.46Глава I. Исторический роман Э.