Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
С. 38.Fondanèche Daniel. Paralittératures. P.: Vuibert, 2005. 734 p.98Compère Daniel. Dictionnaire du roman populaire francophone. P. : Nouveau Monde éditions, 2007.99Fondanèche Daniel. Paralittératures. P.: Vuibert, 2005. P. 17.100Compère Daniel. Dictionnaire du roman populaire francophone. P. : Nouveau Monde éditions, 2007. P.
9.101NoeA.Romanspopulairesfrançaisdu19siècle(интернет-версиялекций)http://homepage.univie.ac.at/alfred.noe/Populaire/Populaire-index.htm (Дата обращения: 28.04.2014).97//37персонажи) без какой-либо иронической или пародийной дистанции; полнаяассимиляция означаемого и означающего таким образом, что воображаемыймир не рассматривается как языковое творение, но как другая реальность,менее сложная, более понятная; мир паралитературы (Ноэ использует такжетермин «литература потребления») разделен на плохих и хороших, подобнорелигиозному дуализму; персонажи такой литературы характеризуются посвоей функции в интриге произведения и не выказывают какой-либопсихологическойстатичностьэволюции.характеровПомнениюсближает подобнуюисследователя,литературу сподобнаятекстамисредневековой эпохи.
И главное – литература потребления пробуждает вчитателе близкие и понятные ему эмоции, которые он безошибочнораспознает посредством повторяющихся символов и ключевых выражений.Именно это обеспечивает популярность такого рода литературы.Несмотря на достаточно позднее обращение западного, в частности,французского литературоведения, к вопросу становления популярнойбеллетристики и roman populaire, а также феномену романа-фельетона, стоитотметить,чтонаволнеинтересаксовременнойпаралитературеисследователи все чаще обращаются и к истокам данного явления102.Если в западном литературоведении интерес к феномену массового влитературе стойко проявляется с 1970-х годов, то в отечественномлитературоведении изучение этого явления развивается нестабильно.
Какотмечает Ю. М. Лотман, интерес к массовой литературе в русскомклассическомлитературоведениивозниккак«противодействиеромантической традиции изучения «великих» писателей, изолированных ототкружающейэпохиипротивопоставленныхей»103.Такойподход,нашедший свое отражение в работах А. Н.
Веселовского, А. Н. Пыпина,В. В. Сиповского, С. А. Венгерова, а позже – В. Н. Перетца, М. Н.102Среди последних работ стоит отметить: Angenot M. Les dehors de la litterature: du roman populaire à lascience-fiction (2013); Le roman populaire: des premiers feuilletons aux adaptations televisuelles, 1836-1960(2008), Richter Noё. Cinq siècles de lecture populaire (2000).103Лотман Ю. М.
Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. Избранныестатьи: В 3 т. – Т. 3. – Таллинн: Александра, 1993. С. 380.38Сперанского, В. П. Адриановой-Перетц и других исследователей, обусловилобращение к низовой и массовой литературе. Позднее возобновлениеинтереса к феномену популярной беллетристики связано с работамисоветских литературоведов 20-гг.
XX века, прежде всего Б. М. Эйхенбаума,В. Б. Шкловского, Ю. Н. Тынянова. Однако в дальнейшем изучение данноговопроса было приостановлено, о чем свидетельствуют наличие лишьобобщающих трудов по истории литературы. С точки зрения Лотмана,понятие массовой литературы – понятие социологическое. Оно касается нестолько структуры того или иного текста, «сколько его социальногофункционирования в общей системе текстов, составляющих даннуюкультуру. Понятие «массовой литературы» в первую очередь определяетотношение того или иного коллектива к определенной группе текстов»104.При этом исследователь акцентирует внимание на том, что явление массовойлитературы подразумевает в качестве обязательной антитезы некоторую«вершинную культуру».
Таким образом, оппозиция «высокой»/ «низкой»литературы выделяется и отечественными литературоведами. Однако рядисследователей, в частности – B. Е. Хализев и И. А. Гурвич, по традиции,идущей от В. Г. Белинского, противопоставляют беллетристику как«полноправную часть художественной литературы» и литературному«верху», и литературному «низу»105 – последний в данном случае находитсяза пределами литературы.Н.А.Литвиненковдиссертационнойработе«Французскийисторический роман первой половины XIX века: Эволюция жанра» отмечает,что «массовое» по-своему закладывает предпосылки для развития высокойлитературы: «тот же роман-фельетон, неистовая литература – романамФлобера, Золя; Э. Сю, наряду с Бальзаком, Диккенсом и Жорж Санд, –104Там же. С. 381.Хализев В.
Е. Основы теории литературы. М., 1994. Ч. 1. С. 103. Цит. по: Литвиненко Н. А. Французскийисторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра: дисс. ... доктора филологических наук:10.01.05. Москва, 1999.10539«Униженным и оскорбленным», «Преступлению и наказанию», «БратьямКарамазовым»106.
Исследовательница также затрагивает интересный вопрос опонимании такого явления как структурирование «массового» «высокой»литературой, поскольку в данном контексте это позволяет по-новомувзглянуть на исторические романы первой половины XIX столетия (Виньи,Гюго, Жорж Санд), как на произведения, где «системное жанровое целоевключаетобагерменевтическихкода–ивысокой,имассовойлитературы»107.В последнее время появляется все больше отечественных работ офеномене массового в литературе108.
Обращаются литературоведы и кистокам этого явления, в частности к роману-фельетону. Жанровый типромана-фельетона выступил одновременно как своеобразная вершинаромантическойисторико-социальнойпрозыикакистокмассовойлитературы и культуры конца XIX- начала XX в. – романов Э. Сю, Феваля идр.109. По мнению К. А. Чекалова, «паралитература» кристаллизуется именнов недрах «романа-фельетона», архитипическим образом которого становятся«Парижские тайны» Э. Сю. Главным же культурным событием, повлиявшимна становление паралитературы, явилось развитие романтической прозы –именно она оказалась весьма существенной питательной средой дляэволюции наиболее значимых паралитературных жанров110.106Литвиненко Н. А.
Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра: дисс.... доктора филологических наук: 10.01.05. Москва, 1999. С. 32.107Там же. С. 35.108См. Козлов Е. В. Развлекательный нарратив в паралитературе: культурный статус и дискурсивныепрактики: дисс. ... доктора философских наук: 24.00.01. СПб, 2009; Пахсарьян Н. Т. Эстетические ценностии оценки во французском популярном романе: динамика взаимодействия // Оценки и ценности всовременном научном познании.
Сборник научных трудов. – Т. 1. – Изд-во РГУ им. Иммануила КантаКалининград, 2009; Саморуков И. И. Массовая литература: проблема художественной рефлексии. //Диссертация кандидата филологических наук: 10.01.08. Самара, 2006;109См. Пахсарьян Н. Т. Фредерик Сулье и становление романа-фельетона во Франции XIX века //Французская литература 30-40-х гг. XIX века. Вторая проза. Отв. ред. А. Д.
Михайлов, К. А. Чекалов. М.:Наука, 2006.110См. Чекалов К. А. Жанровый поиск раннего Э. Сю (рубеж 1830-1840 гг.) // Французская литература 3040-х гг. XIX века. Вторая проза. Отв. ред. А. Д. Михайлов, К. А.Чекалов. М.: Наука, 2006; Чекалов К.А.Формирование массовой литературы во Франции. XVII – первая треть XVIII века. М.: ИМЛИ РАН, 2008.247 с.40Авторы работы «Литература и общество: введение в социологиюлитературы» – Л. Гудков, Б. Дубин, В.
Страда– дают следующееопределение массовой литературе: «Массовой литературой обычно называютмногочисленные разновидности словесности, обращенной к предельноширокой, неспециализированной аудитории современников и реальнофункционирующейхарактерныев“анонимных”особенностичитателей»111.кругахпаралитературныхтекстов,Выделяяисследователиотмечают, что массовые повествования строятся на принципе жизнеподобия,рудиментах реалистического описания, “миметического письма”. В нихсоциально характерные герои действуют вузнаваемых социальныхситуациях и типовой обстановке, сталкиваясь с проблемами и трудностями,знакомымиинасущнымиакцентируетсявниманиедлянабольшинствасоциальномчитателей.контекстеПриэтомформированиялитературы: «Речь <...> идет о конце существования письменной словесностив “закрытых” светских салонах, узких ученых кружках и дружескихакадемиях,окрахетрадиционно-сословногопокровительства,аристократического меценатства, придворного патронажа и о выходе насвободный рынок со всей его изменчивой игрой разнообразных интересов,запросов и оценок»112.Стоит отметить появление в последнее время диссертационныхисследований, посвященных феномену массового, популярного романа.О.
М. Крижовецкая разводит понятия «высокой» литературы с однойстороны и массовой литературы и беллетристики – с другой. Подбеллетристикой исследовательница имеет ввиду «тексты современнойлитературы,невключенныевканонклассикииотносящиесяк111Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ,1998. – http://www.iek.edu.ru/publish/pusl5.htm (дата обращения 29.04.2014).112Там же.41современности»113.Беллетристикаподражательнапоотношениюклитературе, она эксплуатирует приемы и способы литературы, но – длярешения уже не эстетических, а других (чаще всего – развлекательных и/иликоммерческих задач).