Диссертация (Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов), страница 11

PDF-файл Диссертация (Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов), страница 11 Филология (31822): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов) - PDF, страница 11 (31822) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов". PDF-файл из архива "Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Типология портрета в художественном дискурсе // Вестник Волгоградского государственногоуниверситета. Серия 2: Языкознание. 2006. № 5. С. 122–125.25Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. 303 с.54«Разговор»С одной стороны, портреты действующих лиц в этой поэме достаточношаблонно-романтические, обобщенные, малосодержательные. Тем не менее, вней появляются некоторые черты техники изображения внешности персонажей,которые будут развиты в реалистическом творчестве Тургенева.

Основа этойтехники — придание портрету динамики, заменяющей динамику сюжета, действия. В поэме, основным содержанием которой является философский диалог,такой динамизм выглядит как особенно необходимый. Эта динамичность достигается тем, что герой получает на протяжении произведения несколькопортретов, несколько описаний его внешности, при этом разных, не полностьюсовпадающих. Прежде всего, конечно, несколько портретных описаний получает главный герой поэмы — старик. Первый портрет наиболее развернутый:Отшельник бледный и худойМолился. Дряхлой головойОн наклонялся до земли;И слезы медленно теклиПо сморщенным его щекам,Текли по трепетным губамНа руки, сжатые крестом.Таилась в голосе глухомПолуживого старикаНепобежденная тоска...Тот голос... много зол и мукСмягчили прежний, гордый звук..

(I, 95).Это описание, конечно, шаблонно романтическое и обобщенное: все детали только говорят о том, что он дряхлый старик, к тому же мрачный и многопереживший. Затем старик выходит на свет и тогда его внешность в духе ро-55мантизма не столько преображается, сколько приобретает новое выражение иновое освещение, обнаруживая как будто «вторую сторону» его натуры:Сумрачен, угрюм,Стоял старик...

но так светлоСтруилась речка... так теплоКоснулся мягкий ветерокЕго волос... <…>И озарилися слегкаНемые губы старикаПод длинной белой бородойУлыбкой грустной, но живой (I, 96).Если раньше старик был бледный и полумертвый, то его улыбка, хотя игрустная, показывает, что в нем сохранилась «жизнь». Таким образом, портретом задается конфликт, будущая коллизия, приводящая к драматическому,хотя и «риторичному» «разговору».Однако если второе портретное описание можно считать просто дополнением к первому, то уже третий портрет служит для развития своего рода психологического действия. Старик под влиянием рассказа молодого собеседникакак бы возвращается к тому состоянию, в котором он был вначале, побеждаетмрачная, скептическая сторона его натуры:И вдруг старикУмолк — и медленно лицомНа руки дряхлые поник.Когда же голову потомОн поднял — взор его потух...Он бледен был, как будто духТревожный, плачущий, немойПромчался над его душой (I, 100).56Наконец, заключительный портрет старика окончательно возвращает кего первоначальному состоянию:РукойЛицо закрыл старик седой;И, думой тягостной томим,Сидит он грустно-недвижим… (I, 115).Таким образом, изменение душевного состояния старика описано нетолько через его монологи, но и через целых четыре описания его внешности,не повторяющих друг друга полностью.То же самое касается женского портрета, умершей возлюбленной.Начальный ее портрет рисует впечатление от первой встречи с героиней:Под окном,Полузакрытая плющом,Сидела девушка...

слегкаПылала смуглая щека,Касаясь мраморной руки...И вдоль зардевшейся щекиНа пальцы тонкие волнойЛожился локон золотой.И взор задумчивый едваБлуждал... склонялась голова...Тревожной, страстной тишинойДышали томные черты… (I, 102).Этот портрет, конечно, вполне романтически-стандартный и обобщенный. Второй портрет точно дополняет внешний и внутренний облик девушки:Взойдет, бывало, в древний храмИ, наклонясь к немым плитам,Так страстно плачет... а потом57Перед распятым божествомНадменно встанет — и тогдаЕе глаза таким огнемГорят, как будто никогдаИх луч, и гордый и живой,Не отуманился слезой (I, 103).Это описание симметрично второму описанию старика — оно открываетдругую сторону натуры героини, делает ее столь же сложной и противоречивой,как и натура ее возлюбленного.Изображение персонажей в реалистических поэмахВ поэме романтического характера, которой является тургеневский«Разговор», портретные описания неизбежно скорее схематичны, поэтому подлинное искусство детализированного портрета может проявиться только в реалистическом произведении.

Так происходит и у Тургенева: именно в поэме«Параша» окончательно формируются его центральные приемы динамическогопортрета. Портрет героев (героинь) не просто «размножается», но разделяетсяна два вида. В нашем понимании портрета мы будем опираться в значительнойстепени на классификацию портретных описаний, проведенную в работе Н.А.Родионовой «Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А.Бунина: Лингвостилистический аспект» (Дис. ... канд. филол. наук.

Самара,1999). Прежде всего мы заимствуем оттуда два понятия. Первое: портретпредставление, то есть портрет обобщенный, знакомящий читателя с новым героем, не зависящий от ситуации, не зависящий от конкретных обстоятельств, вкоторых описывается персонаж. Этот портрет необязательно появляется самымпервым и может быть разной длины. Второй: потрет-ситуация или ситуативныйпортрет, то есть портрет, обусловленный той ситуацией, в которой герой находится в момент его описания. Такой портрет может быть разного объема.Обобщенный портрет чаще всего предшествует ситуативному, однако так бы-58вает не всегда, и решение начать знакомство с ситуативного или обобщенногопортрета оставляется всегда на усмотрение автора26.Первый можно назвать обобщенным портретом: это портрет, не зависящий от ситуации, не зависящий от конкретных обстоятельств, в которых описывается персонаж.

Этот портрет необязательно появляется самым первым иможет быть разной длины. Второй тип — портрет, который мы назвали бы «ситуативным». Это портрет, который дается именно в определенной ситуации,Если обобщенный портрет один, то ситуативных портретов может бытьнесколько, в пределах поэтики тургеневской поэмы их количество не ограниченно. Портрет, который мы назвали обобщающим, традиционен, то ситуативный портрет представляет собой в значительной степени тургеневское «изобретение». Этот портрет, во-первых, связывается с портретом обобщенным, заставляя читателя не забывать, что это портрет того же человека, уже описанного ранее.

Делается это через одну или несколько повторяющихся деталей, ужеприсутствовавших в обобщенном портрете. Во-вторых, портрет связывается собстановкой, ситуацией, в которой он дается. Принцип, по которому это делается, мы очень условно назовем «метонимическим». Портрет будто являетсяпродолжением окружающей героя обстановки, та ситуация, в которой персонаж находится, сама заставляет описать заново или ввести новые, еще не описанные черты его внешности. Скажем, героиня держит в руках книгу, и этопровоцирует на описание ее рук, или героиня смотрит на кого-то, и это заставляет описать ее взгляд.

Функциональность этого приема разнообразна, что мыпокажем в дальнейшем при анализе реалистических поэм Тургенева.«Параша»В самом начале поэмы дается беглый ситуативный портрет главной героини:26Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект: Дис. ... канд. филол.

наук. Самара, 1999. С. 45–47. При этом мы не используем третий термин,предлагаемый в данной работе: портрет-оценка. Для наших целей имеет смысл считать такой потрет подвидомпортрета представляющего героя или ситуативного портрета. И тот, и другой могут быть связаны с оценкойгероя автором или тем, чьими глазами это описание дается.59Она являлась — в платьице простом,И с книжкою в немножко загорелых,Но милых ручках... На скамью потомОна садилась... помните Татьяну? (I, 66).Портрет носит метонимический характер, выделены детали облика героини, которые связаны с конкретной обстановкой и ситуацией, в которой мывстречаем героиню: простое платье (поскольку речь идет о темном гроте) и руки (в которых героиня держит книгу). Функция этого портрета — мимолетноезнакомство с девушкой, видимо, настраивающее на предвкушение дальнейшегознакомства с нею, когда читатель узнает ее подробнее.Только после описания родителей героини дается ее уже детальный иподробный портрет:Никто красоткойЕе б не назвал, правда; но, ей-ей(Ее два брата умерли чахоткой), —Я девушки не видывал стройней.Она была легка — ходила плавно;Ее нога, прекрасная нога,Всегда была обута так исправно;Немножко велика была рука;Но пальцы были тонки и прозрачны...И даже я, чудак довольно мрачный,На эту руку глядя, иногдаХотел...

Я заболтался, господа.VЕе лицо мне нравилось... оноЗадумчивою грустию дышало;Всегда казалось мне: ей сужденоСтраданий в жизни испытать немало...И что ж? мне было больно и смешно;60Ведь в наши дни спасительно страданье...Она была так детски весела,Хотя и знала, что на испытаньеОна идет, — но шла, спокойно шла...Однажды я, с невольною печалью,Ее сравнил и с бархатом, и с сталью...Но кто в ее глаза взглянул хоть раз —Тот не забыл ее волшебных глаз.VIВзгляд этих глаз был мягок и могуч,Но не блестел он блеском торопливым;То был он ясен, как весенний луч,То холодом проникнут горделивым,То чуть мерцал, как месяц из-за туч.Но взгляд ее задумчиво-спокойныйЯ больше всех любил: я видел в немВозможность страсти горестной и знойной,Залог души, любимой божеством.Но, признаюсь, я говорил довольноОб этом взгляде: мне подумать больно,Что — может быть — читающий народВсё это неестественным найдет (I, 66–67).В этом развернутом портрете повторяется уже упомянутая деталь — руки, которые наделяются новым признаком, новым свойством, остающимся, однако, так сказать, в поле предыдущего: в предшествующем очерке руки былислишком загорелыми, в данном случае они великоваты (но тонки и прозрачны).Руки представляют собой самое несовершенное место в облике девушки и,возможно, в разных смыслах наиболее земную сторону Параши, одновременносвязывающую ее с провинцией (чрезмерная загорелость) и с высокими устремлениями духа (в руках она держит книгу, символизирующую ее особость и похожесть на уже канонический образ Татьяны Лариной).61Развернутый статический портрет прибавляет новые важные детали.Первая из них — нога и от нее метонимически — стройность и плавность походки.

Это, очевидно, деталь, символизирующая гармонию и спокойствие душигероини. Вторая важная деталь, выделенная в портрете после передачи общей«атмосферы» лица («оно / Задумчивою грустию дышало»): глаза и взгляд. Глазаназваны «волшебными». Взгляд, как бы отделяясь от них, обретает свое собственное измерение и свои собственные характеристики: он «был мягок и могуч, / Но не блестел он блеском торопливым; / То был он ясен, как весенний луч,/ То холодом проникнут горделивым, / То чуть мерцал, как месяц из-за туч».Автор здесь вводит своей собственный модус восприятия, выделяя именновзгляд в портрете героини, он эксплицирует эту свою, так сказать, «прихоть»указанием на свое собственное ощущение: «Но взгляд ее задумчиво-спокойный/ Я больше всех любил: я видел в нем / Возможность страсти горестной и знойной, / Залог души, любимой божеством».В пространном лирическом описании глаз Параши и ее взгляда читателю представлен, так сказать, источник этого взгляда, то есть та душа, котораяего породила, и отражением которой он являлся, но пока не сказано, кудаустремлен этот взгляд.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее