Диссертация (Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов". PDF-файл из архива "Проблемы эволюции от поэзии к прозе в творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский Государственный Университет им. М.В. ЛомоносоваНа правах рукописиЦай МинПроблемы эволюции от поэзии к прозев творчестве И.С. Тургенева 1843–1847 годовСпециальность 10.01.01 — Русская литератураДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:Доктор филологических наук, профессорМ.С. МакеевМосква – 2016ОглавлениеВведение .................................................................................................................. 3Глава I.
Сюжет ...................................................................................................... 11Глава II. Портрет ................................................................................................... 54Глава III. Пейзаж ................................................................................................... 95Раздел I. Поэзия ................................................................................................ 951.1. Лирика .....................................................................................................
951.2 Поэма «Параша» ................................................................................... 1041.3. «Помещик» ........................................................................................... 1161.4. Характер пейзажа в поэзии и прозе Тургенева: сопоставительныйанализ ........................................................................................................... 122Раздел II.
Проза ............................................................................................... 1282.1. «Андрей Колосов» ............................................................................... 1282.2. «Бретер» ................................................................................................ 1322.3. «Жид» .................................................................................................... 1392.4.
«Три портрета» ..................................................................................... 141Заключение .......................................................................................................... 144Библиография ...................................................................................................... 1462ВведениеВ центре внимания данной работы находится переход Тургенева в еготворчестве от поэзии к прозе — процесс, начавшийся примерно в 1843 г.
и завершившийся примерно к концу в 1847 г. Выбранная нами тема кажется, напервый взгляд, достаточно традиционной. Система жанров, сосуществование исвоего рода борьба разных тенденций в творчестве Тургенева этого периодапривлекали внимание исследователей. Тем не менее, в большинстве случаеввзгляд исследователей существенно отличается от того, который будет отражаться в данной работе. Специалисты, занимавшиеся этим периодом, склоннычасто разделять и резко разграничивать разные жанры и направления творчества Тургенева. Так, есть работы, посвященные Тургеневу-поэту, среди которых выделим статью И.Г.
Ямпольского «Поэзия И.С. Тургенева»1, известнуюработу К.К. Истомина «Старая манера» Тургенева (1843–1855): Опыт психологии творчества»2, а также не теряющую значения монографию С. Орловского3.Эти работы содержат немало ценных наблюдений, однако, их общей особенностью является некоторая «изоляция» этой линии в творчестве Тургенева от других направлений его работы. Наиболее ценными для нас являются труды, показывающие связь тургеневских поэм с пушкинской традицией. Таких работ немало.
В них, на наш взгляд, черты, сближающие поэзию Тургенева с пушкинским творчеством, к настоящему времени выявлены с практически исчерпывающей полнотой. Упомянем только некоторые, самые важные, по нашему мнению. Это, прежде всего статья Н.В. Фридмана «Поэмы Тургенева и пушкинскаятрадиция»4, а также недавно выполненная диссертация Т.Г. Дубининой5. Именно последнюю работу стоит выделить как в значительной степени подводящуюитог данной теме, но отчасти и раскрывающую новые перспективы.1Тургенев И.С. Стихотворения и поэмы.
Л.: Советский писатель, 1970.Известия ОРЯС Академии наук. СПб., 1913. Кн. 2. С. 294–347, Кн.. 3. С. 120–94.3Орловский С. Лирика молодого Тургенева. Прага, 1926.4Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Наука, 1969. Т. XXVIII. Вып. 3. С. 232–242.5Дубинина Т.Г. Пушкинские традиции в творчестве И.С.
Тургенева 1840-х – начала 1850-х годов. Диссертация ... кандидата филологических наук. М., 2011.23С другой стороны, ряд исследователей видит в поэтическом творчествеТургенева исключительно подготовку к его романам и повестям. Как высшеевоплощение подобной тенденции можно привести книгу Ю.Ф.
Басихина6.Похожие позиции можно увидеть у исследователей, посвятивших своиработы тургеневской эволюции в целом: А.И. Батюто 7 , В.А. Недзвецкого 8 ,Ю.В. Лебедева9, П.Г. Пустовойта10 и других. Нам в значительной степени близка подобная точка зрения на тургеневскую поэзию. Однако в своей работе мызанимаем более сдержанную позицию: безусловно, поэмы Тургенева нельзярассматривать только в качестве «подготовки» к романам и повестям.
Поэтические произведения, работа в жанре поэмы, в частности, представляет собой самостоятельный период в творчестве Тургенева, и его достижения в этом жанрене стоит недооценивать.Если говорить о прозе Тургенева данного периода, то в исследовательской литературе господствует достаточно скептическое к ней отношение.Наверное, наиболее последовательно эта позиция выражена в очень содержательной работе Л.В. Пумпянского, на которой мы поэтому остановимся чутьподробнее.
«Ранние рассказы Тургенева 40-х годов, — пишет Пумпянский, —могли вызывать в читателе чувство крайнего обеднения литературы». Он полагает, что настоящая тургеневская новеллистика начинается с 1850 г. По мнениюПумпянского, в ранних рассказах то появляется пушкинский синтаксис(например, в «Андрее Колосове» 1844 г.), то дублируется ситуация «ЕвгенияОнегина» (например, в «Бретёре» 1846 г.)11. Некоторые другие исследователитоже стремятся показать художественную слабость, эклектичность тургеневской прозы середины 1840-х гг..
Отчасти соглашаясь с такими взглядами, мы,однако, покажем, что эти произведения представляют собой важнейший этап вэволюции Тургенева-писателя, главное значение которого — само «открытие»им прозы с ее многообразными возможностями.6Басихин Ю.Ф. «Поэмы И.С. Тургенева (Путь к роману)». Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука. Ленингр.
отдние, 1990.8Недзвецкий В.А. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя: курс лекций. М: МГУ; Стеклитамак:Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2008.9Лебедев Ю.В. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения. М.: Центрполиграф, 2006.10Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.11Пумпянский Л.В. Тургенев-новеллист // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. 443 с.74Как нам представляется, наиболее значительным достижением в понимании жанрового состава и жанровой эволюции творчества Тургенева в этотпериод является относительно недавно вышедшая книга И.А. Беляевой «Система жанров в творчестве И.С. Тургенева» (М.: МГПУ, 2005).
Взгляд исследователя представляется нам наиболее взвешенным, поэтому наша работа в чем–то основывается на суждениях и наблюдениях, сделанных в выше указаннойкниге. Мы во многом разделяем представленную в работе точку зрения насложное и полемическое отношение Тургенева к пушкинским произведениям.Также нам представляется, что именно в этой книге представлен наиболее объективный взгляд на сложное взаимодействие жанров в творчестве Тургеневаэтого периода.Учитывая позиции и достижения предшественников, мы в своей работехотим принять наиболее редко встречающийся подход к изучению творчестваТургенева середины 1840-х гг., взгляд на него именно как на переходный период от поэзии к прозе. Под этим углом зрения, как нам представляется, многиестороны его произведений могут предстать с одной стороны в неожиданном, сдругой — более логичном освещении.Этот переход, выглядит совершенно закономерным и исторически необходимым.
Период 30-х–40-х гг. XIX в. в истории русской литературы традиционно и справедливо связывается с переходом не только от романтизма к реализму, но и от доминирования поэзии к торжеству и центральному положениюпрозаических жанров12. Это проявляется в общих тенденциях и фактах — в сороковые годы постепенно становятся менее популярными поэтические сборники, журналы печатают мало стихов (к началу 50-х гг. некоторые вообще прекращают).
Само литературное имя и место в литературном мире поэту приобрести становится очень трудно, гораздо труднее, чем беллетристу-прозаику, чьепроизведение даже не будучи талантливым, легко может приобрести пусть недолгую, но известность (например, Евгения Тур или Иван Панаев). Уже в сороковые годы в литературе начинают преобладать писатели, начинавшие сразукак прозаики (среди них наиболее яркий пример — Ф.М. Достоевский). Эта12Эти два процесса не были абсолютно равны друг другу (поскольку в 30-е гг.