Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 13

PDF-файл Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 13 Филология (31670): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения) - PDF, страница 13 (31670) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Она была достаточно труднодоступна, вернее сказать, и вовсе не доступнадля человека. Полностью покрытая густым лесом, местность годилась для обитаниятолько диким зверям. Разве справедливо, чтобы от наказа, влекущего столькотрудов, страдал человек пришлый, и бедный, и не имеющий помощников в своемделе, кроме Бога. Ведь он вполне мог вернуться и просить извинения перед тем, ктодал ему такой наказ <…>.

Однако, он не заколебался, не остановился и не сказал:«Освободи меня, ведь [есть причины] и одни, и другие: я слаб и не имею средств, адело требует и больших денег, и рабочих рук». Ничего подобного [Герман] несказал и не подумал, но зная, что для крепко верующего возможно все, рубил лес ипрокладывал проход. Совершая этот труд много дней, с огромными усилиями онсумел расчистить дорогу и добраться до места, где следовало основать храм.Оказавшись там, он принялся копать, чтобы заложить фундамент145.Также иногда агиографы упоминают о типе дороги. Помимотрадиционных и хорошо известных типов дорог (βασιλική, λεωφόρος),известны другие термины, обозначающие специализированные дороги:ἀγελοδρόμιον, ἁμαξηγός, ξυλοφορικόν, παλαιόστρατον, μονοπάτιον, πλακωτόν146.Извсегоэтогоразнообразиявагиографииотражаетсятолькопротивопоставление основной дороги (βασιλική, λεωφόρος, τετριμμένη, τρίβος,εὔτριπτη) ивторостепенной(ἀτρῐβής).

В основном, главная дорогаупоминается в ситуации, когда герои житий по тем или иным причинампопадают в незнакомую местность и пытаются там разыскать как раз такуюдорогу или, сбившись с нее, пытаются выйти обратно. Но есть и другиеситуации. В житии Константина из Иудеев агиограф сообщает, что святой,наоборот, предпочитал передвигаться побочными дорогами: «Когда онприбыл в Миры, ему было даровано чудо, достойное рассказа.

Ведь этому144Vita Lazari, p. 512.Vita Germani, p. 8*.146Belke. K. Roads and Travel in Macedoniaand Thrace in the Middle and Late Byzantine Period//Travel,p. 87.14562мужу было привычно избегать больших дорог, и в основном он ходилнепроторенными и уединенными тропами, вероятно ради уединения(…Εἴθιστο μὲν γὰρ τῷ ἀνδρὶ τὰς μὲν λεωφόρους ἐκκλίνειν ἡσυχίαςτάχα καὶ τοῦτο χάριν, ἐπὶ δέ γε τὰς ἀτριβεῖς καὶ μονίους μάλισταὁδεύειν ὁδούς)»147.Однако, самое поразительное наблюдение, связанное с употреблениемслов ὀδός, δρόμος в агиографической литературе состоит в том, что вабсолютном большинстве случаев они употребляются не в прямом, а впереносном значении, метафорически обозначая жизнь, христианскийжизненный путь.

Причем, эта метафора используется настолько широко, чтопредставляется важным посвятить ей отдельную главу.147Vita Constantini, p. 635.63Глава 2. Метафора дорогиМетафорическое употребление образа пути или дороги являетсяраспространенным явлением во множестве культур. В. Н. Топоров в работе«Пространствоитекст»,описываяособенностимифопоэтическогопространства, говорит о мифологеме пути в конфуцианстве, даосизме, атакже в иудейской, христианской, буддистской традициях. Общим для нихявляется то, что соответствующее вероучение, свод нравственных правилпредставляются как путь, которому надо следовать, который можно найтиили потерять148.Это в полной мере характерно и для текстов византийской агиографии.Однако представляется более интересным рассмотреть метафорику пути некактрадиционнуюособенность мифопоэтического или религиозногосознания, а проанализировать данный материал, используя достижения вобласти собственно теории метафоры.В течение нескольких последних десятилетий явлению метафорыуделялось значительное внимание.

Природа и бытование ее исследовалисьлитературоведами, лингвистами, философами. Переоценивая и переосмысляяэто явление, ученые приходили к выводу, что оно, несомненно, представляетсобой нечто большее, чем один из тропов. Самое широкое признание иизвестность среди подобных исследований приобрела книга Дж. Лакоффа,М. Джонсона «Metaphors We Live By»149, во многом сформировавшаяпринципы современной когнитивной лингвистики. Согласно им, метафорапринадлежит не только языку, т.е. словам, она принадлежит процессамчеловеческого мышления.

Это механизм, с помощью которого люди думаюти понимают, структурируют свои ощущения, поведение, отношения сдругими людьми. Такой взгляд позволяет уйти от рассмотрения метафоры148149Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 267-269.Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago, 1980.64пути как особенности мифопоэтического или религиозного сознания иоценить ее с более широких общекультурных позиций.Опыт подобного исследования содержится в статье О.

В. Лавреновой«Культурный ландшафт как метафора»150, где анализируются с точки зрениякогнитивной теории метафоры географические образы в целом. Авторвысказывает тезис о том, что область взаимоотношений культуры ипространства имеет метафорическую природу. Пространство, ландшафт и егочасти могут выступать в качестве метафоры, и именно в процессеметафоризации создается множество смысловых коннотаций, за счеткоторых происходит передача непереводимой культурной информации.В этом, собственно, и состоит основная идея теории Лакоффа иДжонсона.

Метафора нужна для того, чтобы уяснить что-то более сложное,абстрактное через более простое, видимое и ощущаемое. Механизм этотописывается как взаимодействие двух структур знаний – структуры«источника» (то, с чего происходит перенос значения) и структуры «цели»(то, на что переносится значение). В процессе метафоризации некоторыеобласти цели воспроизводятся по образцу источника – происходит«метафорическая проекция». Область источника в когнитивной теорииметафоры представляет собой обобщение опыта практической жизничеловека в мире.

Это относительно простые когнитивные структуры,постоянно воспроизводящиеся в процессе физического взаимодействиячеловека с действительностью. Одна из них – это путь.Характерной чертой процесса метафоризации является то, что вобласти цели высвечиваются только отдельные свойства источника.Удивительно, что они могут значительно различаться или, наоборот,стабильноповторяться.Исходяизтакихнаблюдений,говорято«денотативном разнообразии» или «денотативной стабильности» метафоры врамках корпуса контекстов.150Лавренова О. В.

Культурный ландшафт как метафора // Философские вопросы. 2010. № 6. С.92-101.65Вданномразделемыпопытаемсявыделитьцели,которыеметафорически обозначаются при помощи образа пути (ὁ δρόμος, ἡ ὁδός, ἡπορεία и др.) в контексте средневизантийских житийных текстов. Такжепредставляется возможным проследить, какие метафоры, связанные сдорогой, перешли из библейской традиции и остались неизменными, какиеприобрели новое развитие, а какие являются собственно византийскими.Мыужеотмечали,чтоэтотметафорическийобразявляетсячрезвычайно распространенным.

Причем это отнюдь не объясняетсячастотой цитирования Библии, поскольку в текстах в большом объеменаблюдается именно авторское употребление данных метафор.В ходе работы было выделено несколько основных метафорическихмоделей, источником в которых служит образ дороги: жизнь – это дорога;речь, повествование – это дорога; способ, методика – это дорога, поведениечеловека – это дорога. Абсолютное большинство употреблений приходитсяна первую группу, и в связи с тем, что именно они имеют самое близкоеотношение к описаниям путешествий, в данном исследовании мы приводиманализ метафор только этой группы.В рамках метафорической модели «жизнь – это дорога» существуетширокий набор вариаций, но общим для них является представление не ожизни вообще, а, скорее, о христианской жизни.По сути, эту метафору можно считать одним из проявленийонтологического концепта «время – это дорога».

Здесь из области источникаберется видимая, ощутимая продолжительность – протяженность пути, но внашем контексте добавляется одновременно вторая составляющая –сложность этого пути. Если в Ветхом Завете основной аспект –противопоставление прямого и кривого пути151, то в Новом Завете впервые151Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих; а совращающихся на кривые путисвои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля! (Пс. 124:4,5).

Всякийдол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные путисделаются гладкими (Ис. 40:4). Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякуюдобрую стезю. <…> дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь… от тех,66появляется новый образ – узкий путь. Здесь наблюдается некотораяинверсия. В ветхозаветных книгах путь Бога, истины, света прямой иширокий, он доступен всем: «И будет там большая дорога, и путь по нейназовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет дляних одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся (Ис.

35:8)».Задача человека – просто не свернуть с этой проторенной дороги. Образ жеузкогопути,наоборот,говоритотрудностиэтойдорогииеепредназначенности для избранных: «Входите тесными вратами, потому чтошироки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их(Мф. 7:13-14)». Такой образ в новозаветных книгах обнаружен только одинраз, но именно эта трактовка метафоры получила самое интенсивноеразвитие в византийских житийных текстах.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее