Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 11

PDF-файл Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 11 Филология (31670): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения) - PDF, страница 11 (31670) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Анонимный агиограф жития трех братьев с Лесбосаотправляет Георгия и Симеона в столицу для участия в соборе 843 г.,восстановившем иконопочитание. В соответствии с обычной манерой, авторне описывает, как именно выглядели дворцы, улицы, памятники, храмы, ондаже ни разу не высказывает никакого восхищения их красотой и величием,какое можно было бы предположить в человеке, впервые прибывшем встолицу и проведшем до этого всю жизнь на острове и в ссылке. Но онупоминает столько мелких топографических деталей, что у читателя все-такиформируетсяопределенноеощущениеприсутствия,впечатлениеореальности всего описанного. Автор указывает названия разных районов(Пигэ, Каниклиу, Псалидион), отдельные части Большого дворца (Дафне,Халке, Магнавра), разные храмы и монастыри (Св.

Софию, храмыПеривлепты, Христа Спасителя, монастырь Сергия и Вакха), Милион, улицуМесе121.Отдельный мотив, который тоже вносит свою лепту в формированиегородского образа, это сцены городской жизни, описание не города, агорожан. Х. Саради совершенно справедливо пишет о том, что в120Ibid., р.

368-370.Эти названия сосредоточены в главах 28-31, где говорится о пребывании героев вКонстантинополе (Vita Davidis, Symeonis et Georgii, p. 245-250).12153средневизантийское время поменялся и облик города, и особенностиобщественной городской жизни, что не могло не отразиться в источниках.Действительно, очень часто в житиях события развиваются на фоневнутреннего пространства дворцов, храмов и монастырей, а не на улицах122.Тем интереснее отметить, что события и происшествия на городских улицахвсе-такинепокидаютстраницжитийнойлитературы.Какнампредставляется, избежать этого было совершенно невозможно. Как быжитийные герои ни хотели избежать любого общения со светским миром,агиографы упорно продолжали писать о взаимодействии сторон внутри этогоконфликта. Социальное пространство концентрируется вокруг героя внезависимости от того, живет ли он в городе, в монастыре, в уединенном скитуили стоит на столпе.

Весь сюжет жития Григентия построен на том, что ондолжен всякий раз покидать очередной город, как только обзаводится какимто кругом общения и становится любим и почитаем. Его невидимый спутникторопит героя в новый путь, несмотря на душевные страдания, связанные снеобходимостью оставить тех, к кому он привязался. Несмотря на это,страницы жития заполнены картинами городской жизни и общением святогос многочисленными обитателями улиц, нищими, провидцами, юродивыми.Например, в Агригенте святой по пути в храм увидел толпу, которая тонапряженно молчала, то взрывалась хохотом. Причиной собрания сталаженщина, жена одного из местных жителей, которая, свесившись со своегобалкона на площадь, поносила прохожих и возвещала каждому из них о егосердечных тайнах, и вместе с именами любовников или любовниц называла иместо, и время совершения греха123.

А в житии Леонтия ИерусалимскогоXII в. образ Константинополя рождается исключительно из описаниявзаимодействия героя и обычных горожан. Едва появившись в столице,Леонтий начинает вести себя в традиции юродивых, поэтому реакция людейна его появление предсказуемым образом отражается в тексте. Это обычно122123Saradi H. The City in Byzantine Hagiography/ Companion, р. 429, 432-433.Vita Gregentii, p.

238-240.54для жизнеописаний юродивых, но в данном случае таким образом создаетсяживой, непосредственный образ города, поскольку нам транслируются яркиевпечатления, не отделимые от субъекта происходящего:… [он] вошел в великий город. Войдя же, этот благородный (муж) не стал обращатьвнимания на роскошь и изнеженность. Не стряхнув дорожной пыли, не вытеревпота от тягот [путешествия], он вовсе не захотел ни к кому обращаться или с кем-тознакомиться – ни с человеком простым, ни со знатным, ни с мудрецом и ученым,знающим все об этой жизни.

Но оставаясь чужим среди чужих, чужим для этогогорода и его обитателей и не понимая их нравов, он тотчас же бросился в гущуборьбы с силами и властямитьмы. Изображая безумного, он показалсявизантийцам некой диковиной, добровольным шутом, который может рассмешитьих. Он вел жизнь, привычную для такого ремесла: получал пощечины и затрещины,но не обращал на них внимания, раздумывая сам с собой, какую [духовную] пользуэто занятие может ему принести. Если ему удавалось при случае взять у кого-то изторговцев ладан и угли, он брал их [голыми] руками и бегал по улицам, кадя наслучайных прохожих и, главное, перед иконами Спасителя и его святых…,изображенных на перекрестках124.Также довольно редким исключением является использование энкомиядля описания города, посещаемого святыми в ходе путешествия125.

В рамкахпроанализированных текстов в полной мере таким средством пользуетсятолько Никита Давид Пафлагон в своей редакции жития апостола Андрея126,что связано с историей создания текста и одной из главных его целей –прославить селение Харакс в Пафлагонии127 (подробнее об этом см. с. 132).Вероятно, этим объясняется наличие в тексте такого пространногохвалебного описания Харакса:…великий апостол…, отплыв из Амастриды по реке Парфениос (ведь она быласудоходна), добрался до торгового селения (ἐμπόριον) Харакс. Оно носит такое,подобающее укрепленному и обнесенному стенами городу, имя, поскольку и само,словно частоколом и стенами, окружено и охвачено двумя реками.

С южнойстороны [река] называется Ликос из-за [наносимого ею] ущерба, с северной именуется Луса из-за разливов. [Селение] обеспечивает своим обитателямприятную и счастливую жизнь, поскольку две эти реки, сливаясь и смешиваясь водин поток в западной его части, образуют уже упомянутую реку Парфениос. Онаже, значительная в глубину, пространная в ширину и спокойная в течении,124Vita Leontii, cap.

7.14-32.Элементы энкомия, отмеченные нами в еще одном тексте, житии Николая Студита, неотносятся к путешествию героя, а составляют часть топоса прославления его родины – Крита иКидонии (Vita Nicolai Studitae, col. 868).126Laudatio Nicetae.127Предания, с. 49.12555поскольку воды катятся плавно, просто создана для того, чтобы легко доставлятьдесятитысячные суда, нагруженные всевозможными востребованными товарами водно равнинное и ровное место вблизи Харакса. На вершине каждого года (ἐνἑκάστου χρόνου περιοπῇ) в течение месяца, называемого Лой, или же август, к немутолпами устремляются [люди], которым выпало жить на западе и на востоке,стекаясь, словно на какой-то общий для всех торг, и каждый продает свое, выгоднообменивает или покупает. Да, впрочем, и в любое другое время года, потокспешащих туда людей не прекращается; дорога же, ведущая сюда, не теряетсходства с муравьиной [тропой], где одни приходят, другие уходят, сменяясь вновьприбывающими, что и составляет немалую пользу и облегчение в жизни дляместных жителей128.Также Никита Давид включает в свое повествование элементыэнкомия, описывая город Амис:Место же это неспроста носило такое название, будучи действительноблагоприятным (ἄμισος), и, словно садовник (φυτοκομος), предоставляло своимжителям великое изобилие оливок, разнообразных плодовых деревьев и прочегонеобходимого.

При этом не только суша в избытке поставляла плоды, но и морепредлагало им неистощимый и богатый рыбный промысел. О местных жителях жемногие свидетельствуют, что по природе своей они добрые и щедрые, так чтодревние, назвав Понт Евксинским, ни в чем не погрешили против истины129.Подводя итоги, следует сказать, что, как ни странно Иерусалим и Рим,за исключением жития Григентия, описаны очень скупо, а вот о другихгородах агиографы могут приводить многочисленные подробности, названиямелких топографических деталей.

Вероятнее всего, что все они стремилисьсоздать аутентичное городское пространство, а не какое-то абстрактное, нополучалось в итоге у всех по-разному в зависимости от имевшихся данных исилы воображения. Разумеется, если сам автор жил в том или ином городе,он мог описать его подробнее, чем другие населенные пункты, в которые онотправлял своих героев130. В целом же образ того или иного города создаетсяпосредством описания через действие, а не описания-экфрасиса.128Laudatio Nicetae, p.

203.Ibid., p. 193.130Так, в некоторых текстах сохранились некоторые весьма ценные сведения. В Сказании обобретении мощей св. Евфимии агиограф описывает, во что превратился храм святой вКонстантинополе во время иконоборчества. Сначала там устроили склад, потом ремесленнуюмастерскую, а в виме расположили отхожее место (Translatio Euphemiae, p. 89).129561.2.2. Храмы и монастыриОчевидно, что храмы и монастыри постоянно появляются в текстах освятых в качестве значительных пунктов на их пути. С паломническимицелями или по делам герои житий бесконечно путешествуют от храма кхраму, от монастыря к монастырю. Однако, как ни странно, описаний какизвестных святынь, так и церквей местного значения в агиографиичрезвычайно мало. Для монастырей, видимо, внешний эстетический образархитектурного ансамбля вообще не имел никакого значения.

Все вниманиеавторов, если они вообще пишут о монастыре что-то, помимо названия,находится в духовной сфере. Агиограф Николая Студита, описываяСтудийский монастырь, говорит исключительно о добродетели и величииФеодора, которые переносятся и на саму обитель131. А чуть позднее этотдуховный центр сравнивается с раем132.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее