Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В согласии с этим утверждением можно интерпретироватьдраматичный фрагмент из жизни города, который появляется в текстепозднее. Говоря о возвращении Лазаря из Палестины на родину, агиографупоминает овспышке враждебностимусульманских правителейпоотношению к христианам, которая стала истинной причиной отъезда святого.Автор описывает разрушения храма Гроба Господня, очевидцем которогостал Лазарь. При этом в основе этого эпизода тоже лежит действие, но оноописано с большей эмоциональной вовлеченностью:107...
прибыв туда, этот божественный и прекраснейший юноша <...> вошел в Божий храм и,преклонив колена, орошал потоками слез полы святилища. <...> Так он провел весь день, воскуряяфимиам и обнимая животворящий гроб, а затем обошел все святые церкви, священную Голгофу ивсе святые места поблизости... (Vita Theodori, p. 7-8).108Прибыв в святой город в месяц ксантик, [святой] поклонился святому и всесвятейшему гробуХриста и Бога нашего, откуда воссияла благодать воскрешения. Божий иерарх привел его [Илию]пред лобное место и, совершив молитву, облек его в святую монашескую схиму. <...> БогоносныйИлия оставался в городе несколько дней, поклоняясь и лобызая святые места (Vita Eliae Iunioris, p.26).109…[святой] каждодневно обходил известные храмы и великие из святых церквей, преклоняясьперед устроением монастырей и деяниями живущих в них монахов… (Vita Vlasii, p.
662).110Добравшись до Иерусалима, он обошел и поклонился всем святым местам, а также имонастырям. В душе святого поселились божественная любовь и страсть стать насельником лаврысв. Саввы, бывшей превыше всех тамошних монастырей. (Vita Lazari, p. 514).49Этот нечестивец Азиз, прибыв в Святой Град и увидев, насколько прекрасен ичудесен храм Воскрешения Христа и Бога нашего, приказывает одному из своих,так сказать, псов <...> забраться наверх и низвергнуть на землю золотой честнойкрест, установленный на куполе.
Что и было исполнено <...>. Неустанноcквернословя против Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, преступный Азиз вгневе приказал всем наброситься на храм и разрушить его. Он еще не успелдоговорить приказ своими нечистыми устами, как [воины], словно собаки на охоте,пущенные по следу, стремительно и усердно рванулись исполнять приказанное.Когда они начали разрушение, в толще стены в углублениях обнаружилисьукрашения и монеты, которые были положены там некогда спутниками блаженнойЕлены, мужчинами и женщинами, вдохновленными страстью ко Христу.
Из-заэтого нечестивцы не останавливались, продолжая разрушать храм, покаокончательно не стерли его с лица земли…111На общем фоне сухих описаний, дающих только наброски города,особенно ярко выглядят некоторые тексты, авторы которых все-такипредставляют весьма подробные и яркие картины. Так, действительнонеобычно изображен Рим в житии Григентия Омиритскогo. Григентийпосещает Латеранскую базилику, храмы св.
Петра, св. Павла, церковь свв.Цицилии, Тибурция и Валериана, церковь св. Бонифация и Аглаи. Приэтом дается некоторая информация о том, где они располагались, каксвятой добирался до них. В общем, в топографическом смысле картинаочень подробная, хотя собственно описаний, как все это выглядело, не такмного. Вот как автор пишет о прибытии в Рим: «Когда блаженный увиделгородские здания, он изумился, поскольку нигде ранее не видел такоговеликолепия»112. О виде Латеранской базилики сказано следующее:«Святой направился в церковь Спасителя в районе Константианэ, котораябыла первой построена в Риме. Находится же она рядом с патриархией,видом в высшей степени прекрасна, необычным образом украшенамрамором и мозаиками»113.
К пребыванию в Риме относится и подробноеописание путешествия на гору Соракте в окрестностях города (см. с. 114).111Vita Lazari, p. 515.Vita Gregentii , p. 300.113Id., p. 316.11250Когда мы анализируем манеру агиографов описывать города, которыене были специальной паломнической целью, то вполне определенно можновыделить тенденцию подробно передавать какие-то топографическиеособенности, связанные опять же с перемещениями или действиями героев.Появляются названия районов города, особенности их расположения,указываются отдельные значимые объекты, гавани, мосты, еще чаще, церквиили монастыри.
Подобным образом представлены Акрагант в житииГригория Акрагантского, Митилина в житии свв. Давида, Симеона и Георгия,Фессалоника в житии Ильи Нового, Сиракузы в житии Григория Декаполита.Очевидно также, что эта тенденция в каждом конкретном случае моглавоплощаться по-разному. Если агиограф Григория Акрагантского хорошознал Сицилию и мог себе позволить в деталях говорить об острове иАкраганте, то далее, в продолжительном путешествии святого появляютсятолько несколько основных точек маршрута, главные города, через которыележал его путь в Иерусалим и обратно.
Автор, вероятно, не располагал ниисточниками, ни собственным опытом для того, чтобы оснастить рассказкакими-либо подробностями. В аналогичной ситуации составитель житияГригентия действует по-другому. Ясно, что агиограф не располагалисточниками, сопоставимыми с тем путеводителем, который имелся у негопо Риму, в отношении всего гигантского маршрута героя, добравшегося изсеверной Италии до юга Аравийского полуострова. Но автор не хочетоставлять многочисленные этапы этого пути без внимания, а пытаетсявоссоздать какие-то черты городов, по которым у него не было данных,исходя из возможностей собственного воображения114. В результате, можновыделить даже некую схему, по которой он описывает всякий очереднойгород, встретивший Григентия.
Он стремится дать хоть какие-то ориентиры,кажущиеся более или менее объективными, указывает расположение114Об этом достаточно обоснованно пишет издатель текста А. Бергер (Berger 2006, s. 31-45).51упоминаемых объектов по частям света, придумывает, как обозначить то илииное место какой-нибудь приметой115:Родина Григентия:В области, граничащей с аварами, есть одна деревня. Она отстоит на два дня путиот дороги, ведущей к северному морю, и находится в подчинении этим самымаварам.
Название же ей – Липлянес116.Агригентум:… [он] отправился к портику с четырьмя колоннами, который находился взападной части города, чтобы помолиться в расположенной там церкви Предтечи.Когда он закончил молиться там, то решил отправиться для молитвы в хрампресвятой Богородицы, называемый ta Kyritonos117.Карфаген:Как уже было сказано, прибыв в город Карфагенян, они зашли внутрь ипоселились у городских ворот у благочестивого мужа по имени Константин. <...>На следующий день оба вышли из дома, чтобы отправиться в святейший храм длямолитвы. Они оказались в одном из городских переулков, где росло дерево ююба.Под деревом лежала какая-то нищая старуха, распростершись ниц лицом…118Августополис:…блаженный снова отправился в мартирий св.
Мокия. Располагался же он взападной части того города. Вознеся Господу молитву, он возвращался обратно ивстретил на главной улице одного бедняка119.Александрия:Через несколько дней они прибыли в Александрию на корабле. В самый полденьони спустились с судна и вошли в город. Проходя рыночную площадь,называвшуюся Феонас, они стали искать прибежище, где можно было быостановиться. <...> когда они пришли в район ta Boukolou, их принял одинблагочестивый муж по имени Леонтий.
<...> Поблизости располагался монастырьсвятых мучеников Александра и Антонины. Григентий постоянно обращался кбратии этого монастыря, заимствовал немалое количество святых книг и читал их,115Детально анализируя итинерарий Григентия, А. Бергер пытается объяснить появление того илииного топонима в тексте, делает предположения об источниках информации, которая помоглаавтору сконструировать описание очередного города (Berger 2006, s. 14-41).116Vita Gregentii, p. 190.117Ibid., p. 238.118Ibid., р.276.119Ibid., р.360.52что было для него великим вспомоществованием. <...> Ходил он и к гробнице св.апостола Марка и молился там о милости Божьей и заступничестве Его120.Разумеется, Константинополь тоже нередко появляется на страницахжитийной литературы, есть памятники, для которых образ столицыневероятно важен, но в таких случаях, как правило, город и есть местоосновного развития событий.
Это, в первую очередь, очень известные«столичные» жития Василия Нового, Андрея Юродивого, но в данной работемы не рассматриваем эти источники, так как Константинополь в них неявляется частью странствий героев. Однако, и в житиях путешествующихсвятых Город, являющийся для них новым, «чужим» пространством, можетзанимать важное место.