Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ВЫСШИХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙИМ. Е. М. МЕЛЕТИНСКОГОна правах рукописиМАНТОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНАПутешествия в византийской агиографии IX-XII в.:особенности художественного воплощенияспециальность 10.02.14 – классическая филология, византийская иновогреческая филология.Диссертация на соисканиеученой степени кандидатафилологических наукНаучный руководитель доктор исторических наук,профессорС.
А. ИвановМосква, 20152Оглавление4ВведениеЦели и задачи исследования4История вопроса6Научная новизна и практическая значимость15Источники и методология16Агиографические источники17IX-X вв.17Жития ап. Андрея24XI-XII вв.25Иные источники26Дополнительные источники27Методология28Положения, выносимые на защиту29Глава 1.
Элементы природного и антропогенноголандшафтов1.1. Природные объекты31311.1.1. Έρημος – пустыня, горы или лес?311.1.2. Горы371.1.3. Реки411.1.4. Море421.2. Объекты антропогенного ландшафта431.2.1. Город461.2.2. Храмы и монастыри551.2.3. Дорога60Глава 2. Метафора дороги63Глава 3. Чудесное и сверхъестественное в пути7433.1. Чудесное преодоление водной преграды753.2.
Чудесное преодоление опасности803.2.1. Морские опасности813.2.2. Сухопутные опасности863.2.3. Демоны на пути святых893.3. Чудесное преодоление трудностей пути933.3.1. Неблагоприятные погодные условия953.3.2. Потеря ориентации в пространстве963.4. Власть святых над пространством3.5. Путешествующие небесные покровителиГлава 4. Описание движения991021064.1. IX-X вв.1074.2.
Жития ап. Андрея1254.3. XI-XII вв.136Заключение149Библиография1544ВведениеПутешествие как социально-культурный феномен, а также еголитературныевоплощениявсегданевероятноплодотворныдляисследования, так как предлагают широкий круг проблем, которые можнорассматривать в самых разных аспектах.
Тем удивительнее, что ввизантиноведении буквально до самого последнего времени путешествиямне уделялось особого внимания. А если говорить об особенностях ихлитературного воплощения, то этот вопрос является фактически неизученным. Он затрагивается в нескольких научных работах1, но они лишькосвенно касаются темы диссертационного исследования, так как в основномбазируются на другом материале.Цели и задачиЦельдиссертационногоисследования-выявлениеосновныххудожественных принципов, на которых строится описание путешествий вагиографии IX-XII вв.Выбранныехронологическиерамкисоответствуютодномуизважнейших этапов в развитии византийской житийной литературы.Зародившись в позднеантичную эпоху, агиография, наряду со всей культуройВизантии, пережила в VII- начале VIII вв.
период «темных веков»,ознаменовавшийся определенной трансформацией культурной традиции.Начиная с конца VIII в. агиографические жанры получают новое развитие,создается большое количество текстов, многие из которых считаютсязнаковыми, причем не только для Византии, но и для других культур,попавших в сферу влияния империи. Формируются определенные каноны иособенности, характерные именно для этой эпохи. Однако период расцвета,1Подробнее см. раздел, посвященный истории вопроса.5продолжавшийся около двух столетий, завершается, и уже со второйполовины XI-XII вв.
можно говорить об упадке, знаменующем конецважнейшего цикла в развитии агиографии2.В синхронической и диахронической проекциях мы рассматриваем,какие объекты окружающего пространства попадают в поле зренияагиографов при описании путешествий, как именно и насколько подробноони описаны. Важным аспектом является соотнесение этих описаний сбиблейскимииантичнымилитературнымиобразцами,накоторыхбазировалась в своем развитии византийская агиография.
Этот вопрос имеетособую актуальность, так как только в последнее время в научномсообществе преодолено мнение, что агиографическая литература бесконечновоспроизводит одни и те же образцы и не подвергается никаким влияниям.Очевидно, что континуитет и влияние традиции, широкое использованиетопосов и клише действительно характерны для такого типа литературы. Новнимательное изучение того, какое именно художественное выражениеимеют эти топосы, их внутренннее развитие и взаимодействие, отчетливодемонстрирует, что агиография развивается, впитывает общие литературныетенденции, отражает социальные и культурные изменения3.В качестве важной задачи мы рассматриваем также особенностиописания движения в путешествиях.
Необходимо оценить, насколько путь,описанный агиографом, адекватно отражает непосредственно процессперемещения в пространстве. Воплощается ли он в перечислении несколькихстатичных картин или в едином континуальном описании, снабженномличными ощущениями и впечатлениями самого путешественника? КаксоотносятсямеждусобойагиографическиепутешествияXIIв.ивизантийские «хождения» - повествования о путешествиях, появившиеся2Об этом писал в свое время Каждан. A. Kazhdan, S.
Franklin. Studies on Byzantine Literature of theEleventh and Twelfth Centuries. Cambridge, 1984. P. 190 (далее: Kazhdan,Franklin). Примерно так жеоценивает развитие средневизантийской агиографии современный исследователь Т. Пратш.Pratsch T. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit . NewYork-Berlin, 2005. S. 420-421 (далее: Pratsch).3S. Efthymiades. Introduction/ Companion, р. 14-15.6именно в этот период? Можем ли мы говорить об определенной динамике вразвитии агиографии и общего литературного процесса, основываясь нарезультатах такого сравнения?Наконец, следует проанализировать, какие литературные функциивыполняют путешествия и их описания в житиях; насколько они важны длякомпозиционного и сюжетного построения.История вопросаЧто касается разработки темы, то, как мы уже говорили выше, наданный момент литературный аспект описания путешествий в житийнойлитературе практически не исследован. Что касается более общей научнойлитературы по путешествиям, то наиболее изученной является темапаломничества.
Использование в диссертации только такой литературы неможет обеспечить полноценной разработки темы, так как в агиографиипредставлены самые разные типы путешествий, а не только паломнические.Следовательно,представляетсянеобходимымпроанализироватьсуществующую научную литературу, посвященную более широкому кругувопросов. Частично эти исследования касаются агиографической традиции винтересующий нас период.В середине девяностых годов XX в.
вышло две книги, связанные сизбранной темой. В первую очередь, это исследование Э. Маламут«Дорогами византийских святых»4, опубликованное в 1993 г. Являясь первойи, по сути, последней монографией, посвященной именно житийнымпутешествиям, она представляет общий обзор фактологической информациио путешествиях, содержащейся в текстах. Это позволило исследовательницереконструировать основные маршруты передвижения святых по империи,обозначить сроки и способы путешествий, а также проследить развитиеразных паломнических центров в разные эпохи существования Византийской4Malamut E.
Sur la route des saints Byzantines. Paris, 1993 (далее: Malamut).7империи, отметить особенности состояния дорог, описать цели и причины,побуждавшие святых отправляться в путь. В целом, авторский подходбазируется на использовании агиографической литературы в качествеисторического источника по практике путешествий в Византии, при этомполученные данные не рассматриваются критически, а источники неоцениваются с точки зрения достоверности.Вторая из упомянутых книг вышла в 1994 г. Это монография А.Кюльцера о греческом паломничестве в Святую землю в византийское ипоствизантийское время 5.
Автор этой работы придерживается, строго говоря,прямо противоположного подхода к житийной литературе. По его мнению,задачи агиографов полностью подчинены главной цели - прославлениюсвятых, и такая литература не может служить источником знаний по историипаломничества. Она бедна социально-исторической информацией, да и тонемногое, что в ней есть, не может считаться достоверным. Именно поэтомуА. Кюльцер практически не ссылается на агиографические тексты иосновывается только на паломнической литературе. Тем не менее, в этойработе содержится довольно важная для нас глава Ekphrasis undPilgerliteratur6, где автор прослеживает использование античной традицииописаний в византийской паломнической литературе. Он приходит к выводу,чтопослепервыхЕвангельскимдвухтекстамвековвхристианства,литературекогдапрактическивподражаниеотсутствуютхудожественные описания, экфрасис постепенно возвращается и уже к IV-Vвв.
занимает прочное место в христианской словесности. В последующиестолетия общая ориентация на традиционализм, характерная для всейвизантийской культуры, послужила причиной того, что на протяжении всегосуществования империи и позднее, авторы продолжали использоватьпозднеантичные образцы описаний в своих произведениях. Такая традиция5A. Külzer. Peregrinatio graeca in Terram Sanctam: Studien zu Pilgerführern und Reisebeschreibungenüber Syrien, Palästina und den Sinai aus byzantinischer und metabyzantinischer Zeit.
Frankfurt, 1994(далее: Külzer 1994).6Ibid., p. 88-95.8несомненно имеет свое отражение и в агиографической литературе, однако входе нашей работы мы постараемся продемонстрировать, насколькосвободно агиографы могли использовать эту традицию в зависимости отлитературной эпохи или собственных вкусов.Определенной вехой в исследования византийских путешествий стал2000 г., когда в Бирмингеме и Дамбартон Оксе состоялось два крупныхсимпозиума, посвященных данной теме. На первом из них обсуждалисьпутешествия в целом, а в ходе второго научное сообщество сосредоточилосьспециальным образом на паломничестве.
Материалы обеих конференцийбыли изданы в 2002 г. и по сей день продолжают оставаться актуальнымиввиду отсутствия более современных фундаментальных работ. Это сборникстатей Travel in the Byzantine World7 и 56 выпуск издания Dumburton OaksPapers8.Бирмингемский сборник открывается статьей М. МакКормика9, вкоторой автор говорит об актуальности исследований, посвященныхпутешествиям, поскольку путешествия - это физическая реализациякоммуникаций, имевших первостепенное значение для Византии. Именноони позволили империи более тысячи лет политически, экономически,культурно объединять абсолютно разные народы и земли, представленныесегодня дюжиной независимых государств.С точки зрения агиографических исследований, самым важнымявляется тот факт, что многие авторы, вопреки позиции А. Кюльцера, все женачинают рассматривать жития святых как материал для изучения,сопоставляя их с другими типами источников. Так, М.